Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»
рабочая программа
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_sens.2ml_1.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»
Составил воспитатель: Павлочева Н.А.
г. Смоленск
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКА
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.
В 3 года ребенок начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов.
Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, необходимо познакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).
Вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях.
Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3—4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.
Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.
ПАСПОРТ КРУЖКА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
Цель работы: развивать у ребенка процессы восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Задачи: научить определять отношения выявленных свойств и качеств предметов и свойствам и качествам других предметов. Обучить детей простейшему сенсорному анализу, развивать мелкую моторику рук, учить планировать свою работу, доводить начатое дело до конца, совершенствовать речь, дать возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, воспитывать терпеливость и познавательный интерес.
В кружке есть необходимое оборудование к занятиям:
• Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Закрути пробочки», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Половинки», «Развивающее лото», «Ассоциации», «Что к чему», «Разноцветные дорожки» и т. д.
• Материал: разноцветная посуда, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы домашних и диких животных, овощи и фрукты, кубы-вкладыши, счетные палочки, настольный конструктор.
• ТСО: магнитофон, компьютер, колонки.
Методы:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
подгрупповая; индивидуальная.
Формы мониторинга и оценочные материалы.
Форма подведения итогов.
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
- различать предметы по величине (большой – маленький, больше
- меньше);
- различать предметы по форме (кубик, шарик);
- образовывать группы однородных предметов;
- выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале .
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Тема | Кол-во ОД | Цель | Материал |
Сентябрь | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики | |
«Спрячь мышку» | 1 | Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета. | Игровое поле, картинка – мышка, квадраты 6 цветов | |
«В царстве фигурок-человечков» | 1 | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры. | Круг, квадрат, треугольник | |
Октябрь | Лото «Цвет» | 2 | Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. | Игровые поля – карты и картинки 6 цветов. |
«Кто где спит» | 2 | Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу. | Круг, квадрат, треугольник, овал | |
Ноябрь | «Гости» | 2 | Обучение группировке- геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета. | Круг, квадрат, треугольник, овал |
«Окраска воды» | 2 | Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее». | Вода, баночки, гуашь | |
Декабрь | «Бусинки большие и маленькие» | 2 | Учить детей чередовать предметы по величине. | Шнурки, бусинки |
«Кислое, сладкое, соленое» | 2 | Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов. | Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы | |
Январь | «Найди предмет такой же формы» | 1 | Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч. |
«Три квадрата» | 1 | Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами. | Квадраты 3-х размеров | |
Февраль | «Достроим домики» | 2 | Развитие глазомера детей. | 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина |
«В царстве царя-Разноцвета» | 2 | Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков. | Цветные плоскостные человечки, цветные карточки - домики. | |
Март | «Орнамент» | 2 | Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы | Образец орнамента, бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера |
«Магазин» | 2 | Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки») | |
Апрель | «Радуга» | 2 | Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет | Бумага с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги |
«Чудесный мешочек» | 2 | Обучение зрительному нахождению фигуры по осязательно воспринимаемому образцу | Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек. | |
Май | «Составные картинки» | 1 | Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей. | Круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники, образцы рисунков, составленных из геометрических фигур |
«Какой формы предметы в нашей группе» | 1 | Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. | Предметы, находящиеся в групповой комнате. | |
Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе Кружок "Умный малыш".
Данная программа направлена на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном...
Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе "Её величество-Сенсорика"
Цель организации кружка - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему деятельности...
Развлечение по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «В гостях у малышей - Стёпа»
Повысить эмоциональный настрой детей, создать радостную и дружескую атмосферу....
Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Её величество-Сенсорика»
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает а...
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО-СЕНСОРИКА»
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает а...
Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Занимательная сенсорика»
Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Занимательная сенсорика»...
Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей во второй младшей группе «Её величество-сенсорика»
В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года ребенок начинает а...