Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», раздел «ФЭМП» для детей старшего возраста Тема: «Закономерности»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Название: «Закономерности»

Цель: формирование умения сравнивать предметы по размеру и устанавливать уменьшения и увеличения размера.

 

Задачи:

Развивающие:

  • развивать   внимание,  логическое мышление, сообразительность, наблюдательность, память;

Образовательные:

-упражнять в сравнении предметов разной длины, ширины, активизировать словарь детей, включая слова и выражения: самый длинный, немного короче, ещё короче, самый короткий, самый широкий, немного уже, ещё уже, самый узкий;

  • закреплять умение располагать предметы в заданном порядке, повторяя их последовательность;
  • упражнять в установлении соотношения между 10 предметами по длине;
  • закреплять навыки прямого и обратного счёта до 10;
  • закреплять умение использовать приём измерения длины при помощи условной мерки.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания;
  • воспитывать умение работать самостоятельно.

 

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Формы организации занятия: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная работа.

Виды     детской     деятельности:    познавательно     -        исследовательская     (решение проблемных ситуаций), игровая, коммуникативная, двигательная.

 

Методы и приёмы: опора на знания детей, словесный ;проблемно-поисковый, наглядный; практический методы.

Словарная работа: самый длинный, немного короче, ещё короче,        короткая, короче, длиннее, самая широкая, немного уже, ещё уже, узкая, шире.

Предварительная работа: дидактические игры «Сравни полоски», «Разложи по порядку», «Расставь цифры по порядку», «Посмотри и запомни», «Закончи ряд»,
 

просмотр мультфильма «38 попугаев»; пересказ сказок «Царевна Лягушка»,

«Золушка»,     «Доктор     Айболит», разучивание        физминутки,        массажа      для пальчиков.

Планируемые результаты: дети могут сравнивать предметы разной длины и ширины, употребляя в своей речи слова и выражения: самый длинный, немного короче, ещё короче, самый короткий, самый широкий, немного уже, ещё уже, самый узкий; у детей сформировано умение располагать предметы в заданном порядке, повторяя их последовательность; могут устанавливать соотношения между 10 предметами по длине на глаз; дети владеют прямым и обратным счётом до 10; используют условную мерку для измерения длины; дети активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками; рассуждают, мыслят, выполняют задания, отвечают на вопросы воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 131 Невского района Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», раздел «ФЭМП»

для детей старшего возраста

Тема: «Закономерности»

Воспитатель:

Козоногина Олеся Сергеевна

Используемые технологии: 

Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Технология деятельностного подхода;

Игровая технология













Санкт-Петербург

Ноябрь 2022год

Название: «Закономерности»

Цель: формирование умения сравнивать предметы по размеру и устанавливать уменьшения и увеличения размера.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать        внимание,        логическое        мышление,        сообразительность, наблюдательность, память;

Образовательные:

-упражнять в сравнении предметов разной длины, ширины, активизировать словарь детей, включая слова и выражения: самый длинный, немного короче, ещё короче, самый короткий, самый широкий, немного уже, ещё уже, самый узкий;

  • закреплять умение располагать предметы в заданном порядке, повторяя их последовательность;
  • упражнять в установлении соотношения между 10 предметами по длине;
  • закреплять навыки прямого и обратного счёта до 10;
  • закреплять умение использовать приём измерения длины при помощи условной мерки.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимопомощи, сопереживания;
  • воспитывать умение работать самостоятельно.

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Формы организации занятия: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная работа.

Виды        детской        деятельности:        познавательно        -        исследовательская        (решение проблемных ситуаций), игровая, коммуникативная, двигательная.

Методы и приёмы: опора на знания детей, словесный ;проблемно-поисковый, наглядный; практический методы.

Словарная работа: самый длинный, немного короче, ещё короче,        короткая, короче, длиннее, самая широкая, немного уже, ещё уже, узкая, шире.

Предварительная работа: дидактические игры «Сравни полоски», «Разложи по порядку», «Расставь цифры по порядку», «Посмотри и запомни», «Закончи ряд»,

просмотр мультфильма «38 попугаев»; пересказ сказок «Царевна Лягушка»,

«Золушка»,        «Доктор        Айболит»,        разучивание        физминутки,        массажа        для пальчиков.

Планируемые результаты: дети могут сравнивать предметы разной длины и ширины, употребляя в своей речи слова и выражения: самый длинный, немного короче, ещё короче, самый короткий, самый широкий, немного уже, ещё уже, самый узкий; у детей сформировано умение располагать предметы в заданном порядке, повторяя их последовательность; могут устанавливать соотношения между 10 предметами по длине на глаз; дети владеют прямым и обратным счётом до 10; используют условную мерку для измерения длины; дети активно и доброжелательно взаимодействуют с воспитателем и сверстниками; рассуждают, мыслят, выполняют задания, отвечают на вопросы воспитателя.

Демонстрационный материал: слайды.

Технические средства: проектор, экран, ноутбук, фланелеграф.

Раздаточный материал: полоски разного цвета, разной длины и разной ширины; палочки Кьюйзнера; листы А4 с изображением удава; бусы разной величины; палочки-мерки.

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия, вопросы поисково-исследовательские…

Действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций…

Организация детей перед занятием

Придумано кем-то Просто и мудро

При встрече здороваться!

  • Доброе утро!
  • Доброе утро

Солнцу и птицам!

  • Доброе утро! Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

  • Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!


Дети здороваются.

 




Мотивация 

Ребята, сегодня        к нам пришло письмо, давайте его прочтем:

  • Здравствуйте, ребята! Я – Королева с планеты сказок. В моём королевстве случилась

беда: зеркало тролля, которое искажает всё до наоборот, разбилось. 



























Проблематизация 

Миллионы мелких осколков разлетелись по сказочной планете и попали в глаза и в сердца сказочных героев. Теперь они забыли, кто из них из какой сказки, высокое в их глазах видится низким, длинное - коротким. 












Целеполагание 

Нужно  помочь сказочным героям вернуться в свои сказки. Вы согласны помочь? 

Д: Согласны

Планирование будущей деятельности

Воспитатель: Ребята, что же делать. Наверное, чтобы вернуть сказочных героев в свои сказки, нужно будет выполнить трудные задания.  Как вы думаете, справитесь вы с этими заданиями? (Ответы детей)

Д: Справимся

Реализация плана 

Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте проведем разминку.

Дидактическая игра «Если…»

-        Если стол выше стула, то стул        ?

-        Если дорога шире тропинки, то тропинка        ?

-        Если линейка длиннее карандаша, то карандаш        ?

-        Если верёвка толще нитки, то нитка        ?

Задание 1 

Ребята, посмотрите, королева планеты Сказок хотела нас встретить красочными, красиво развешенными флажками, но осколки зеркала подействовали и на неё, и она забыла, как ей нужно развесить флажки. 

А что нам помогает расставлять предметы по определенным законам?

Правильно, ребята.

Царевич забыл из какой он сказки. Он выстрелил из лука и чтобы найти стрелу, ему надо пойти по самой длинной дорожке.

Воспитатель: Нам нужно помочь ему правильно выбрать самую длинную дорожку, по которой он пойдёт искать стрелу. На столах у вас разложены дорожки (полоски). Что  можно сказать о длине дорожек?

Воспитатель: Сколько всего полосок? Найдите самую длинную полоску и положите её перед собой. Теперь разложите все полоски от самой длинной до самой короткой. Когда сравнивают длину, слева края полоски надо подровнять. (Один ребёнок  короче и самая короткая).Какая самая длинная полоска, самая короткая? Расскажите в каком порядке вы положили полоски? Что можно сказать о длине красной ( белой, зелёной) полоски?

Воспитатель: Молодцы, вы выбрали самую длинную дорожку, пройдя по которой царевич нашёл стрелу.

А возвращаться назад он должен по самой широкой дорожке. Воспитатель: Какую вы должны найти полоску теперь?

Дети: Самую широкую.

Воспитатель: Положите перед собой самую широкую полоску. Теперь разложите полоски от самой широкой до самой узкой.

Воспитатель: Какая самая широкая полоска, самая узкая? Что можно сказать о ширине жёлтой ( белой) полоски ?

- Молодцы ребята, вы справились с этим заданием и помогли царевичу. Давайте скажем ему, из какой же он сказки?

Воспитатель: Вы помогли царевичу вернуться в сказку но надо помочь и другим героям. Для этого нам надо выполнить следующее задание.

Задание 2

Воспитатель: Посмотрите, перед вами персонажи следующей сказки. Злая мачеха смешала все бусы и велела девочке нанизать их на верёвочку в определённой последовательности. А она забыла, как это делать. Поможем ей справиться с этим заданием?

-Сравните все бусы. Чем они отличаются?

Воспитатель: Вам надо нанизать бусинки на верёвочку от самой большой до самой маленькой и еще раз повторить эту очерёдность. Перед тем как приступить к выполнению задания, давайте сделаем массаж пальчикам и ладошкам.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Как называется эта сказка?

Воспитатель: Вот ещё одному сказочному герою вы помогли.

Задание 3

Воспитатель: Посмотрите ребята, ещё одному сказочному герою нужна ваша помощь. (Иллюстрация сказки «Доктор Айболит»)

И горы встают перед ним на пути, И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче, А горы уходят под самые тучи!

Воспитатель: Если доктор не успеет вовремя прийти на помощь, что случится? Дети:

Воспитатель: А как же ему перебраться через гору? 

Воспитатель: Где же он её возьмет?

Воспитатель: Присаживайтесь за столы, перед вами лежат палочки, из которых вы будете делать лесенку. Что можно сказать об их размере? (10 палочек)

Воспитатель: Чтобы подняться ему на самый        верх горы,        надо палочки разложить в каком порядке?

Дети: От самой длинной до самой короткой.

Воспитатель: Чтобы не ошибиться, надо выбирать каждый раз самую длинную полоску из всех полосок, которые еще не положили в ряд. Примеривать и переставлять нельзя.

Дети расставляют полоски за столами, один ребёнок работает у доски на фланелеграфе.

Ну, вот доктор на вершине горы, как же ему спуститься в низ? (Ответы детей). Конечно, нужна опять лесенка. А теперь я предлагаю вам расположить палочки от самой короткой до самой длинной. Вот вы и помогли доктору и он теперь может лечить животных. Ребята, скажите доктору, из какой же он сказки? (Ответы детей) И этого героя вы вернули в сказку.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.






Дети отвечают на вопросы воспитателя.







Дети помогают развесить флажки в правильной последовательности.





Ответ детей: Закономерность.





Дети: Они разные
































Один ребёнок работает у доски и называет расположение полосок: самая широкая, немного уже, ещё уже и самая узкая. 





Дети: Царевна лягушка.

Дети выполняют задание















Дети: Поможем

Дети: Бусы отличаются цветом и размером. Большие, меньше и маленькие бусинки.

На листках выполняется задание «Дорисуй бусы» Дети приступают к выполнению задания. ( Нанизывают бусинки на верёвочку). 

Дети: Золушка.




















Дети: Ему нужна лесенка. Дети: Давайте поможем доктору сделать лесенку.

Дети: Палочки разной длины.

























(Один ребёнок ведёт обратный счёт).

Оценка и рефлексия

Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Какое задание вам понравилось больше всего? Какое задание было самое легкое? Какое задание было самое трудное? 

Ребята, мне очень понравилось сегодня с вами помогать сказочным героям.

Расскажите дома родителям, чем мы сегодня с вами занимались, и какие задания выполняли, чтобы помочь персонажам.

Д: мы помогали сказочным героям вернуться в свои сказки


Ответы детей

Дети прощаются с гостями, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (окружающий мир) для детей младшей группы. Тема «Дикие животные»

Цель: - закрепить знания детей о диких животных ,их детенышах и о месте их обитания;-  обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанников детского сада, пропаганда ЗОЖ как совокупности з...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Занимательное ОБЖ для дошкольников» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Опасности вокруг нас»

Цель:Ознакомление детей с правилами безопасного поведения. ЗадачиОбразовательные:Закрепить представление детей о некоторых опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми дети встречаются дома...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» – раздел формирование элементарных математических представлений для детей старшей группы «На помощь Весне»

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» – раздел формирование элементарных математических представлений «На ...