Математические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
консультация по математике (младшая группа)
В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам эффективных методов обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучению, готовности к приобретению знаний. Одним из таких методов является сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математические сказки | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Математические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам эффективных методов обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучению, готовности к приобретению знаний.
Одним из таких методов является сказка. Об этом свидетельствует большое количество специальных работ, посвященных влиянию сказки на сознание, мышление и речевое развитие детей дошкольного возраста (Т.Н. Ерофеева, Л.М. Кулагина, Л. Павлова, Г.В. Сапгир, З.Г. Шустерман и др.).
Созданием математических сказок занимались и продолжают заниматься многие отечественные авторы, такие как В.В. Воскобович, Т.И. Ерофеева, Л.А. Левинова, Г.В. Сапгир, Т.А. Шорыгина, Л.М. Кулагина и др.
Математическая сказка, отмечает Любовь Михайловна Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.
В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, знаки, а также разные герои простых сказок.
В содержании математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.
Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач:
- Формируется собственное математическое и логическое мышление;
- Выполняет познавательную функцию;
- Учится выполнять простейшие арифметические действия;
- Знакомится с цифрами, математическими понятиями, терминами;
- Объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.
Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя:
- сказка должна быть не затянутой, а именно рассчитана на время в соответствии с возрастом, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени;
- иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;
- иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания;
- вызывать желание сотворчества, участия в сказке, при этом обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет являться ключевым элементом, притягивающим внимание и легко запоминающимся.
Если математическая сказка будет отвечать всем этим требованиям, можно утверждать, что ее возможности в формировании математических представлений детей любого возраста - безграничны.
Уже имея представление о том, что такое математическая сказка, мне хотелось бы представить вашему вниманию книгу, которая так и называется «Математические сказки». Сборник сказок разделен на блоки: «Величина», «Количество», «Геометрические фигуры. Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». На данном этапе, в этой книге подобраны сказки для младшего возраста.
Самая любимая сказка из этой книги «Приключения жёлтого кружочка». И я вам сейчас её расскажу.
В волшебной стране жил жёлтый кружочек. Он был совсем круглый, и не было у него уголков.
Я жёлтенький кружок,
Как из сказки - колобок.
Да, у него не было уголков, поэтому с ним никто не играл.
Недалеко жил синий квадратик, он очень гордился своими уголками. Квадратик дружил с треугольником, у которого тоже были красивые уголки.
С треугольником дружу.
На него всегда гляжу.
Вместе с треугольником они построили дом. Очень дружно жили в нём.
Прямоугольник дружил только с прямоугольниками, и вместе они очень любили кататься на паровозике.
Желтому кружочку тоже хотелось с кем-нибудь подружиться. И пошёл он искать друзей.
Встретились ему кружочки: красные, синие, зелёные, большие и маленькие. И спросили у кружка:
— Почему ты такой грустный? Давай вместе играть?!
— А как мы будем играть?
— Мы превратимся в гусеницу.
Но тут налетела тучка, подул сильный ветер и пошёл дождь. Кружки спрятались и жёлтый кружок остался один.
Ему было грустно и одиноко.
Но тут прилетели ленточки. Сначала длинные, потом короткие. Они встали вокруг кружочка и защитили его от дождя и ветра.
Тучки уплыли, дождь прекратился. А наш кружочек превратился в солнышко.
Всем слало весело, тепло и все встали в дружный хоровод.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача познакомить детей младшего дошкольного возр...
Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у бабушки"
Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными , через использования компьютерных технологий....
Формирование элементарных валеологических представлений у детей младшего дошкольного возраста
В данной работе представлены разделы: Актуальность, основные термины, понятия и задачи валеологии, а так же этапы работы....
План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО "
План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО"...
Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО
Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО...
Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности
Предлагаю вниманию коллег проект по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности...
Педагогический проект Лаборатория «Юные астрономы» как средство формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Изменения в содержании дошкольного образования диктуются требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировоззрения ребёнка, постоянно расширяются. Потребность в пере...
- Мне нравится (1)