Программа дополнительного образования развития интеллектуальных способностей детей 5 – 7 лет «Математическая мозаика»
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Программа кружка «Математический ка» способствует всестороннему развитию ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №77»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Программа дополнительного образования
развития интеллектуальных способностей
детей 5 – 7 лет
«Математическая мозаика»
Автор-составитель: Луконина Елена Александровна Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №77» Энгельсского муниципального района Саратовской области |
2010 г
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка-дошкольника является изучение математики в детском саду.
Математика, как абстрактное выражение наиболее общих законов мировоздания, как результат попыток человеческого разума постичь существо Гармонии и Красоты, число, как сущностная характеристика объекта, - такое понимание положено в основу работы по введению детей дошкольного возраста в этот предмет.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективными пособиями являются: логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, кубики Никитина, игры-головоломки.
В таких играх-упражнениях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Работать с детьми, заниматься с ними, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.
Программа «Математическая мозаика» способствует всестороннему развитию личности ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
При выборе данного направления работы исходили из:
- объективной потребности в обосновании деятельности ДОУ в целом;
- социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
- реальных возможностей и условий дошкольного учреждения
Цель программы – всесторонне развивать личность ребёнка.
Задачами программы являются:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
- Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворения познавательных интересов, радость творчества.
- Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление).
- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
- Развитие творческих способностей фантазий, воображения.
- Увеличение объёма внимания и памяти.
- Развитие речи, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом
Учебная программа рассчитана на 38 часов.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 20 мин. Общее количество учебных занятий в год 38. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-10 мин) и практических умений (10-15 мин).
При изучении курса прослеживается тесная связь:
- физического движения с общим психическим развитием;
- точного (мелкого) движения с развитием речемыслительных центров;
- целенаправленного психического развития ребёнка с личностным ростом
Распределение часов:
38 часов в год – 1 час в неделю.
Содержание программы
I. «Цветные палочки» Кюизенера.
Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.
Используя цветные числа, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
С помощью цветных палочек Кюизенера дети ещё в период дочислового обучения, не зная счёта и не умея выражать своих действий в математических терминах, получают возможность производить сложение и вычитание чисел, понять смысл этих операций, «открывать» простые математические соотношения.
II. Геометрические фигуры Дьенеша.
Геометрические фигуры Дьенеша развивают у детей логическое мышление, формируют представления о геометрических формах.
Более того, при помощи блоков закладывается в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивается способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических формах.
Кроме логических блоков используют карточки, на которых условно обозначены свойства блоков и отрицания свойств. Работа с такими карточками развивает у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
III. Занимательные игры. Головоломки.
- Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек; 2 равных треугольника из 5 палочек.
- Задачи на изменение фигур, для решения, которых надо убрать указанное количество палочек.
- Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
- «Придумай и сложи» - игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур: людей, животных, растений, домиков, машин и т.п. с помощью счётных палочек и других предметов (жетоны, кусочки ластика, цветная бумага, шарики, пуговицы, материя, бусинки и т.п.).
Пр./с: развивать логическое мышление, воображение, сообразительность; прививать любовь к творческой деятельности; учить детей приёмам самостоятельного поиска.
Занимательные игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов: «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», и др.
Цель: развивать логическое мышление, воображение детей, их конструкторские способности. Воспитывать познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску.
IV. Развивающие игры. «Сложи узор».
Пр./с: развивать творческие способности, сообразительность, изобретательность, воспитывать самостоятельность.
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий:
- складывают узор из кубиков точно по узорам-заданиям
- глядя на кубики, зарисовывают узор, который они образуют.
- придумывают новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких ещё нет в книге, т.е. выполняют творческую работу.
«Сложи квадрат».
Из разрезанных частей собрать целый предмет; подбирать детали по цвету, форме, величине.
Цель: развивать логическое мышление, цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников
Общая характеристика программы:Направленность, в рамках которой реализуется программа: воспитательно-развивающая. Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данна...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-379542-1389460076.jpg)
Программа дополнительного образования "Развитие личности ребенка, его креативных способностей в процессе детского экспериментирования"
Содержание представленного опыта работы по детскому экспериментированию соответствует возрасту детей и имеет строгий отбор материала, который исключает перегрузки. В нем представлены рекомендации по у...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1.Ф.И.О. психолога...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/01/picture-646916-1435739218.jpg)
Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию "Юные Умники и Умницы"
Реализация данной программы поможет сформировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления, в рамках дополнительного образован...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-846842-1479147188.jpg)
Программа дополнительного образования "Развитие речи".
Программа дополнительного образования "Развитие речи"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/01/picture-616465-1709275311.jpg)
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений». для воспитанников подготовительной группы
Программа Дополнительного образования «Развитие логического мышления воспитанников 6-7 лет в процессе формирования временных представлений» для воспитанников подготовительной группы включа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-3896-1560672285.jpg)
Программа дополнительного образования по интеллектуальному развитию дошкольников. Кружок «Почемучки» для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучка» предполагает не только игровую деятельность, но и множество других направлений: решение интеллектуальных задач, работа со схемам...