Педагогический проект Лаборатория «Юные астрономы» как средство формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
проект
Изменения в содержании дошкольного образования диктуются требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировоззрения ребёнка, постоянно расширяются. Потребность в передаче постоянно обновляющейся образовательной информации вытесняется необходимостью формирования средств и способов управления информационными потоками, т.е. вопрос стоит не столько о сообщении знаний, сколько о технологии формирования навыков мышления и деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
(МБДОУ «ДС «СОЛНЫШКО»)
ул. Пионерская, д. 40, г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629603,
Телефон/факс (34938) 56-9-62, 26 – 4 - 90 E-mail: solnce@muravlenko.yanao.ru
ОКПО 35341737, ОГРН 1028900766498, ИНН/КПП 8906005588/ 890601001
Педагогический проект
Лаборатория «Юные астрономы» как средство формирования элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста
по характеру доминирующей деятельности: исследовательский
по количеству участников: групповой
по характеру контактов: среди детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
по продолжительности: долгосрочный (3 года)
заявитель: МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Муравленко
автор проекта: Никерина Виктория Андреевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Муравленко
2022 год
Содержание
Введение | 3 |
Информация о проекте | 5 |
Этапы проекта | 6 |
Ожидаемый результат | 7 |
План мероприятий по реализации проекта | 8 |
Материально – техническое обеспечение | 10 |
Прогноз возможных угроз и их устранение | 11 |
Список используемой литературы | 12 |
Приложение | 13 |
Введение
Изменения в содержании дошкольного образования диктуются требованиями времени: информационные потоки, в которых происходит формирование мировоззрения ребёнка, постоянно расширяются. Потребность в передаче постоянно обновляющейся образовательной информации вытесняется необходимостью формирования средств и способов управления информационными потоками, т.е. вопрос стоит не столько о сообщении знаний, сколько о технологии формирования навыков мышления и деятельности.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 506 в современных школах начал преподаваться предмет «Астрономия», что свидетельствует об актуальности формирования астрономических знаний у подрастающего поколения. Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать научную пытливость мышления, аналитический ум и достигнуть такого личностного образовательного результата, как сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
В МБДОУ «Детский сад «Солнышко» реализуется Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы»: Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой, являющаяся инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с ФГОС ДО (приказ МО и Н РФ от 17 октября 2013 года №1155). Однако в ней нет конкретных задач по ознакомлению старших дошкольников и по развитию у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (Солнце и вращающиеся вокруг него планеты; звёздное небо и Луна; кометы и метеориты; затмение Солнца, Луны). В связи с этим наблюдаются следующие показатели:
- сравнительный анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования по группам показателей области познавательное развитие;
- недостаточность мотивации к изучению естественно-научных дисциплин в начальной школе;
- отсутствие мотивации у воспитанников в участии в проектно-исследовательской деятельности по естественно-научному направления, а именно связанных с астрономией – результаты XV городской исследовательской конференции дошкольников и учащихся начальной и основной школы «Малая Академия», 13 участников кафедры «Наука 0+» - 1 проект, связанный с астрономией.
Таким образом, выявлена проблема: потребность в создании образовательного пространства, способствующего реализации детской активности и формированию познавательно-исследовательских навыков у воспитанников в области астрономических знаний.
Объектом исследования является формирование элементарных астрономических представлений у детей 5-7 лет.
Предмет: формирование элементарных астрономических представлений у детей 5-7 лет посредством парциальной образовательной программы «Юные астрономы»
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация парциальной программы средствами лаборатории «Юные астрономы» позволит успешно сформировать элементарные астрономические представления у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формирование предпосылок элементарных астрономических представлений у детей 5-7 лет средствами познавательно-исследовательской лаборатории «Юные астрономы».
Задачи проекта:
- Изучить научно-методическую литературу по данной теме;
- Провести диагностическое обследование по определению уровня сформированности астрономических представлений у дошкольников;
- Разработать и реализовать парциальную программу «Юные астрономы» по формированию элементарных астрономических представлений;
- Представить результаты реализации проекта.
Новизна и социально-экономическая значимость проекта заключается в организации развивающего образовательного пространства в рамках самостоятельной образовательной деятельности, которое обеспечит непрерывность естественнонаучного образования, качественную реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и станет инструментом формирования познавательно-исследовательских навыков у дошкольников.
Периодичность реализации проекта – долгосрочный
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста – 5 – 7 лет
Информация о проекте
Создавая познавательно-исследовательскую лабораторию «Юный астроном» мы предполагаем, что:
- лаборатория дополнит естественнонаучное образовательное пространство детского сада, а также позволит педагогам повысить свою квалификацию в области использования интерактивного и иного оборудования лаборатории;
- повысить результативность детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок, в частности в области астрономических знаний;
- воспитанники получат возможность развивать свои интеллектуальные, познавательно-исследовательские способности, создавать свои коллективные и индивидуальные проекты
Этапы проекта
Для реализации задач мы определили следующие этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап (август – декабрь 2021 г.)
- Анализ проблемной ситуации, определение проектной идеи, выявление ресурсных и организационных условий, возможностей образовательной организации по реализации проектной идеи;
- Изучение теоретической базы и практического опыта реализации проектной идеи;
- Повышение компетентности педагога в вопросах реализации проектной идеи;
- Приобретение необходимой научно-методической, учебной литературы, технического и программного оснащения.
- Аналитический этап (январь – август 2022 г.)
- Проведение диагностики по выявлению уровня астрономических знаний у старших дошкольников.
- Повышение компетентности педагога через участие в научно-методических мероприятиях институционального и муниципального сетевого пространства (семинарах, конференциях, вебинаров и пр.)
- Разработка парциальной программы «Юные астрономы» и апробация его отдельных элементов на занятиях по формированию познавательно – исследовательской деятельности в старших дошкольных группах;
- Проведение экспертизы и корректировок, представление проекта экспертной комиссии.
- Основной этап (сентябрь 2022 – июнь 2025 г.)
- Реализация парциальной программы «Юные астрономы».
- Презентация опыта учащихся посредством участия в различных мероприятиях (конкурсах, конференциях, форумах и пр.)
- Участие педагога в различных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др.
- Участие педагога в мероприятиях по презентации промежуточных результатов и опыта реализации проекта.
- Проведение мониторинговых и диагностических исследований, направленных на получение промежуточной оценки изменений, с момента начала реализации проекта.
- Заключительный этап (рефлексия; июнь – август 2025 г.)
- Проведение диагностики по выявлению уровня астрономических знаний у старших дошкольников.
- Подведение итогов, предоставление ежегодных отчетов по работе над проектом, согласно установленному порядку будут предоставляться в Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Представление результатов проекта экспертной комиссии.
- Анализ реализации проекта на заседании Экспертно-методического Совета Управления образования.
Ожидаемые результаты и критерии эффективности
Ожидаемые результаты для участников проекта:
- Сформированность астрономических знаний у старших дошкольников;
- Устойчивый познавательный интерес к астрономии
- Получение первоначальных представлений о профессиях естественнонаучной направленности (ранняя профориентация воспитанников);
- Результативное участие воспитанников в реализации проектов, проведении опытов естественнонаучной направленности с использованием цифрового оборудования, представлении результатов исследования на научно-практических конференциях и других конкурсах для дошкольников.
Критерии эффективности
Наименование критерия | Период | |
2021-2022 гг. | 2022-2024 гг. | |
В области формирования астрономических знаний у старших дошкольников – результаты мониторинга. | 10% | 85% |
Участие воспитанников в мероприятиях различного уровня. | 15% | 50% |
Участие воспитанников в научно-исследовательской конференции «Малая Академия» со стендовыми докладами по теме проекта, чемпионате «BABYSKILLS» в смежных дисциплинах. | 7% | 20% |
План мероприятий по реализации проекта
Этап | Мероприятия, проводимые в рамках этапа | Сроки |
Подготовительный этап | Анализ литературы по выявленной проблеме | Октябрь – декабрь 2021 |
Поиск и приобретение необходимого оборудования | До декабря 2021 | |
Представление проектной идеи экспертной комиссии | Ноябрь 2021 | |
Повышение компетентности педагога в вопросах реализации проектной идеи | Ноябрь 2021 – май 2022 | |
Аналитический этап | Проведение диагностики по выявлению уровня астрономических представлений у старших дошкольников | Январь 2022 |
Прохождение педагогом курсов, участие в вебинарах и конференциях, профессиональных конкурсах | Ноябрь 2021 – май 2022 | |
Разработка парциальной программы «Юные астрономы» и апробация его отдельных элементов на занятиях по формированию познавательно – исследовательской деятельности в старших дошкольных группах | Январь – май 2022 | |
Проведение и анализ результатов: - проведение итогового мониторинга познавательной деятельности старших дошкольников; - мониторинг сформированности астрономических представлений у дошкольников (Приложение 1) | Апрель – май 2022 | |
Презентация промежуточных результатов работы над проектом | Май – июнь 2022 | |
Основной этап | Организация познавательно-исследовательской лаборатории по формированию астрономических представлений «Юные астрономы» | Август 2022 |
Реализация парциальной программы «Юные астрономы» в рамках работы познавательно-исследовательской лаборатории | Сентябрь 2022 – май 2025 | |
Участие воспитанников в различных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, и пр.); | ||
Проведение открытого занятия «Вселенная – это интересно», организация выставок в свободной образовательной зоне «Музей астрономических открытий» | ||
Участие педагога в различных мероприятиях, повышающих уровень профессиональной компетентности: конференциях, конкурсах, фестивалях и др. | ||
Проведение мониторинговых исследований, направленных на получение промежуточной оценки изменений, произошедших с момента начала реализации проекта – 2 раза в год. | ||
Ежегодный отчет по результатам внедрения проекта направленного на формирование астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста | ||
Заключительный этап (рефлексия) | Мониторинг сформированности астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Май – июнь 2025 |
Представление результатов проекта экспертной комиссии. | ||
Анализ реализации проекта в рамках институциональных структур. |
Материально – техническое обеспечение
Вид оборудования | Количество (шт.) | Стоимость каждого предмета (руб.) | Общая стоимость (руб.) | Обоснование для приобретения |
Детская парта для со стульчиком | 6 шт. | 10545,00 | 63270,00 | Растущая детская парта со стульчиком. Стол и стул могут быть легко отрегулированы по высоте, что позволяет оптимально адаптировать его под соответствующий рост ребенка. Поверхность учебного стола можно наклонять до 45 ° для рассматривания иллюстраций и рисования. Отсеки ящика в нижней части стола предоставляют достаточное количество пространства для книг и канцелярских принадлежностей. Антибликовая поверхность стола помогает защитить глаза ребенка. Специальное углубление на столе служит для хранения ручек и карандашей. Стул имеет перфорация для обеспечения доступа воздуха к телу ребенка. Регулировка высоты позволяет столу и стулу расти вместе с ребенком. |
Кабинет астрономии №1 Начальный уровень | 1 шт. | 98000,00 | 98000,00 | Оптическая техника и наглядные пособия для школы сделают уроки астрономии познавательными и яркими. Лучший способ понять суть предметов и вещей – увидеть их своими глазами. Звездное небо можно увидеть только в ночное время при отсутствии облаков, поэтому для изучения астрономии целесообразно использовать приборы и средства визуализации. |
14" Ноутбук Lenovo Ideapad 5 14ALC05 серый Windows 10 Home | 1 шт. | 68923,00 | 68923,00 | Введение ноутбука в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития ребенка. Ноутбук благодаря особенностям своего устройства (наличие клавиатуры, экрана, на котором продуцируется та или иная информация, вызванная ребенком из электронного «мозга» с помощью клавиатуры или «мышки») осуществляет интеллектуальную подготовку ребенка к обучению в школе. Ребенок-дошкольник, управляя компьютерной игровой, обучающей программой, начинает сначала думать, а потом действовать. |
МФУ лазерный Kyocera M2040DN, A4, лазерный | 1 шт. | 69807,00 | 69807,00 | Использования современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми, подготовка дидактического, демонстрационного материала; подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов |
ИТОГО | 300 000,00 |
Прогноз возможных угроз и их устранение
Риски | Минимизация рисков |
Недостаточный уровень подготовки педагога для реализации проекта | Курсы по проектной деятельности |
Отсутствие мотивации у воспитанников | Изменение формата проведения педагогических мероприятий |
Слабая инициатива родителей | Проведение совместных педагогических мероприятий, проведение мастер-классов, консультирование, вебинары для родителей. |
Список используемой литературы
- Архипкин В.Г., Тимофеев, В.П. Естественно-научная картина мира: учебное пособие [Текст] / В.Г. Архипкин, В.П. Тимофеев. - Красноярск, 2019. - 320 с
- Барекова Ю, Модели М.В. астрономического образования в системе учебно-воспитательной работы [Текст] / М.В. Барекова // Внешкольник. - 2020. - № 4. -С. 19-20.
- Диагностика умственного развития дошкольников. Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской . – М.: Педагогика, 2021.
- Донина О.И., Хамидуллина Л.А. Преемственность в естественнонаучном образовании детей в системе «детский сад - начальная школа»: Программа «Астрономия для малышей» [Текст] / О.И. Донина, Л.А. Хамидуллина. -Ульяновск: УИП ПРО, 2018. - 64 с.
- Дьяченко О.М. О возможностях использования схематизированного образа детьми дошкольного возраста. Автореф. канд. диссер., М., 2018.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
- Левитан Е. П. Сказочная Вселенная М.: ИД Мещерякова: Эксмо, 2018. – 512 с.
- Поддъяков Н.Н. Особенности деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2021. 24 с.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, Академия развития, 2020.
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. Самара, Учебная литература. 2018.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М, Ось-89, 2018.
- Савенков А.И. Развитие у детей навыков исследовательского поведения. http://parent.fio.ru/news.php?n=24769&c=1431
Приложение 1
Диагностика знаний детей о космическом пространстве и покорителях космоса О.И. Дониной, О.В. Дыбиной.
- Кто изучает космос? (астроном)
- Кто первым побывал в космосе? (собаки Белка и Стрелка)
- Назовите первого космонавта? (Ю. А. Гагарин)
- Как назывался корабль, на котором Гагарин полетел в космос? (Восток)
- Что находится в космосе? (планеты, звёзды и др.)
- На какой планете мы живём? (Земля)
- Какую форму имеет Земля? (шар)
- Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
- Почему на Земле происходит смена времён года?
- Какие ещё планеты вы знаете?
Шкала определения результатов
Высокий уровень – 3 балла – ответил на все вопросы
Средний уровень – 2 балла – ответил от 6 до 8 вопросов
Низкий уровень – 1 балл – ответил от 1 до 5 вопросов
Приложение 2
Мониторинг знаний детей о космическом пространстве и покорителях космоса
Ф.И.О. | Кто изучает космос? | Кто первым побывал в космосе? | Назовите первого космонавта | Как назывался корабль, на котором Гагарин полетел в космос | Что находится в космосе? | На какой планете мы живём? | Почему на Земле происходит смена дня и ночи? | Почему на Земле происходит смена времён года? | Какие ещё планеты вы знаете? | Итог | ||||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||
20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Педагогический проект...
Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Представлен педагогический проект, цель которого формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал....
план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»
план по самообразованию " Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...
Интерактивная игра, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: «НЕСКУЧНАЯ МАТЕМАТИКА»
https://disk.yandex.ru/i/_H73ApDp8ikdUw...
Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...