Конспект познавательной беседы “ЧАСЫ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ.”
методическая разработка по математике (старшая группа)
Задачи:
1. Познакомить детей с историей изобретения часов
2. Познакомить детей с разными видами часов: водяные, солнечные,
огненные, песочные часы; настенные, напольные, наручные, настольные
карманные часы и с их ролью в жизни человека.
3. Закрепить умение определять по часам полный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательной беседы “ЧАСЫ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ.” для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей изобретения часов
2. Познакомить детей с разными видами часов: водяные, солнечные,
огненные, песочные часы; настенные, напольные, наручные, настольные
карманные часы и с их ролью в жизни человека.
3. Закрепить умение определять по часам полный час
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Речевое развитие, задачи:
1. Развивать связную диалогическую речь детей.
2. Активизировать словарь детей за счёт слов: часовщик, циферблат
Социально-коммуникативное развитие, задачи:
1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками
Физическое развитие, задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук
Материалы и оборудование:
1. Презентация «ЧАСЫ. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ»
2. Макет часов с движущимися стрелками
3. Песочные часы
4. Игрушка собака Стрелка
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость, а точнее гостья, представляете? *достаю игрушечную собаку* Кто это к нам пришел?
Дети: *отвечают*
Воспитатель: Правильно, собачка! Её зовут Стрелка и чтобы вы узнали тему занятия, она загадает вам загадку:
Знаем всё – когда вам спать
И когда пора вставать.
Это только к слову – так,
Мы спешим, тик-так, тик-так.
Ходим ночью, ходим днём,
Никогда не устаём.
(часы)
Дети: *отвечают*
Воспитатель: Правильно, часы! А что мы с вами знаю о часах? Как они выглядят? Для чего они нужны?
Дети: *отвечают*
Воспитатель: Вы все молодцы! Сегодня мы узнаем о часах чуть больше: Какие виды часов есть и как они вообще появились.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Древние люди ориентировались во времени наблюдая за сменой времен года, а также дня и ночи. Утро - значит, пора вставать, ночь - можно ложиться спать. Чтобы узнать примерное время суток они наблюдали за положением солнца, этот способ отсчета времени и послужил основой для создания СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ. Давайте посмотрим, как они выглядят:
*СЛАЙД 2*
ФОТО СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ
Солнечные часы состоят из указателя, отбрасывающего тень и играющего роль стрелки, а также циферблата с нанесенными на него делениями, обозначающими часы суток. Перемещение стрелки-тени, отражающей суточное вращение Земли, позволяет определять время.
К сожалению, человек не мог постоянно пользоваться такими часами, как думаете, почему?
Дети: *отвечают*
Воспитатель: Действительно, как пользоваться солнечными часами, если солнца нет? Тогда стали появляться более практичные виды часов, например огненные.
*СЛАЙД 3*
ФОТО ОГНЕННЫХ ЧАСОВ
На свечку наносились отметки, которые обозначали промежуток времени. Например, за ночь сгорало 3 свечи и на вопрос “Сколько сейчас времени?”, отвечали “Две свечи”, по нашему времени это было примерно 3 часа ночи, что означало примерно через 3000 тысяч лет на смену пришли водяные часы. А как думаете, это было безопасно?
Дети: *отвечают*
Воспитатель: Правильно! Мало того, что мог случиться пожар, они еще и были не очень-то точные, потому что разные свечи горели разный промежуток времени. Чтобы узнать, какие часы появились дальше, давайте отгадаем загадку стрелки:
“В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять (Вода)
Воспитатель: Да, вода! Так какие часы мы дальше с вами рассмотрим?
Дети: *отвечают* Правильно, водяные.
*СЛАЙД 4*
ФОТО ВОДЯНЫХ ЧАСОВ
Воспитатель: Они были точнее. Это был сосуд с отверстием внизу и отметками. Туда заливалась вода и медленно стекала. Сколько воды утекло, столько времени и прошла. Но как думаете, чем были неудобный эти часы?
Дети: *отвечают*
Воспитатель: Действительно, вода в сосудах заканчивалась и необходимо было заливать ее заново. Тогда люди изобрели песочные часы. Кто-нибудь знает, как они выглядят?
*ответы детей*
Воспитатель: Да, правда. Часы состоят из двух скрепленных между собой конусов, внутри находится песок, который никуда не высыпается. Они очень удобны для исчисления промежутков времени, например 15 минут. По истечению времени часы можно перевернуть и отсчет пойдет заново.
*СЛАЙД 5*
ФОТО ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ
Ребята, а как же выглядят часы сейчас?
*ответы детей*
Действительно, у современных часов есть циферблат и 3 стрелки. А для чего нужны эти стрелки? Что они показывают?
*ответы детей*
Да, 3 стрелки нужны для измерения секунд, минут и часов. Но даже в наше время разнообразие часов удивляет. Думаю, у всех дома висят настенные часы. Почему они так называются
*ответы детей*
Да, это те часы, которые висят на стене
*СЛАЙД 6*
ФОТО НАСТЕННЫХ ЧАСОВ
А кто-нибудь знает, что такое напольные часы? Это большие часы, часовой шкаф, где сверху находится циферблат, а снизу качается маятник. Есть у кого-нибудь такие дома?
*СЛАЙД 7*
ФОТО НАПОЛЬНЫХ ЧАСОВ
Также есть небольшие настольные часы. Их ставят на стол, чтобы время было всегда на виду и человек быстро ориентировался.
*СЛАЙД 8*
ФОТО НАСТОЛЬНЫХ ЧАСОВ
Но как же нам узнать время, если мы, например, не дома? Тащить что ли напольные часы собой?
*ответы детей*
Для таких целей изобрели карманные часы, это такие небольшие часки, которые можно положить в карман и время всегда будет с тобой.
*СЛАЙД 9*
ФОТО КАРМАННЫХ ЧАСОВ
Но люди в наше время такие ленивые правда? Порой даже не хочется лезть в карман и искать эти маленькие часики. Тогда на помощь придут наручные часы. Это часы на ремешке, их надевают на руку, и чтобы узнать время достаточно всего лишь краем глаза глянуть на свою руку.
*СЛАЙД 10*
ФОТО НАРУЧНЫХ ЧАСОВ
А давайте вместе с вами попробуем узнать у нашей гостьи - Стрелки, какой же у нее распорядок дня. Во сколько она встает, завтракает, гуляет, обедает, играет, ужинает и ложиться спать? Мы будем у нее спрашивать, а вы мне подсказывать, куда нужно двигать стрелку на часах.
*взаимодействие с игрушкой собакой и часами*
Вот и отправилась наша Стрелка к себе домой, обедать. Давайте теперь мы с вами сами превратимся в часики.
Физминутка "Часы"
Тик-так, тик-так -
Все часы идут вот так:(повороты головы вправо-влево)
Тик-так, тик-так.(Наклоняя голову то к одному, то к другому плечу).
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.(наклоны туловища вправо-влево)
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.(Ноги вместе, руки на поясе)
Тик-так, тик-так
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Столько часов мы с вами изучили сегодня, давайте немного повторим, какие же бывают часы.
*СЛАЙД 11*
КАРТИНКИ ЧАСОВ БЕЗ НАЗВАНИЙ, ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЗВАТЬ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Вы все большие молодцы! Стрелке очень понравилось, как вы сегодня работали, она надеется, что теперь вы сможете всем - всем рассказать о том, о чем вы сегодня с ней узнали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».
: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».Цель: Углубить и систематизировать знания о форм...
Методическая разработка конспекта познавательной беседы для детей старшего дошкольного возраста «История зубной щетки. Уход за зубами»
Цель беседы:· продолжать формировать представления о нормах здорового образа жизни;· содействовать самос...
Конспект познавательной беседы «История появления цифр.» для детей подготовительной группы детского сада
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное разви-тие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:1. Познакомить детей с ис...
Консультация для педагогов «Формирование познавательных интересов и познавательных способностей в различных видах деятельности. Технология ТРИЗ «Системный оператор».
Представлена консультация для педагогов....
Конспект познавательной беседы в средней группе «История российского Военно-морского флота».
Познавательная беседа в средней группе «История российского Военно-морского флота». Цели: Познакомить с историей отечественного Военно-Морского Флота.ЗадачиОбучающие:Расширять знания ...
Конспект познавательной беседы в старшей группе «Часы. История часов»
Конспект познавательной беседы в старшей группе«Часы. История часов»Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов,...
Конспект познавательной беседы «Какие бывают часы»
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Конспект познавательной беседы «Какие бывают часы»для детей средней...