кружок по математике
рабочая программа по математике (старшая группа)

Плахова Елена Петровна

кружок "Занимательная математика" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_22-23.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации города Кирсанова

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленка»

 

Рекомендовано к утверждению  

педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад «Аленка»

от ____________ протокол № ___

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Детский сад

«Аленка» ____________ Т.В. Дякина

Приказ № ___ от _________________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательного развития

 «Занимательная математика»

Возраст обучающихся: 5 - 6лет

Срок реализации:          1 год

Автор-составитель:

Плахова Елена Петровна

воспитатель

Кирсанов

2022 год

Информационная карта программы

1.Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка» г .Кирсанова Тамбовской области.

2.Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательного развития «Занимательная математика»

3. Ф.И.О., должность составителя

Плахова Елена Петровна, воспитатель

4.Сведения о программе.

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008.

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации

от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

Социально-педагогическая

4.4. Тип программы

модифицированная

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

5 лет

4.7. Продолжительность

1 год

4.8 Рецензенты

Несмиянова Ольга Николаевна, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад «Аленка»

4.9 Заключение педагогического совета

Протокол заседания № 1 от 31.08.2022г.

Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы:

Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…», предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.

Актуальность:

Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.

Новизна:

В программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе. Исходя из этого, программа построена не по областям знаний, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

Особенности возрастной группы

Программа реализуется с группой детей от 5 до 6лет. Данный возраст является благоприятным периодом для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в этот период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте.

Педагогическая целесообразность.

Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Педагогическая целесообразность заключается в развитии этих способностей. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Отличительные особенности

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Объем программы

1 год - 34 часов.

Адресат программы

Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.

Формы проведения и режим занятий:

- форма занятий – групповая;

 - наполняемость групп – 10- 15 человек;

 -периодичность проведения занятий - 1 раз в неделю;

 - продолжительность занятия – 25-30 минут.

Условия набора: для обучения принимаются дети по заявлению родителей (посещающие детский сад, не имеющие медицинских противопоказаний).

    Количество обучающихся: определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендации СанПиН –10 -15 человек.  

1.2 Цель.

Развитие  интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Достижению поставленной цели способствует решение поставленных задач:

Дополнительная образовательная программа предполагает решение трех групп взаимосвязанных задач:

 - образовательные;

 -  развивающие;

 - воспитательные.

Задачи:  

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с общими математическими понятиями.

2. Формировать математические представления о числах.

3. Формировать пространственно-временные отношения.

4. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана.

5. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами.

6. Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек.

7. Увеличивать объем внимания и памяти.

8. Формировать мыслительные операции (анализ, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

Развивающие задачи:

1. Развивать образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

2. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

 3. Развивать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

 Воспитательные задачи:

1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

2. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.

3. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Используемые методы:

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому используется большое количество игровых упражнений. Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же "открытие" происходит в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий.

Учебный план работы кружка

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

в том числе

теория

практика

1.

Свойства предметов

5

1

4

2.

Сравнение групп предметов

4

1

3

3.

Отношение: часть - целое

4

2

2

4.

Пространственные отношения

5

2

3

5.

Сложение

5

1

4

6.

Представление о замкнутой и незамкнутой, ломаной линиях

2

1

1

7.

Больше-меньше,

3

1

2

8.

Удаление части из целого (вычитание)

3

1

2

9.

Диагностика

3

1

2

            Итого:

34

11

23

1.3 Содержание программы.

Общие понятия

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение

предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отменяй равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... ,меньше на ...).

Формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе.

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Число 0 и его свойства.

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Пространственно-временные представления

Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Геометрические фигуры и величины

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

1.4 Предполагаемые результаты 

-развитие  интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

-развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

-развитие математических способностей и склонностей;

качественная подготовка ребенка к школе;

-развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

Должны знать и уметь

1) В простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).

2) Продолжать ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком, самостоятельно составлять подобные ряды.

3) Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.

4) В простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5 элементов, найти в совокупности "лишний" элемент.

5) Соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов.

6) Сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в пределах 10.

7)Устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.

8) Распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Календарно – тематический   план кружка .

п/п

Тема занятия

                        цели

Кол.

часов

Дата

1,2

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Устанавливать связи по свойствам предметов.

2

3

Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Закрепить представления детей о свойствах предметов. Уточнить представления о формах геометрических фигур.

1

4

Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком.

Формировать умение сравнивать предметы, ваявлять общие при знаки. Закрепить представления о различных свойствах предметов. Увеличение, уменьшение предметов.

1

5,6

Составление группы предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы.

Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов. Умение ориентироваться в таблице.

2

7

Совокупности предметов.  Объединение предметов в группы по общему свойству.

               Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+».  

1

8

Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Дать представление о равенстве и неравенстве групп предметов. Умение правильно выбрать знак «=»,  «#».

1

9

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Увеличение объема внимания и памяти. Способность устанавливать математические связи.

1

10

  1. Установление равночисленности двух групп .

Развивать умение устанавливать равночисленности групп с помощью составления пар ( больше на, меньше на ).

1

11

Отношение: часть – целое..

Формирование общих представлений о сложении, как  объединении групп предметов в одно целое.

1

12

Пространственные отношения: на, над, под.

Уточнить пространственные представления и отношения : на, над, под. Закрепить представление о сложении как объединении предметов.

1

13

Пространственные отношения: справа, слева.

Развивать пространственные представления, уточнить отношения : справа, слева. Закрепить понимание смысла действия сложения.

1

14, 15

Вычитание предметов.

Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком минус.

2

16,17

Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Уточнить пространственные отношения: между, посередине. Закрепить понимание смысла вычитания.

2

18

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Сформировать представления о понятиях один, много. Закрепить пространственные представления.

1

19

Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения.

Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1.Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, сложения и вычитания.

1

20

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Закрепить понимание смысла математических выражений.

1

21

Число 2 и цифра 2. Пара.

Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2.Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания.

1

22

Формирование представлений о точке и линии.

Формировать знания и представления о точке и линии, прямой и кривой линиях. Умение соотносить числа 1 и 2.

1

23

Представления об отрезке, прямой, луче.

Сформировать представления об отрезке, луче. Учить соотносить числа 1и 2 с количеством.

1

24

Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путем прибавления единицы.

Познакомить с образованием и составом числа 3. Закрепить представления о сложении и вычитании.

1

25

Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе.

Познакомить детей с образованием и составом числа 4, цифрой 4. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов.

1

26

Натуральное число. Составление закономерностей.

Сформировать понятие, что натуральное число – это результат счета и измерения.

1

27

Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности.

Познакомить с образованием и составом числа5, цифрой 5. Закрепить знание цифр 1 – 4.

1

28

Числовой отрезок.

Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитываниия единиц с помощью числового отрезка.

1

29

Пространственные отношения: впереди, сзади.

Развивать пространственные представления, уточнить отношения : впереди, сзади. Закрепить понимание смысла действия сложения и вычитания .

1

30

Обозначение отношений: больше – меньше.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью соотношения пар.

1

31

Установление последовательности событий..

Умение понимать последовательность событий в неделе месяце, году.

1

32

Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра и т.д.

Расширить представления о временных отношениях. . Закрепить понимание смысла действия сложения и вычитания .

1

34

Повторение

Закрепить знание цифр 1 – 5.

2

Методическое обеспечение программы

Формы занятий

Методы, приемы

Дидактический материал

Методи-ческое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Игровые методы, проблемно-поисковые методы,

 частично-поисковые методы,

 проблемно-практические игровые ситуации,

практические методы.   

 учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей,

смена и чередование видов деятельности,

интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

Счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

Рабочая тетрадь

Учебно-методический комплект

«Раз – ступенька, два – ступенька…», Л.Г. Петерсон 

Тестирование;

Открытые занятия;

Мастер-классы;

 конкурсы.

Блок № 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная математика».

2.1 Календарно-учебный график

Продолжительность занятий обучающихся с 15 сентября по 31 мая.

2.2 Условия реализации программы:

Для эффективной реализации Программы, занятия проводятся в групповом помещении, где создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии требованиями СанПиН и ФГОС ДО. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования для развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Развивающая предметно-пространственная среда содействует развитию совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка, свободной самостоятельной деятельности детей, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.  На занятиях используются дидактические игры, презентации, демонстрационный и раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве разнообразный раздаточный и демонстрационный материал по всем разделам программы.

2.3. Формы подведения итогов

Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование), оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды: Первый раз – в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка. Второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации родителям на лето.

2.4. Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться с соблюдением требований техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам.

2.5. Кадровое обеспечение

Педагоги, работающие по данной программе, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Список литературы, использованной при написании программы

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).

«Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Занимательная математика в сказках"

Кружковая работа на учебный год...

Кружок "Веселая математика"

Цель : расширять кругозор математических       представлений у детей дошкольного возраста.Реализация кружка «Весёлая математика» способствует созданию формирования интере...

Кружок "Занимательная математика"

Материал содержит перспективный план работы кружка по математике...

Кружок по математики "Заниматика"

Основная цель занятий математикой -  дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно педсказуем для человека.В настоящее ...

Кружок «Занимательная математика» Старшая группа

Развитие математических способностей старших дошкольников...

КРУЖОК ПО МАТЕМАТИКЕ

КРУЖОК РАССЧИТАН НА 2 ГОДА СТАРШИЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ...