Программа кружка по развитию творческих способностей «Волшебные ладошки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Анна Кирилина

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа кружка

по развитию творческих способностей

«Волшебные ладошки»

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

(В.А.Сухомлинский)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, картона, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги,  листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи программы.

  1. Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.
  2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  3. Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольной группы детского дома.
  4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Направления работы.

  1. Развитие творческих способностей
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Познавательное развитие

Основной формой работы являются занятия, которые проводятся один раз в неделю во второй половине дня. В год проводится  36 занятий.

Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов. 

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Список литературы

1. Андреева Р.П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г.;

2. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

3. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;

4. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;

5. Гершензон М.А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;

6. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

7. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

8. Демина И.П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г.;

9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;

10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

11. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;

12. Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.

13. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;

14. Литвиненко В.М., Аксенов М.В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г.;

15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;

16. Машинистов В.Г., Романина В.И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г.;

17. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).

18. Нагибина М.И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – (Серия: “Вместе учимся мастерить”).

19. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;

20. “Субботник” - субботняя телепередача;

21. Тарабарина Т.И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.

Муниципальное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей «Детский дом «Радуга» Юргинского района

Программа кружка по приобщению детей к художественному и ручному труду и развитию творческих способностей

«Волшебные ладошки»

на 2015-2016 учебный год

                                                                                                             Руководитель:

                                                                                                               А.С. Кирилина,

                                                                                                         воспитатель

Учебно-тематический план

План

Дата проведения

Количество часов

Вводное занятие

4 часа

сентябрь

1

Знакомство со свойствами материалов

1 неделя

1 час

2

Рассматривание иллюстраций с изделиями ручного труда

2 неделя

1 час

3-4

Заготовка природного материала

3-4

неделя

  2 часа

Поделки из природного материала

8 часов

октябрь

5

«Божья коровка» из грецкого ореха

1 неделя

1 час

6

«Грибочки» из гороха

2 неделя

1 час

7

«Осенний букет»

3 неделя

1 час

8

«Осенняя мозайка» - поделки из овощей

4 неделя

1 час

ноябрь

9

«Ёжик в листве» - поделка из шишек

1 неделя

1 час

10

«Бусы из рябины»

2 неделя

1 час

11

«Гусеница в хвойном лесу»

3 неделя

1 час

12

«Чиполино» поделка из лука

4 неделя

1 час

Поделки из бумаги и картона

8 часов

декабрь

13

«Скворечник для скворца»

1 неделя

1 час

14

«Зимушка – зима»

2 неделя

1 час

15

«Снеговик»

3 неделя

1 час

16

«Новогодняя елка»

4 неделя

1 час

январь

17

«Улицы города»

1 неделя

1час

18

«Шкатулка»

2 неделя

1час

19

«Рыбка»

3 неделя

 1 час

20

«Жар-птица»

4 неделя

 1 час

Конструирование из бумаги

8 часов

февраль

21

«Колобок»

1 неделя

1 час

22

«Попугай»

2 неделя

1 час

23

«Самолет»

3 неделя

1 час

24

«Ракета»

4 неделя

1 час

март

25

«Черепаха»

1 неделя

1 час

26

«Открытка с цветами»

2 неделя

1 час

27

«Осьминог»

3 неделя

1 час

28

«Веселые поросята»

4 неделя

1 час

Лепка

4 часа

апрель

29

«Моя любимая сказка»

1 неделя

1 час

30

«Посуда для кукол»

2 неделя

1 час

31

«Котенок»

3 неделя

1 час

32

«Барышня»

4 неделя

1 час

Декупаж

4 часа

май

33

Украшение вазы

1 неделя

1 час

34

Оформление комнатных горшков для растений

2 неделя

1 час

35

Декупаж для огорода

3 неделя

1 час

36

Итоговое занятие: «Выставка поделок»

4 неделя

1 час

Всего:

36 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...

Программа дополнительной образовательной услуги по развитию художественных способностей «Волшебные ладошки»

ü  Ознакомление детей с различными видами изобразительной деятельности, с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;ü  Развитие художественного вкуса, фантазии, изобре...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка по развитию мелкой моторики «Веселые ладошки» для детей 2 младшей группы

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет...

Программа кружка по развитию творческих способностей детей «Умелые ручки»

Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповто...

Программа кружка по развитию творческих способностей «Волшебный сундучок»

Программа кружка по развитию творческих способностей «Волшебный сундучок»Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации образовательной программы: 1 год...

Программа кружка по развитию творческих способностей «Наши руки не для скуки»

Возраст обучающихся: 4-5 лет  Срок реализации образовательной программы: 1 год...

Программа воспитателя ДОУ развития творческих способностей для дифференциации и индивидуализации развитию способностей воспитанников

Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного во...