Занятие по математике "Умники и умницы"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ермолаева Елена Александровна

Занятие по математике для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _umniki_i_umnitsy_zanyatie_po_matematike_4-5_let.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Умники и Умницы»

Образовательная область: Познавательное развитие              

Занятие: Математическое развитие

Цель: упражнять в счете до 5 и в сравнении предметов по двум признакам величины.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить счёт в пределах 5. Формировать представления о равенстве и неравенстве двух  групп предметов на основе счёта. Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими словами длиннее, шире, короче, уже. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Развивающие:

- Развивать активную речь детей, побуждать их к активному употреблению слов, обозначающих признаки величины (длиннее, шире, короче, уже).

Воспитательные:

- Воспитывать умение понимать учебную задачу.

Предварительная работа: дидактические игры: «Широкое-узкое», «Длинное-короткое», «Возьми столько же»,

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал:Машины (5 шт.), куклы (5 шт.), 4 корзины, 4 набора фигур (2 набора – с шарами, 2 набора – с кубами; количество шаров и кубов равно количеству детей).

Раздаточный материал: Круги (по 5 шт. для каждого ребенка), квадраты (по 5 шт. для каждого ребенка), «ледяные дорожки», изготовленные из картона разной длины и ширины (по 2 шт. для каждого ребенка).

Ход занятия:

Вводная часть

Мотивационный момент:

Воспитатель: (дети стоят на ковре) Ребята у наших игрушек в группе произошел спор. Куклы и машины спорят, кого больше в группе? Мы с вами сможем им помочь? И как мы будем им помогать? (посчитать и сравнить).

Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на две команды, девочек и мальчиков, потому что в куклы любят играть девочки, а в машинки мальчики.

II. Основная часть

Игровая встреча Умников и Умниц  

 I задание: Раздаю команде «Умницы» - 4 куклы, а команде «Умники» - 5 машинок, прошу каждую команду расположить игрушки на столе в ряд.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать сколько машин и кукол?» (посчитать).

Воспитатель: Правильно, нужно посчитать сколько кукол и сколько машин! (Дети из каждой команды по очереди пересчитывают игрушки.)

Воспитатель: Сколько кукол? (спрашиваю у команды «Умницы») (4).

Воспитатель: Правильно, у вас 4 куклы!

Воспитатель: Сколько машин? (спрашиваю у команды «Умники») (5).

Воспитатель: Правильно, у вас 5 машин!

Воспитатель: Ребята, а поровну ли у каждой команды машин и кукол? (нет).

Воспитатель: А как можно это проверить, какие вы знаете способы сравнения? (наложение и приложение).

Воспитатель: Правильно! А давайте с вами вспомним что такое наложение и что такое приложение! Как можно сравнить игрушки способом наложения? (посадить кукол в машины).

Воспитатель: Правильно! А способом приложения? (посадить кукол рядом с машинами).

Воспитатель: Молодцы! Сейчас из каждой команды я вызову по одному участнику, участнику из команды «Умницы» нужно будет сравнить куклы и машинки способом наложения, а участнику из команды «Умники» - способом приложения (вызвать по одному ребенку из каждой команды по очереди, они выполнят задание).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием! Прежде чем продолжить давайте отдохнем!

Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(Дети рассаживаются по своим местам)

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы готовы продолжить нашу игру! Ребята, давайте с вами уточним пять машин и четыре куклы, что больше?

Ответы детей (пять машин больше, чем четыре куклы).

Воспитатель: Правильно! Четыре куклы и пять машин – сравните, что меньше? (четыре куклы меньше, чем пять машин).

Воспитатель: Молодцы! А как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну? (можно добавить куклу).

Воспитатель: Правильно! У меня как раз есть еще одна кукла. А что еще можно сделать, чтобы уравнять количество игрушек? (убрать машинку).

Воспитатель: Молодцы! (вызывать ребенка и просить его уравнять игрушки одним из способов, после спросить каким именно способом он это сделал, т.е. убрал или добавил игрушку и выяснить по сколько стало кукол и машин, затем восстановить неравенство, и установить равенство другим способом).

Воспитатель: А сейчас каждому из вас я раздам по 5 кругов и по 4 квадрата, вам нужно будет сравнить количество кругов и квадратов любым из способов и уравнять их количество!

(Дети выполняют задание, после чего выборочно спросить у детей какими способами они произвели сравнение и уравнивание фигур.)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо освоили способы сравнения и уравнивания предметов и поэтому все справились с заданием! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разложи фигуры», но для этого нам нужно подготовить наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика «1-5 научились мы считать»

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с мизинца) .

Научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки) .

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с большого) .

Надо нам умнее стать… (сжимают и разжимают кулаки) .

Воспитатель:Ну вот наши пальчики готовы и мы можем поиграть! Каждой команде я раздам по одному набору геометрических фигур (показываю геометрические фигуры детям). Что это за фигуры? (шары и кубы).

Воспитатель: Правильно! (раздать детям наборы геометрических фигур) А еще у меня есть вот такие корзины (по 2 корзины для каждой команды). Каждой команде нужно будет отобрать шары и кубы из своих наборов и разложить их в две корзины: в одну – шары, в другую – кубы. Понятно?

(Каждая команда раскладывает шары и кубы по корзинам.Проверяю правильность выполнения задания.)

Воспитатель: (раздача каждому ребенку 2 дорожки) Одинаковой ли длины дорожки? (нет) Покажите длинную дорожку (Дети показывают длинную дорожку.) Покажите короткую дорожку (Дети показывают короткую дорожку.) Одинаковой ли ширины дорожки? (нет).

Воспитатель: Покажите широкую дорожку. (Дети показывают широкую дорожку). Покажите узкую дорожку (Дети показывают узкую дорожку.)

III.Заключительная часть

Воспитатель:

-Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (куклы и машины)Зачем они к нам приходили?Как мы помогали куклам и машинам?У вас все получилось или были трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Умницы и умники"

Материал использован по математике: решение примеров и задач, определение направлений, посредством игры "Найди дорогу к школе" , "Найди различия". Обучение грамоте: деление слов на слоги, составление ...

Занятие-викторина "Умники и умницы" из курса "Основы безопасной жизнедеятельности детей"

Цель: Обобщить знания детей по темам курса “основы безопасной жизнедеятельности детей” за первое полугодие.Задачи: 1. Активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности пр...

Занятие-викторина "Умники и умницы" из курса "Основы безопасной жизнедеятельности детей"

Цель: Обобщить знания детей по темам курса “основы безопасной жизнедеятельности детей” за первое полугодие.Задачи: 1. Активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности пр...

Конспект занятия-игры "Умники и умницы"

Соревновательное занятие по закреплению времен года, их характерных особенностей....

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы".

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы"....

конспект занятия ФЭМП «Умники и умницы в стране математике» подготовительная группа

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. Задачи: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интере...