Мастер-класс для воспитателей "Использование математического планшета "Геометрик "для познавательного развития детей дошкольного возраста".
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Черданцева Елена Александровна

Данное дидактическое особие  может быть использовано при работе с дошкольниками в возрасте 1,5 до 7 лет. Способствует развитию логики, мелкой маторики, помогает постич азы геомеирии, комбинировать,  свободно ориентироваться на плоскости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Геометрик"21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» п. Залари

Мастер-класс для воспитателей.

Тема: «Использование математического планшета «Геометрик» для познавательного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила:     воспитатель      Черданцева Е.А.    

Дата проведения: 23.11.2020г.

Место проведения: МБДОУ детский сад «Улыбка»

Продолжительность мастер – класса: 25 минут

Цель мастер – класса:

Создание условий для ознакомления педагогов с различными способами использования математического планшета «Геометрик» для познавательного развития детей дошкольного возраста.

3адачи:

- Познакомить слушателей мастер – класса с приемами работы с математическим планшетом «Геометрик»;

- Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении способами работы с планшетом «Геометрик»;

Оборудование: Мультимедийное оборудование, столы, математические планшеты, резиночки разные, мелкие игрушки.

Ожидаемые результаты мастер - класса :

1. Практическое освоение участниками мастер-класса навыков работы с математическим планшетом «Геометрик».

2. Активизация познавательной деятельности участников мастер – класса.

Ход мастер – класса:                                                                                       - Вводная часть – 4 минуты                                                                                        - Основная часть – 19 минут                                                                                            - Заключительная часть – 2 минуты

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по использованию математического планшета «Геометрик», как одного из способов развития познавательной сферы дошкольника.

Вводная часть. Все вы используете в своей работе с детьми развивающие игры. А сегодня я хочу вас познакомить с математическим планшетом «Геометрик" .

Что же представляет собой математический планшет «Геометрик»? Данное пособие было изобретено итальянским педагогом Марией Монтессори, его можно найти в книжном или детском магазине, но можно сделать и самостоятельно, это гораздо проще и быстрее.

Планшет представляет собой деревянную дощечку (это может быть кусок фанеры или обычная разделочная доска) с расположенными на ней цветными силовыми кнопками.

Ребенку от 1.5 года можно предложить планшет 3 на 3 кнопки (всего 9 кнопок). Ребенку от 2.5 лет лучше предложить 5 на 5 кнопок (всего 25 кнопок). Детям старше 4 лет можно не ограничивать пространство и сделать планшет любого размера. Кнопки могут быть расположены друг от друга на расстояние 3 см. (показывает планшет, а также на расстояние 5 см (показывает планшет)Кнопки вы можете закрепить двумя способами: вбить молотком в деревянную поверхность или с помощью маленького сверла сделать отверстия, а затем, обмакнув в клей кнопки, вставить в отверстие. Планшет готов! А к нему в комплект вы можете подобрать самые разнообразные цветные резиночки (показать): банковские, резинки для волос, а также различные модели машинок, макеты домов, дорожные знаки и т. д. Представленные планшеты, изготовлены умелыми руками наших родителей.

Основная часть. Приглашаю для участия в мастер - классе 2 человека. (работа с маленькими планшетами). Способов игры с Геометриком очень много. Если у вас дети раннего и младшего дошкольного возраста, предложите для начала просто надевать резинки на кнопки, сортировать их по цветам. В старшем возрасте задачи, конечно же, усложняются. Вам, дорогие участники, я предлагаю для начала, взять одну резинку и попробовать растянуть ее на прикрепленных к доске кнопках (участники растягивают резинки). Обратите внимание, что это можно сделать не только по прямой, но и по диагонали, разворачивая резиночку. Так же вы можете использовать не одну, а две, три, да еще разного цвета, что позволяет ребенку проявить свою фантазию. Проявите и вы, уважаемые участники свою фантазию, выложите любую фигуру.

(Пока участники выкладывают свои фигуры, дать информацию)

Геометрик способствует развитию пространственного и ассоциативного мышления, воображения, развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, умения действовать по заданному образцу.

(Обращение к участникам)

Скажите, пожалуйста, что у вас получилось? Ответы. Как видите, у каждого получилась своя фигура. Вы можете попросить ребенка рассказать, что у него получилось, что будет способствовать развитию его речи.

Для закрепления математических представлений, вы можете предложить ребенку выложить геометрическую фигуру. Уважаемые участники, выложите, пожалуйста, на своих планшетах треугольник. Обратите внимание, что фигура всегда получится ровная, ребенок испытает положительные эмоции. Получилось? Молодцы!

- Далее задание усложняется. Изобразите квадрат красного цвета, ромб желтого цвета, а прямоугольник зеленого цвета.

(Комментарии)

Математический планшет Геометрик прост в использовании. "Рисование резиночками" – уникальный способ изображения предметов. Он позволяет ребенку "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемых силуэтов. Закрепление основных цветов проходит непосредственно в игре.

Еще один способ взаимодействия с Геометриком – это выполнение задания по образцу. Например, слева на планшете вы можете выложить простую геометрическую форму, букву, цифру или какой – либо предмет, (Выложить для участников на планшетах какую – нибудь фигуру, цифру, букву и т. д.) а затем попросить ребенка справа на планшете ее повторить. Пожалуйста, выполняйте. Такая игра способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.

Все вы знаете, что дети любят отгадывать загадки. В более старшем возрасте дети могут с помощью планшета изображать отгадки на загадки. Например, вы загадывайте загадку, а отгадку предлагаете ребенку выложить на планшете. Здесь можно использовать несколько резиночек. Обратите внимание, что загадки нужно тщательно подбирать. А отгадку предварительно выложить самому, прежде чем предлагать детям. И вам предлагаю послушать загадки, а отгадки – изобразить на планшете.

Покружилась звездочка                          

 В воздухе немножко,

 Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Чтоб укрыться от дождя,
 Чтоб мороз был нипочем,
 Чтобы в нем жила семья
 Мы построим теплый...  (дом)

После того, как выложили дом, можно предложить детям его обыграть. Для этого и пригодятся различные мелкие предметы: машинки, макеты домов и т. д. Так же данная игра поможет ребенку закрепить умение ориентироваться на плоскости. Вы можете использовать словесную инструкцию: например, возьмите, пожалуйста, фигурку человека и поставьте ее в правом (или левом) верхнем углу. Затем возьмите резиночки и выложите дорогу, по которой человек придет к дому. Затем каждый участник рассказывает, как его человек пришел к дому ( например: спустился сверху вниз, затем повернул направо (налево) и т. д.). Спасибо вам за активное участие. Присаживайтесь на места.

Игровое поле планшета может быть небольшим и использоваться в индивидуальной работе с воспитанниками (как сейчас и играли наши участники). А так же вы можете приобрести или изготовить планшет, который рассчитан на подгруппу детей (работа на большом планшете). И сейчас я предлагаю выйти другим 4 участникам.

Спектр использования «Геометрика» очень широк. Планшет может превратиться в лабиринт, даже в макет. Работа с таким большим геометриком предполагает подгруппой. Сюжет может быть разнообразным. Например, правила дорожного движения. Уважаемые участники, нарисуйте с помощью резиночек лабиринт- дорожку. Затем расставьте по своему усмотрению предметы, которые у вас есть (макеты домов, дорожные знаки и т. д.) Именно работа в команде развивает у детей умение договариваться, слаженно работать вместе, развивать игровой сюжет.

(Пока участники все расставляют сказать, дать информацию что) Геометрический планшет – это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его познавательному развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает – развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе. Посмотрите, что у вас получилось. А получился макет города или микрорайона. На данном планшете вы видите, что есть пустые полянки. Это инициатива наших родителей, которую они объяснили тем, что здесь могут быть расположены более крупные предметы, которые необходимы по сюжету игры. Обычно мальчики играют в гонки, едут в автосалон, на заправку и т. д. А если к ним присоединяются девочки, на дороге появляются пешеходы и уже мы закрепляем сформированные представления о ПДД. Если поставить на данный макет фигурку горящего домика (предложить участникам это сделать, то на дороге появляется пожарная машина и проделывает свой путь (дать участникам возможность поиграть). Для формирования пространственных представлений у детей, можно предложить ребенку спроектировать путь пожарной машины, которая стоит, например, в левом нижнем углу, к горящему домику, который находится в правом верхнем углу

Далее вы можете предложить своим воспитанникам еще одну интересную игру, называется она «Дорисуй». Возьмите, пожалуйста, равное количество резинок. Например, три. Затем начинайте «рисовать» какой – либо предмет, используя по одной резиночке за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой- то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска – крестик – снежинка - цветок и т. д. Или квадрат – домик – окошко в домике – заборчик - крыльцо и т. д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.

(Пока участники играют, рассказать что:)

Игры с математическим планшетом «Геометрик» способствуют развитию логики, мелкой моторики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости, комбинировать. Ребенок может воплотить свои фантазии. Вы также можете помочь ему придумывать различные способы изображения предметов, при этом сочинять различные истории, развивая у малыша тем самым фантазию, память, логику, речь. А сейчас посмотрим, что получилось у наших участников. Расскажите, какая у вас получилась цепочка. Что вызвало затруднение? Что понравилось больше всего? Я благодарю вас за участие. Присаживайтесь, пожалуйста.

Заключительная часть. Уважаемые коллеги. Сегодня я познакомила вас с математическим планшетом «Геометрик», который вы можете использовать в своей работе, развивать познавательную сферу своих воспитанников. Я надеюсь, что сегодняшний мастер – класс поможет вам в вашей дальнейшей работе. Пробуйте и развивайте своих воспитанников. Удивляйтесь сами и удивляйте детей. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: использование       дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с  разнообразными методами и приёмами, которые...

Мастер - класс «Рисование песком как положительный фактор в развитии детей дошкольного возраста».

Задачи:1.     Рассказать  о положительном влиянии  рисования песком для детей и взрослых2.     Познакомить воспитателей с некоторыми способами рисован...

Мастер-класс для педагогов "Использование логосказок в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы дети не утомлялись на логопедическом занятии, необходимо менять виды наглядной деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки. Логопедическое возд...

Сценарий мастер-класса "Закружилась листва золотая" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет и родителей

В сценарии представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя рекомендации по обучению взрослых и детей...

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Мастер класс направлен на формирование представлений  педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...