Программа кружка по развитию интеллектуальных способностей детей "Всезнайка"
рабочая программа по математике (старшая группа)

Воровщикова Лидия Сергеевна

Цель программы:

Развитие логического мышления и аналитического восприятия в процессе освоения разнообразных способов действий, формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша.

 

Задачи программы:

1. Учить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их; абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства;

обобщать объекты по одному, двум, трём, свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого;

2. Развивать познавательные способности у каждого ребенка: умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и предметном материале.

3. Развивать восприятие, внимание, память, пространственные представления, умения высказывать собственные суждения и умозаключения на основе приобретенных знаний.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстникам, умение доводить начатое до конца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vseznayki.docx57.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

Часть, формируемая участниками

образовательных отношений

ПРОГРАММА «ВСЕЗНАЙКА»

для детей 5-6 лет

срок реализации 1 год

                              Разработала воспитатель :

                               Воровщикова Л.С. первая кв. категория

                           

г. Каменск-Уральский, 2016г.

Пояснительная записка.

            Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, которая связана с развитием мыслительных процессов детей — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, решение которой сможет обеспечить готовность ребенка к школе.
          По мнению Л.С. Выготского, готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
          Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
          В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из очень эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

          Благодаря играм с цветными блоками Дьенеша, у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания, облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.

Цель программы:

Развитие логического мышления и аналитического восприятия в процессе освоения разнообразных способов действий, формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша.

Задачи программы:

1. Учить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их; абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства;

обобщать объекты по одному, двум, трём, свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого;

2. Развивать познавательные способности у каждого ребенка: умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и предметном материале.

3. Развивать восприятие, внимание, память, пространственные представления, умения высказывать собственные суждения и умозаключения на основе приобретенных знаний.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстникам, умение доводить начатое до конца.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- наглядность (наличие дидактических материалов).

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

           Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Организационное обеспечение программы:

          Программа рассчитана на 1 год, реализуется в совместной деятельности  по 1 занятию в неделю, во второй половине дня, длительностью до 25 минут.

Численность детей – 21 человек. Возраст детей 5-6 лет.

Формы и методы, используемые в программе:

           В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игра, физпауз.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей группой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- групповой (работа в парах).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

Техническое оснащение занятий:

  • Рабочие тетради из серии «Мои первые тетрадки» Гаврина С.Е.

Тетрадь состоит из 2 частей, в каждой из которой по 15 занятий различной направленности:

  • Задания на развитие произвольного внимания
  • Задания на развитие логического мышления
  • Задания по математике
  • Задания по развитию речи
  • Задания на развитие графических навыков

  • Логические блоки Дьенеша

Логические блоки Золтана Дьенеша — Универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, синие, желтые), размером (большие и маленькие), толщиной (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойства. На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами.

Критерии оценки уровня освоения программы:

             В первые две недели сентября проводится вводная диагностика, с целью определения уровня логического развития детей на начало учебного года.
            Диагностические исследования позволят  отследить динамику развития у детей мышления, определить, насколько сформированы у детей умственные, и психологические процессы. Что позволит ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупредить  возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду отсутствия усложнений) – у «сильных». Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, предлагаются варианты подобных задач, а так же игры соревновательного характера.  Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, необходимо внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, предусмотреть смену вида деятельности. Детям с высоким уровнем развития: отлично справляющимися с конкретной задачей предлагается «подключаются» к тем, кто испытывает серьезные трудности. Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах – более слабым. Результаты диагностики фиксируются в таблицу 1.

       В последние две недели проводится итоговая диагностика по тем же показателям. Результаты фиксируются в таблицу 2.  Проводятся сравнения, делаются выводы, по реализации программы.

 Таблица 1. Вводная диагностика (сентябрь)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Ребенок владеет логическими операциями

Устанавливает сходства  и различия предметов по существенным признакам

Объединяет и распределяет предметы по  группам

Делит целое на части,  из частей формирует целое

Находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Ориентируется в пространстве, на листе бумаги

При помощи суждений делает умозаключения

Имеет достаточный словарный запас

Ребенок наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы

Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в группе, паре

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Таблица 2. Итоговая  диагностика (май)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Ребенок владеет логическими операциями

Устанавливает сходства  и различия предметов по существенным признакам

Объединяет и распределяет предметы по  группам

Делит целое на части,  из частей формирует целое

Находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.

Ориентируется в пространстве, на листе бумаги

При помощи суждений делает умозаключения

Имеет достаточный словарный запас

Ребенок наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы

Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в группе, паре

ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Оценка уровня развития:

  1. балл – большинство компонентов недостаточно развито;
  2. балла – отдельные компоненты недостаточно развиты;
  3. балла – соответствие возрасту;
  4. балла – опережающее развитие.

Оценивание уровня развития отдельно взятого ребёнка проводится по алгоритму:

1. Каждый параметр из карты наблюдений детского развития оценивается по 4-х бальной системе в соответствии с уровнем развития ребёнка.

2. Находим сумму баллов всех параметров у отдельно взятого ребёнка.

3. Для выявления уровня развития ребёнка делим сумму балов на количество параметров.

Если получается не ровное количество баллов, то принято считать:

- от 1б. до 1,4б. – большинство компонентов недостаточно развито;

  - от 1,5 б. (включительно) до 2,4 б. – отдельные компоненты недостаточно развиты;

  - от 2,5 б. (включительно) до 3,4 б. – соответствие возрасту;

- от 3,5 б. (включительно)  до 4 б. – опережающее развитие.

Полученные количественные результаты переводим в процентное соотношение, как по каждому ребенку, так и по группе в целом.

Предполагаемые результаты:

1. На достаточном уровне развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, классифицировать, обобщать и сравнивать.

2. Использование занимательного игрового материала в непосредственно образовательной деятельности и в играх самостоятельного характера.

3. Сформированы сенсорные эталоны и умения сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.

4. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

5. У детей развита память, логическое мышление, произвольное внимание, они могут рассуждать, приводить доказательства.

6. Дети освоили навык работы в паре и микрогруппе, проявляют доброжелательное отношение к сверстнику, могут договориться о предстоящей работе.

План работы

Сентябрь

Тема

Содержание

Дополнительные

игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

2 неделя

Проведение вводной диагностики.

Фиксация результатов.

Разработка плана на год.

3 неделя

Знакомство с «умными фигурками»

Выложить перед детьми наборы и дать им возможность изучить фигуры – потрогать, перебрать, подержать в руках – и поиграть с ними.

 «Что изменилось»;

Упр. на внимание;

Часть 1

с. 2-3

4 неделя

Игры – задания с блоками Дьенеша.

 

 

 

 

 

 

 

Найди все фигуры такого же цвета, как эта (попеременно показать фигуры жёлтого, красного, синего   цвета). Затем можно попросить показать все блоки треугольной формы, все большие фигуры и т.д.

Дай мишке все синие фигуры, зайчику жёлтые, а мышке красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

 «Третий лишний»;

«Сложи узор»

«Сложи дорожку из кубиков»

Часть 1

с. 4-5

Октябрь

Тема

Содержание

Дополнительные игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

Восприятие формы.

«Где мой вагончик»

- Развивать мыслительные операции, учить группировать фигуры по форме.

«Чудесный мешочек»

- упражнять в тактильном восприятии формы.

«Собери бусы»

- выявить на основе сравнения закономерность в расположении предметов по форме и продолжать её.

 «Какой фигуры не хватает»;

Логические задачи

«Найди лишнюю фигуру»

Часть 1

с. 6-7

2 неделя

В мире цвета.

 

 

«Собери капельки»

- упражнять в группировке фигур по цвету, закреплять знание цветов.

«Сложи жёлтую дорожку»

- формирование эталонов основных цветов в процессе практических действий.

«Что изменилось?»

Занимательный ребус

«Подбери по цвету»

Часть 1

с. 8-9

3 неделя

Восприятие цвета.

«Найди похожие домики»

- ориентироваться в мире цвета, развивать внимание.

«Какого цвета не хватает?»

- упражнять в нахождении недостающих цветов в цепочке.

«Сложи узор из кружков и квадратиков»

- упражнять в классификации по двум свойствам – по форме и цвету, развивать мышление.

 «Третий лишний»;

 «Раздели квадрат на части»;

«Подбери фигуру по форме и цвету»

Часть 1

с. 10-11

4 неделя

Восприятие цвета.

«Нарисуй природу»

- упражнять в рисовании переходов цветовых оттенков неба, воды, лесной зелени, деталей цветка.

«Придумай название своему рисунку»

- развивать воображение.

Занимательный ребус

 «Обведи по точкам».

«Какая фигура будет последней?»

Часть 1

с. 12-13

Ноябрь

Тема

Содержание

Дополнительные игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

Восприятие цвета.

«Смешай разные краски»

- упражнять в смешивании разных красок для получения новых цветовых оттенков. Что бывает такого цвета?

Нарисуй новой краской то, что бывает такого цвета.

 «Какая фигура будет последней»

 «Делим круг на 4 части»

Часть 1

с. 14-15

2 неделя

Восприятие размера (большой, маленький)

 

«Что изменилось»

- упражнять в сравнении размеров фигур, развивать аналитическое мышление.

«Что лишнее»

- упражнять детей характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме).

«Кто в домике живёт?»

- начать знакомство с карточкой – символом большой – маленький.

 «Цепочка»;

Выкладывание цифр от 1 до 10;

Занимательный лабиринт

Часть 1

с. 16-17

3 неделя

Восприятие размера.

«Угостим белочек грибами»

- упражнять в сравнении фигур по величине (большой, маленький), развивать мышление, математические способности.

«В гости к белочкам»

- упражнять в классификации фигур по двум свойствам (по величине и по цвету или по величине и по форме).

 «Найди меня»

«Выложи картинку»

Часть 1

с. 18-19

4 неделя

Восприятие толщины.

«Угощение для медвежат»

- развивать умения сравнивать фигуры по одному свойству (толщине), подводить к пониманию отрицания свойств.

«Садовники»

- продолжать знакомство с толщиной фигур, упражнять в сравнении по одному или по двум свойствам (по толщине и по цвету, по толщине и по форме или по толщине и по величине).

«Засели соседей»

«Занимательная клеточка»

«Какая фигура будет последней»

Часть 1

с. 20-21

Декабрь

Тема

Содержание

Дополнительные игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

Восприятие толщины.

«Найди пару»

- продолжать сравнивать фигуры по толщине, вводить в словарь детей слова: толстый, тонкий.

«Искатели клада»

- закреплять представления свойств предметов путём введения символического обозначения свойств.

«Помоги белочке попасть домой»

«Сравни фигуры по толщине»

Часть 1

с. 22-23

2 неделя

Знакомство с символами.

«Искатели клада»

- продолжать введение символического обозначения свойств (большой, маленький, четырёх форм).

«Кодовый замок»

- упражнять в нахождении фигуры по одному или двум свойствам, развивать мышление.

«Засели соседей»

«Какая фигура будет последней»

Часть 1

с. 24-25

3 неделя

Игра «Сложи узор».

«Сложи узор по карточке»

- предложить детям карточки к игре, выложить такую же дорожку (3 карточки).

«Зимняя дорожка»

- развивать сообразительность, внимание, комбинаторские способности.

 

Ориентировка на листе

«Занимательная клеточка»

Часть 1

с. 26-27

4 неделя

 Изучаем символы

«Цепочка»

- введение символического обозначения толщины, упражнять анализировать фигуры по одному и по двум свойствам.

«Садовник»

- упражнять в нахождении фигуры соответствующей показанной карточке с символом толщины.

«Дорисуй геометрическую фигуру»

«Продолжи ряд»

Часть 1

с. 28-29

Январь

Тема

Содержание

Дополнительные игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

Символы.

«Что это за символ?»

- закреплять знания символического обозначения свойств фигур.

«Найди все фигуры как эта»

- Развивать мыслительные процессы, закреплять знания символов.

Графический диктант

«Какая фигура лишняя?»

Часть 1

с. 30-31

2 неделя

Игра «Сложи узор»

 

 

«Сложи различные дорожки»

- развивать сообразительность, мыслительные процессы, воображение.

«Не такой»

- продолжать подводить к пониманию отрицания свойств фигур, классифицировать фигуры по одному свойству.

«Обведи по точкам»

« Выбери фигуры по двум свойствам»

Часть 2

с. 2-3

3 неделя

Упражнения с блоками Дьенеша.

Найди все фигуры как эта по цвету (по форме, размеру).

Найди не такую фигуру, как эта по цвету (по форме, размеру).

- классифицировать фигуры по одному свойству.

Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

Найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру).

- упражнять в классификации фигур по двум свойствам, понимать отрицание свойств.

«Волшебный мешочек»

«Пятый лишний»

«Выкладывание фигур из палочек»

Часть 2

с. 4-5

4 неделя

Игры с блоками Дьенеша.

«Цепочка».

Варианты:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

чтобы рядом были фигуры такие (показываю любой символ);

чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине и т.д.).

- упражнять в сравнении фигур по одному и по двум свойствам, закреплять знание символов.

«Продолжи ряд»

«Чего на свете не бывает?»

«Дорисуй в зеркальном отображении»

Часть 2

с. 6-7

Февраль

Тема

Содержание

Дополнительные игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

Игры с блоками Дьенеша.

«Раздели фигуры»

- упражнять анализировать фигуры по двум (трём) свойствам.

«Второй ряд»

- продолжать упражнять сравнивать фигуры, развивать аналитическое мышление.

«Занимательная клеточка»

«Кто едет в вагончике?»

Часть 2

с. 8-9

2 неделя

Игра «Сложи узор».

«Сложи дорожку по схеме»

- развивать сообразительность, пространственное воображение, цветоощущение, умение анализировать.

«Зоопарк».

- предложить усложнённый вариант игры, развивать умение анализировать, строить постройки в соответствии со схемой.

«Продолжи ряд»

«Весёлая клеточка»

«Подбери коврик зайчику»

Часть 2

с. 10-11

3 неделя

Символы.

«Каждому символу своё место»

- упражнять в раскладывании фигур в соответствии с символическим обозначением.

«Все в ряд»

- упражнять в накладывании фигур на карту со схемами, развивать внимательность , усидчивость, точность выполнения задания.

«Вставь пропущенную фигуру»

«Сложи узор»

Часть 2

с. 12-13

4 неделя

Игры с блоками Дьенеша.

«Заселим домики»

- упражнять в классификации фигур по одному, двум свойствам.

«Переводчики»

- продолжать вводить в словарь ребёнка слова обозначающие символы.

«Продолжи ряд»

«Занимательная клеточка»

Часть 2

с. 14-15

Март

Тема

Содержание

Дополнительные игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

Игры с блоками Дьенеша.

 

«Помоги Незнайке»

- продолжать закреплять представления о свойствах предметов путём введения символов с отрицанием свойств.

«Игра с одним обручем»

- продолжать вводить символы с отрицанием свойств.

«Назови общее свойство предмета»

«Какая фигура лишняя?»

Часть 2

с. 16-17

2 неделя

Игры с блоками Дьенеша.

«На свою веточку»

- упражнять оперировать одновременно двумя свойствами, развивать мышление.

«Искатели клада»

- закреплять знание символов, уметь рассказывать о них.

«Что сначала, что потом?»

«Выложи картинку»

Часть 2

с. 18-19

3 неделя

Игра «Сложи узор».

«Зоопарк»

- продолжать строить постройки в соответствии со схемой.

«Покажи символ»

- развивать умения обобщать фигуры по их свойствам, развивать память, внимание.

«Какая фигура пропущена?»

«Выполни по образцу»

Часть 2

с. 20-21

4 неделя

Игры с блоками Дьенеша.

«Помоги Незнайке»

- упражнять в оперировании двумя свойствами.

Третий лишний»

- упражнять в сравнении фигур по двум свойствам, развивать мыслительные операции.

«Волшебный мешочек»

«Выбери фигуры по трём свойствам»

Часть 2

с. 22-23

Апрель

Тема

Содержание

Дополнительные игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

Игры с блоками Дьенеша.

Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.

Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.

Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице.

«Какая фигура лишняя?»

«Третий лишний»

«Волшебный мешочек»

Часть 2

с. 24-25

2 неделя

 Игры с блоками Дьенеша.

Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.

«Куда спрятался щенок»

- развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.

«Занимательная клеточка»

«Выложи по схеме»

Часть 2

с. 26-27

3 неделя

Игры с блоками Дьенеша

«Поиск затонувшего клада»

- закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.

«Выкладывание фигур из палочек»

«Найди где, чья фигура»

Часть 2

с. 28-29

4 неделя

Игра «Сложи узор».

«Зоопарк»

- продолжать строить постройки в соответствии со схемой.

Придумай рассказ о своём зоопарке.

- развивать творческое воображение,

«Какая фигура лишняя?»

«Выполни по образцу»

Часть 2

с. 30-31

Май

Тема

Содержание

Дополнительные игр. упражнения

Стр. в тетради

1 неделя

Всё о умных фигурах

Закрепить свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)

Развивать мыслительные операции, активизировать речь, совершенствовать умения рассуждать, доказывать свою точку зрения.

«Рисуем картину из фигур»

«Назови все свойства предмета»

Часть 1

с.32

2 неделя

Всё о умных фигурах

Закрепить свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)

Развивать мыслительные операции, активизировать речь, совершенствовать умения рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Воспитывать чувство уверенности в решении поставленной задачи.

«Занимательная клеточка»

Коллективная композиция «Весна»

Часть 2

с. 31

3 неделя

Проведение итоговой диагностики.

Фиксация результатов.

Сравнение вводной и итоговой диагностики. Выводы.

4 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»

Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию  ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности....

Рабочая программа кружка по развитию математических способностей "Знайка" (старшая группа).

Рабочая программа кружка по развитию математических способностей "Знайка".     Программа «Знайка» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математич...

"Театральная мозаика" Программа кружка по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

quot;Театральная мозаика" Программа кружка по развитию театральных способностей у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Составитель Котова Л.А. музыкальный руководитель первой квалифика...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе "Её величество-Сенсорика"

Цель организации кружка - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности...

Программа кружка по развитию творческих способностей «Волшебные ладошки»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Программа кружка по развитию творческих способностей детей «Умелые ручки»

Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповто...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...