Конспект познавательной беседы «Какие бывают часы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Федосова Юлия Владимировна

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Конспект познавательной беседы «Какие бывают часы»

для детей средней группы детского сада

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_za_chasom.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»,

формирование элементарных математических представлений.

Конспект познавательной беседы

«Какие бывают часы»

для детей средней группы детского сада

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:

  1. Познакомить детей с историей изобретения часов.
  2. Познакомить с разными видами часов: солнечные, цветочные, живые; напольные, настенные, наручные, будильник, башенные.
  3. Показать детям, что без часов можно узнать время, но оно не будет точным.

ОО ФГОС ДО, речевое развитие, задачи:

  1. Развивать связную диалогическую речь детей. Учить отвечать на поставленные вопросы.
  2. Активизировать словарь детей за счёт слов: куранты, циферблат, шиповник, календула.
  3. Упражнять в образовании названий предметов (часы на руке – наручные часы, на башне – башенные)
  4. Тренируем правильное произношение звука «р»

ОО ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие, задачи:

  1. Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослым и сверстниками.

ОО ФГОС ДО, физическое развитие, задачи:

  1. Развивать координацию движений.

Материалы и оборудование:

  1. Презентация.
  2. Иллюстрации с изображением часов.
  3. Аудио (бой курантов) и видео (сказочные часы) записи.

Предварительная совместная деятельность:

Заучивание наизусть стихов с движениями (физкультминутка «Петух»). Наблюдение за цветами в солнечный и в пасмурный день.

Ход познавательной беседы:

  1. Организационная часть:

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чем я вам сегодня расскажу, о чем мы с вами побеседуем:

Час за часом, день за днём
Мы минуткам счёт ведём.

- Правильно - это часы. (слайд №2)

- А зачем нам нужны часы? (ответы детей: чтобы не опоздать на работу, в детский сад, в театр, чтобы знать, когда начнется любимы мультфильм)

- А вы знаете, что было время, когда часов не было?

- Как же люди определяли время?

- Подумайте, если у нас исчезнут все часы в городе, мы сможем определить утро сейчас, день или вечер? (ответы детей)

2. Основная часть.

- А ведь когда-то очень-очень давно, люди действительно узнавали время по солнцу. Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

- Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались такие часы - солнечными. Первые такие часы появились в Египте. Там почти не бывает дождей и очень много солнечных дней. (слайд № 3 и 4)                               

-  А, мы могли бы сегодня по солнечным часам узнать который час? (если солнечный день – да, если пасмурный – нет) Можно считать солнечные часы надежными? Почему? (ответы детей)

- К сожалению, в пасмурный, дождливый, хмурый день определить время по солнечным часам трудно, потому что нет солнца.

- А кто знает, как называются эти часы? (Цветочные) (слайд №5)

- Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем их лепестки закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в свое собственное время.

У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткрылись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!"

- А изобрел цветочные часы шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Например, цветки шиповника раскрываются в 4 утра, одуванчика в 5 утра, цветы картофеля в 6, а в 9 утра раскрывают свои бутоны календула. (слайд № 6) С помощью таких часов удавалось достаточно точно определять время. Вот только действовали они только в солнечную погоду.

- Почему, как вы думаете? Помните мы наблюдали с вами за цветами: когда светит солнце цветы раскрывают свои бутоны, а когда солнца нет… (В пасмурную погоду цветы закрыты.)

– А слышали вы про живые часы?

- Догадайтесь, что такое «живые часы»?

- Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

Скоро утро! Довольно спать! (слайд № 7)

Кто утром раньше всех встаёт?                                                                                                     Кто песню раннюю поёт?                                                                                              Рассвет встречает, наш дружок –                                                                                                       Голосистый петушок! 

- Люди заметили, что петух кричит три раза в сутки. Первый раз в полночь (первые петухи), второй раз глубокой ночью (вторые петухи) и третий раз рано утром (третьи петухи). Петушок помогал договариваться о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

Физкультминутка:

Трух-трух, трух-трух –

Ходит по двору петух!

Сам со шпорами, хвост с узорами.

Под окном стоит, на весь двор кричит:

Ку-ка-ре-ку!

Разминку повторяем два раза.

- Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

- К сожалению, все эти часы не надежные. И умельцы придумали знакомые нам механические часы, а потом электронные. И сейчас существует очень много разных часов: (показ слайдов с разными видами часов)

  • Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
  • А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).
  • Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).
  • Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).
  • Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). Посмотрите какие эти часы огромные, цифры на циферблате большие, чтобы все могли увидеть который час. Циферблат – эта пластина на которой располагаются цифры друг за другом и две стрелки, по расположению которых мы узнаём который час. В нашей стране самые главные башенные часы находятся в Москве на Красной Площади. Они называются «куранты». (слушаем бой курантов)
  • А еще в Москве есть знаменитые сказочные часы. Они висят на стене театра кукол. (показ слайда №16) Каждый час из одного домика на часах появляется сказочный персонаж, а в 12 часов дня, когда обе стрелки часов находятся на самой верхней цифре циферблата, все домики раскрываются, и все сказочные персонажи танцуют под музыку. (показ видеозаписи работы часов)

3. Заключительная часть.

- Вам понравилось?

- О каких часах вы сегодня узнали? (ответы детей)

- Какие часы вам понравились больше всего? Почему? (ответы детей)

- Подошла к концу наша беседа. Вам спасибо за внимание и активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие бывают часы

Какие бывают часы...

Час за часом или какие бывают часы

Презентация для детей 6-7 лет рассказывает о видах часов и их многообразии....

Какие бывают часы?

Можно просто прочитать малышу книжку про историю часов. Можно дать посмотреть видеофильм. А мы будем изучать историю часов в занимательных историях, картинках и  экспериментах! Ведь ...

Какие бывают часы

формирование временных представлений у дошкольников...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Какие бывают часы?"

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Какие бывают часы?"...

Беседы: Что такое часы? Какие бывают часы?

Развитие временных представлений и знакомство с историей часов....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Какие бывают деньги, какие они бывают и откуда берутся?" с детьми старшего дошкольного возраста

В данном конспекте обозначены цель, задачи, этапы ведения занятия. В ход занятия включены интересные игры, беседа и эксперимент....