Математические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
консультация по математике (младшая группа)

Тушина Ирина Григорьевна

В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам эффективных методов обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучению, готовности к приобретению знаний. Одним из таких методов является сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математические сказки20.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Математические сказки как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».

В последние десятилетия теоретики и практики дошкольного образования все больше внимания уделяют поискам эффективных методов обучения детей, формированию самостоятельности мышления, интереса к обучению, готовности к приобретению знаний.

Одним из таких методов является сказка. Об этом свидетельствует большое количество специальных работ, посвященных влиянию сказки на сознание, мышление и речевое развитие детей дошкольного возраста (Т.Н. Ерофеева, Л.М. Кулагина, Л. Павлова, Г.В. Сапгир, З.Г. Шустерман и др.). 

Созданием математических сказок занимались и продолжают заниматься многие отечественные авторы, такие как В.В. Воскобович, Т.И. Ерофеева, Л.А. Левинова, Г.В. Сапгир, Т.А. Шорыгина, Л.М. Кулагина и др.

Математическая сказка, отмечает Любовь Михайловна Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

В сказке, имеющей математическое содержание, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, знаки, а также разные герои простых сказок. 

В содержании математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.

Слушая интересные сказки, дошкольник одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач:

  • Формируется собственное математическое и логическое мышление;
  • Выполняет познавательную функцию;
  • Учится выполнять простейшие арифметические действия;
  • Знакомится с цифрами, математическими понятиями, терминами;
  • Объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.

         Требования по использованию математической сказки выдвигаются различные в зависимости от возраста ребенка и педагогического взгляда воспитателя:

  • сказка должна быть не затянутой, а именно рассчитана на время в соответствии с возрастом, так как способность детей внимательно воспринимать информацию укладывается в этот промежуток времени;
  • иметь увлекательный сюжет, который по своей сути будет отвечать требованиям детской психологии, а именно с элементами волшебства, необычное место действия, динамичность развития событий;
  • иметь героев или персонажей, которые детям были бы понятны и интересны, доступны для понимания;
  • вызывать желание сотворчества, участия в сказке, при этом обязателен любой фантастический персонаж, который не существует в реальной действительности, так как именно он будет являться ключевым элементом, притягивающим внимание и легко запоминающимся.

        Если математическая сказка будет отвечать всем этим требованиям, можно утверждать, что ее возможности в формировании математических представлений детей любого возраста - безграничны.

Уже  имея представление о том, что такое математическая сказка, мне хотелось бы представить вашему вниманию книгу, которая так и называется «Математические сказки». Сборник сказок разделен на блоки: «Величина», «Количество», «Геометрические фигуры. Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». На данном этапе, в этой книге подобраны сказки для младшего возраста.

Самая любимая сказка из этой книги «Приключения жёлтого кружочка». И я вам сейчас её расскажу.

В волшебной стране жил жёлтый кружочек. Он был совсем круглый, и не было у него уголков.

Я жёлтенький кружок,

Как из сказки - колобок.

Да, у него не было уголков, поэтому с ним никто не играл.

Недалеко жил синий квадратик, он очень гордился своими уголками. Квадратик дружил с треугольником, у которого тоже были красивые уголки.

С треугольником дружу.

На него всегда гляжу.

Вместе с треугольником они построили дом. Очень дружно жили в нём.

Прямоугольник дружил только с прямоугольниками, и вместе они очень любили кататься на паровозике.

Желтому кружочку тоже хотелось с кем-нибудь подружиться. И пошёл он искать друзей.

Встретились ему кружочки: красные, синие, зелёные, большие и маленькие. И спросили у кружка:

— Почему ты такой грустный? Давай вместе играть?!

— А как мы будем играть?

— Мы превратимся в гусеницу.

Но тут налетела тучка, подул сильный ветер и пошёл дождь. Кружки спрятались и жёлтый кружок остался один.

Ему было грустно и одиноко.

Но тут прилетели ленточки. Сначала длинные, потом короткие. Они встали вокруг кружочка и защитили его от дождя и ветра.

Тучки уплыли, дождь прекратился. А наш кружочек превратился в солнышко.

Всем слало весело, тепло и все встали в дружный хоровод.

        При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача познакомить детей младшего дошкольного возр...

Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений для детей младшего дошкольного возраста "В гостях у бабушки"

Цель: продолжать знакомить детей с домашними животными , через использования компьютерных технологий....

Формирование элементарных валеологических представлений у детей младшего дошкольного возраста

В данной работе представлены разделы: Актуальность, основные термины, понятия и задачи валеологии, а так же этапы работы....

План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО "

План по самообразованию. Тема: "Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО"...

Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО

Перспективный план по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО...

Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности

Предлагаю вниманию коллег проект по формированию элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в ежедневной учебно-воспитательной деятельности...

Педагогический проект Лаборатория «Юные астрономы» как средство формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Изменения в содержании дошкольного образования диктуются требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировоззрения ребёнка, постоянно расширяются. Потребность в пере...