Конспект познавательной беседы «История появления цифр.» для детей подготовительной группы детского сада
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Авьерино Анна Михайловна

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное разви-тие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:

1. Познакомить детей с историей появления цифр.

2. Познакомить детей с разными видами написания цифр.

3. Предложить детям самим придумать цифры.

ОО ФГОС ДО, речевое развитие, задачи:

1. Развивать связную диалогическую речь детей.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов: символы - рисованные кар-тинки или знаки, повод – в данном случае необходимость, дельта Нила – конец течения реки Нил, древний Рим и древняя Русь – очень давно, ин-дейцы Майя – народ в Америке.

ОО ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие, задачи:

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстни-ками.

ОО ФГОС ДО, физическое развитие, задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации национальных костюм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_istoria_poyavlenia_tsifr.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»,

формирование элементарных математических представлений.

Конспект познавательной беседы

 «История появления цифр.»

для детей подготовительной группы детского сада

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО – познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

ОО ФГОС ДО, познавательное развитие, задачи:

1. Познакомить детей с историей появления цифр.

2. Познакомить детей с разными видами написания цифр.

3. Предложить детям самим придумать цифры.

 

ОО ФГОС ДО, речевое развитие, задачи:

1. Развивать связную диалогическую речь детей.

2. Активизировать словарь детей за счёт слов: символы - рисованные картинки или знаки, повод – в данном случае необходимость, дельта Нила – конец течения реки Нил, древний Рим и древняя Русь – очень давно, индейцы Майя – народ в Америке.

ОО ФГОС ДО, социально-коммуникативное развитие, задачи:

1. Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.

ОО ФГОС ДО, физическое развитие, задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации национальных костюмов.

2. Карточки с пиктограммами.

3. Набор современных цифр.

4. Тетради.

5. Простые карандаши.

6. Ластики.

Предварительная совместная деятельность:

Заучивание наизусть стихов с движениями (физкультминутка «Кот Антипка»)

Ход познавательной беседы:

1. Организационная часть.  

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да!)

- Мы сегодня с вами отправимся в разные древние страны, что бы узнать как появились цифры.

- Чтобы туда отправиться вам надо сесть на стульчики полукругом. И я вам покажу на экране небольшую историю. 

2. Основная часть.

Ребята, История возникновения чисел очень давняя. Сама жизнь привела людей к тому, что стало просто необходимо использовать символы для написания чисел. (Слайд №2)

Представьте, ведь давным-давно во времена, когда у людей не было цифр, и они не умели считать как мы сейчас, у них возникало огромное количество поводов для счета. Правда, в те времена им не нужно было применять огромные числа. И самый простой вариант счета подсказала природа. Люди использовали пальцы рук, а при больших числах и ног.

Индейцы Майя (Слайд №3)

В Древности у разных народов существовали свои способы счета. Например, майя использовали только три обозначения: точку, линию и эллипс и записывали ими любые цифры.

Древние Египтяне (Слайд №4)

В Древнем Египте использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня - пальмовым листом, а сто тысяч - лягушкой, так как  в дельте Нила было очень много лягушек, вот у людей и возникла такая мысль: сто тысяч - очень много, как лягушек в Ниле.

Древний Рим (Слайд №5)

Римская система счисления была очень распространена в Европе и считалась на то время, пока не придумали арабские цифры, идеальной.

С небольшими числами она вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. Еще один недостаток: невозможно письменно делать вычисления. Их можно сделать только в уме, что даёт большое количество ошибок.

Сейчас римские цифры тоже применяют, например, в записи века, порядкового номера монарха и т.п.

Древняя Русь (Слайд №6)

На Руси использовался алфавит для обозначения количества. Например: А-1, I-10, AI-11

Сейчас вам немного трудно это усвоить, но я думаю, что-то вы поняли.

Древняя Индия (Слайд №7)

Древние индийцы изобрели для каждой цифры свой знак. Однако Индия была оторвана от других стран - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу.

Древние Арабы (Слайд №8)

Позже арабы упростили эти значки. Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра».

(Слайд №9)

Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2,3,4,5,6,7,8,9.

- Вот как интересно. Ребята, а мы с вами можем придумать свои цифры?

- Да.

Физкультминутка «Кот Антипка».

Кот Антипка.

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.)

В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.)

В десять шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать. (Шагаем на месте)

- Я вам раздам тетради и карандаши. Вы должны вспомнить мой рассказ и попробовать изобразить цифры. Вы нарисуете свои цифры, а потом мы будем отгадывать, что обозначают эти цифры.

Дети рисуют.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Дети выбирают интересные начертания, и отгадывают какая это цифра.

3. Заключительная часть.  

- Ребята, вы возьмёте свои цифры домой, и покажете родителям, только не забудьте рассказать о том, что вы узнали. Может быть, вашим родителям это будет интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".

КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".Составила: воспитатель Зверева С.А....

Конспект познавательной беседы «ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ» для детей подготовительной группы детского сада.

Конспект  познавательной беседы  на тему :"ПРОГУЛКА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ" с этементами ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста. Интересное путешествие по нашему любимогу городу...

Конспект познавательной беседы По социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности жизнедеятельности) для детей подготовительной группы детского сада «В гостях у светофора»

Конспект познавательной беседыПо социально-коммуникативному развитию(формирование основ безопасности жизнедеятельности)для детей подготовительной группы детского сада«В гостях у светофора»...

Конспект познавательной беседы «Путешествие в космос» для детей средней группы детского сада (4-5 лет)

Конспект познавательной беседы «Путешествие в космос» для детей средней группы детского сада (4-5 лет)...

Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей подготовительной группы детского сада «Красная шапочка»

Конспект познавательной беседы по социально-коммуникативному развитию, формирование основ безопасности жизнедеятельности для детей подготовительной группы детского сада «Красная шапочк...

Конспект занятия по лепке Тема «Птицы» для детей подготовительной группы детского сада

Конспект занятия по лепке Тема «Птицы» для детей подготовительной группы детского сада Цель: развивать творчество детей; формировать умения передавать форму основной части и других частей, их пр...

Конспект новогоднего сценария "Магазин новогодних игрушек" для детей подготовительной группы детского сада

Сценарий содержит подробное описание новогоднего праздника, включая тексты рекомендованных песен....