Рабочая программа кружка по развитию математических способностей "Знайка" (старшая группа).
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Нуркатова Елена Борисовна

Рабочая программа кружка по развитию математических способностей "Знайка".     Программа «Знайка» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

    Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Буратино» г. Волжский Волгоградской области

(МДОУ д/с № 20)

Утверждаю:

заведующий МДОУ д/с № 20

_____________ Шаронова С. Н.

Принято:

на педагогическом совете № __

от «___» _____________ 2017г.

«Знайка»

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5 – 6 лет

по формированию элементарных математических способностей.

Составила: воспитатель

                                                первой квалификационной  категории

               Нуркатова Елена Борисовна.

Волжский 2017 г.

Пояснительная записка

    Программа «Знайка» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

    Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.

Цель программы:

  1. Формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
  2. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.);
  3. Формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
  4. Формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  5. Развитие способности к саморегуляции поведения  и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  6. овладению навыками речевого развития;
  7. развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации.

В программе «Математические ступеньки» реализуются основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса  непосредственно согласованы с закономерностями развития ребёнка.

Задачи программы:

Образовательные:

Формировать общее представление о множестве и числе;

Формировать навыки количественного и порядкового счета в  пределах  20;

Знакомить с составом числа;

Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;

Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;

Учить сравнивать множества;

Знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

Развивать логическое мышление;

Развивать самостоятельность при  выполнении поставленной задачи;

Развивать мелкую моторику, глазомер;

Развивать  инициативу;

Воспитательные:

Воспитывать внимание;

Воспитывать организованность;

Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

 Основные формы и способы работы с детьми.

Программа рассчитана на два года обучения:

1 год – 5 – 6 лет;

2 год – 6 – 7 лет.

Занятия проходят по подгруппам 8 – 10 человек.

Длительность занятий:

1 год – 25 минут;

2 год – 30 минут.

Количество занятий – 1 занятие в неделю, 32 занятия в год.

Занятия включают в себя систему  дидактических  заданий, игр и игровых  упражнений, теоретическую часть, физкультминутки,  что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

ПРОГРАММА НА УЧЕБНЫЙ ГОД.

(5—6 лет)

№ занятия.

 Задачи.

Цели.

1

Количество и счет: число и цифра 1.

Величина: большой, поменьше, маленький.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – сентябрь.

Логическая задача: соединение рисунков.

Закреплять:

  1. знания о числе и цифре 1;
  2. умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  3. сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше и маленький), употреблять эти понятия в речи;
  4. выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Учить:

  1. писать цифру 1;
  2. понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить:

  1. с пословицами, в которых упоминается число 1;
  2. названием первого осеннего месяца – сентябрь.

2

Количество и счет: число и цифра 2, знаки +,=.

Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Закреплять:

  1. знания о числе и цифре 2;
  2. умение писать цифру 1;
  3. отгадывать математические загадки;
  4. записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;
  5. ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;
  6. знакомить с пословицами, в которых упоминается число 2;
  7. со знаками + и =, учить писать эти знаки;
  8. соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Учить:

  1. писать цифру 2.

Формировать:

  1. умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

3

Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку.

Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.

Закреплять:

  1. умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
  2. выкладывание квадрата из счетных палочек:;
  3. рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Учить:

  1. писать цифру 3;
  2. решать логическую задана установление закономерностей.

Знакомить:

  1. с тетрадью в клетку;
  2. с пословицами, в которых упоминается число 3.

Формировать:

  1. умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

4

Количество и счет: Числа и цифры 1, 2, 3; соотнесение количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счётных палочек, работа в тетради в клетку.

Величина: большой, поменьше, самый маленький.

Закреплять:

  1. умение писать цифры 2 и 3.

Учить:

  1. Отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр;
  2. Писать цифру 4;
  3. Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  4. Рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;
  5. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить: с тетрадью в клетку.

5

Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5; знаки +, =; независимость числа от величины предмета, состав числа 5 из двух меньших.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – октябрь.

Закреплять:

  1. Умение писать цифры 1, 2, 3, 4;
  2. Понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Учить:

  1. Отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;
  2. Писать цифру 5;
  3. Решать логическую задачу.

Знакомить:

  1. С составом числа 5 из двух меньших чисел4
  2. Названием текущего месяца – октябрь;
  3. Крылатыми выражениями, в которых используется число 5.

Формировать:

  1. Умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

6

Количество и счет: число и цифра 6; знаки +, =; сложение числа 6 из двух меньших.

Величина: длинный, короче, ещё короче,

Логическая задача: сравнение, установление логической последовательности.

Учить:

  1. Отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;
  2. Писать цифру 6;
  3. Порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счёту месте?;
  4. Решать логическую задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить:

  1. С цифрой 6;
  2. Составом числа 6 из двух меньших.

Формировать:

  1. Навыки самоконтроля и самооценки.

7

Количество и счет: числа и цифры 4, 5, 6; знаки >, <, =; независимость числа от расположения предметов.

Геометрические фигуры:  квадрат, треугольник.

Закреплять:

  1. Умение писать цифры 3, 4, 5, 6.

Учить:

  1. Отгадывать математические загадки;
  2. Устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой»
  3. Выкладывать из счётных палочек треугольник, домик;
  4. Рисовать треугольники в тетрадке в клетку;
  5. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить:

  1. Со знаками >, <.

8

Количество и счет: числа и цифры 4, 5. 6; установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

Учить:

  1. Устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;
  2. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
  3. Решать логическую задачу на установление закономерностей;
  4. Учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить:

  1.  Загадками, в которых присутствуют числа.

Формировать:

  1. Навыки самоконтроля и самооценки.

9

Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -.

Геометрические фигуры: дорисовывание геометрических фигур.

Ориентировка во времени: ознакомление с месяцем – ноябрь.

Закреплять:

  1. Знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь), познакомить с названием последнего осеннего месяца – ноябрь.

Учить:

  1. Решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
  2. Писать цифру 0;
  3. Дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображения предметов;
  4. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить:

  1. Со знаком -;
  2. С цифрой 0.

10

Количество и счет: числа и цифры 0, 4, 5, 6; решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой; знаки -, <, >.

Ориентировка во времени и пространстве: слева, справа, спереди, сзади.

Закреплять:

  1. Умение обозначать положение предметов по отношению к себе.

Учить:

  1. Решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
  1. Устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;
  1. Сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;
  2. Находить различия в похожих рисунках;
  3. Пользоваться знаками знаки -, <, >.

Знакомить:

  1. С крылатыми выражениями, в которых есть число 0.

11

Количество и счет: число и цифра 7. Знаки =, +, порядковый счет.

Геометрические фигуры: выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Деление квадрата на 2 и 4 части.

Величина: часть и целое.

Учить:

  1. Отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;
  2. Писать цифру 7;
  3. Порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? На котором по сету мессе?
  4. Выкладывать из счетных палочек прямоугольник;
  5. Рисовать прямоугольники в тетради в клетку;
  6. Преобразовывать квадрат и другие фигуры путём складывания, разрезания;
  7. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Знакомить:

  1. С цифрой 7.

12

Количество и счет: числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; состав числа 7из двух меньших.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять:

  1. Умение писать цифры от 1 до 7.

Учить:

  1. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить:

  1. С цифрой 7;составом числа 7 из двух меньших чисел;
  2. Пословицами, в которых упоминается число 7;
  3. Днями недели.

13

Количество и счет: числа и цифры от 1 до 8; знаки +, -.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца декабрь.

Учить:

  1. Отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;
  2. Писать цифру 8;
  3. Правильно использовать и писать знаки +, -;
  4. Решать логическую задачу.

Знакомить:

  1. С цифрой 8;
  2. С названием месяца – декабрь.

Формировать:

14

Количество и счет: порядковый счет; сложение числа 8 из двух меньших.

Величина: деление предмета на 4 части.

Упражнять :

  1. В различении порядкового счета. Правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету?

Учить:

  1. Составлять число 8 из двух меньших;
  2. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
  3. Делить предмет на 2, 4 части.

15

Количество и счет: решение примеров на сложение и вычитание.

Геометрические фигуры: овал.

Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

Учить:

  1. Решать примеры на сложение и вычитание;
  2. Логическую задачу;
  3. Определять словом положение предмета по отношению к себе и другому лицу;
  4. Рисовать овалы в тетради в клетку;
  5. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

16

Количество и счет: знаки  <, >; порядковый счет.

Геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

Закреплять:

  1. умение правильно пользоваться знаками <, >;

Учить:

  1. видеть геометрические фигуры в символических изображениях;
  2. понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  3. правильно отвечать на вопросы сколько? Который? На каком по счету месте?

Упражнять:

  1. в различении порядкового и количественного счета.

17

Количество и счет: числа и цифры от 1 до 9.

Величина: высокий, низкий.

Ориентировка во времени: дни недели, ознакомление с названием месяца – январь.

Учить:

  1. отгадывать математическую загадку;
  2. писать цифру 94
  3. записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник и т.д.);
  4. решение с помощью цифр и математических знаков;
  5. решать логическую задачу на установление закономерностей;
  6. понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить:

  1. с цифрой 9;
  2. названием месяца – январь;
  3. названием дней недели.

Формировать:

  1. навыки самоконтроля и самооценки.

18

Количество и счет: порядковый счет, сравнение смежных чисел.

Геометрические фигуры: квадрат.

Величина: часть и целое.

Учить:

  1. порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?
  2. Соотносить количество предметов с цифрой; сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;
  3. Складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников, разрезать по линиям сгиба;
  4. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
  5. Решать логические задачи.

19

Количество и счет: число 10.

Геометрические фигуры: выкладывание из счетных палочек трапеции, лодки, работа в тетради.

Логическая задача: различия в двух рисунках.

Знакомить:

  1. С числом 10;
  2. Геометрической фигурой – трапецией.

Учить:

  1. Отгадывать математическую загадку;
  2. Писать число 10;
  3. Выкладывать из счетных палочек трапецию;
  4. Рисовать трапецию в тетради в клетку;
  5. Находить различия в двух похожих рисунках;
  6. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

20

Количество и счет:  цифры от 1 до 10; сложение числа 10 из двух меньших.

Геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат.

Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.

Закреплять:

  1. Умение писать цифры от 1 до 10;: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.
  2. Знания о геометрических фигурах

Учить:

  1. Понимать отношения между числами4
  2. Составлять число 10 из двух меньших;
  3. Решать логическую задачу;
  4. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

21

Количество и счет: решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -.

Геометрические фигуры: работа в тетради в клетку.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – февраль.

Учить:

  1. Решать задачи и записывать решение;
  2. Отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;
  3. Пользоваться знаками +, -;
  4. Рисовать в тетради кораблик; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить:

  1. С названием месяца – февраль.

22

Количество и счет: решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет.

Геометрические фигуры: работа со счетными палочками.

Закреплять:

Учить:

  1. Отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и знаков, читать запись;
  2. Решать логическую задачу на анализ и синтез;
  3. Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елка и т.д.);
  4. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Упражнять:

  1. В количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько? На котором по счету месте?

23

Количество и счет: решение примеров на сложение и вычитание, составление числа из двух меньших.,

Геометрические фигуры: круг, прямоугольник.

Ориентировка в пространстве: работа в тетради в клетку.

Учить:

  1. Решать примеры на сложение и вычитание;
  2. Составлять числа 7, 8. 9, 10 из двух меньших;
  3. Различать понятия вправо, влево, вперед, назад, учить двигаться в заданных направлениях;
  4. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

24

Количество и счет: Устанавливать  соответствия между цифрой и количеством предметов; пользоваться  знаками <, >;

Геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять:

  1. Знания о днях недели.

Учить:

  1. Устанавливать  соответствия между цифрой и количеством предметов;
  2. Пользоваться  знаками <, >;
  3. Решать логическую задачу;

Формировать:

  1. Навыки самоконтроля.

25

Количество и счет: решение задач на сложение и вычитание.

Геометрические фигуры: четырехугольник, шестиугольник.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – март.

Учить:

  1. Составлять задачи на сложение и вычитание;
  2. Решать логическую задачу на сходство и различие;
  3. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно4
  4. Записывать и читать записи.

Знакомить:

  1. С названием месяца - март.

Закреплять:

  1. Знания о зимних месяцах – декабрь, январь, февраль.

26

Количество и счет: решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку.

Геометрические фигуры: треугольник.

Ориентировка во времени: части суток.

Величина: большой, поменьше, самый маленький.

Закреплять:

  1. Знания о последовательности частей суток.

Учить:

  1. Отгадывать математическую загадку и  записывать её;
  2. Читать запись;
  3. установление соответствия между числом и цифрой;
  4. рисовать символическое изображение кошки в тетради в клетку;
  5. понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  6. использовать в речи определения большой, поменьше, самый маленький.

Способствовать развитию глазомера.

27

Количество и счет: решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет.

Ориентировка во времени: дни недели, времена года.

Закреплять:

  1. навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Какой по счету?

Учить:

  1. отгадывать математическую загадку и записывать её решение;
  2. читать запись задачи;
  3. понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  4. развивать мышление.

28

Количество и счет: решение математической загадки, сложение числа 10  из двух меньших.

Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.

Ориентировка в пространстве:  ориентировка на листе бумаги.

Учить:

  1. отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;
  2. понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Закреплять:

  1. умение составлять число 10 из двух меньших;
  2. понятия «левый верхний – нижний угол, середина листа и т.д.;
  3. знания о геометрических фигурах.

29

Количество и счет: решение задач.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – апрель.

Закреплять:

  1. знания о первом весеннем месяце – марте;
  2. знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Учить:

  1. составлять задачи, записывать и читать запись;
  2. решать логическую задачу;
  3. понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Знакомить с названием месяца апрель.

30

Количество и счет: порядковый счет, решение математической загадки.

Геометрические фигуры: рисование предмета из заданных фигур.

Ориентировка в пространстве: работа в тетради в клетку.

Закреплять:

  1. умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;
  2. умение ориентироваться относительно себя.

Учить:

  1. отвечать на вопросы: сколько? На каком по счёту месте?
  2. Рисовать лягушку в тетради в клетку.

31

Количество и счет: порядковый счёт, сложение числа 10 из двух меньших.

Геометрические фигуры: треугольник, круг, трапеция.

Закреплять:

  1. Навыки порядкового и количественного счета;
  2. Умение правильно отвечать на вопросы.

Учить:

  1. Составлять число 10 из двух меньших, записывать результаты;
  2. Выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов;
  3. Решать логическую задачу.

32

Количество и счет: решение задачи соотнесение числа с количеством предметов, стихи о цифрах от 1 до 10.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – май.

Учить:

  1. Понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Формировать:

  1. Навыки самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук «Весёлые ладошки» для детей 1 младшей группы дошкольного возраста

Пояснительная записка   «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Говорушки» младшая группа

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Табан хурган» в первой младшей группе.

           Игра  – одна  из лучших способов развития  речи и мышления у детей. Доставляет ребёнку  удовольствие и радость, а эти чувства ...

Рабочая программа кружка по развитию речи «Веселый язычок» во 2 младшей группе № 7 «Кузнечики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №52 "Аленький цветочек"        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию речи «Болтливый язычок.» в средней группе №7 «Кузнечики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 52 «Аленький цветочек»  ПРИНЯТО...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» младшая группа

Рабочая    программакружка по развитию мелкой моторики«Ладушки»младшая группа...

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики «Ладушки» (средняя группа)

laquo;Источники  способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»      ...