Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).
презентация
На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию я представляю мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 20.01 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 954.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему:
"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке"
(практическая часть).
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по по исследовательской деятельности на пррогулке.
Ход мастер-класса:
Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию я представляю мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности на прогулке.
На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается малышу через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Педагоги-практики утверждают: "Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками". Поэтому я вам предлагаю от слов перейти к делу.
Итак, действие проходит на прогулке. Я -воспитатель, вы, уважаемые коллеги- дети.
(На экране изображение воздушногот змея)
Ребята, посмотрите, к нам кто-то в гости прилетел? Вы знаете кто это? (Воздушный змей).
(Ответы детей).
Воспитатель: А он нам что-то принес. Да тут письмо. Давайте прочитаем? «Я прилетел к вам в гости, чтобы познакомить вас с интересным природным явлением. А с каким, попробуйте догадаться? Внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух).
Что это?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, и даже будем делать опыты, как настоящие ученые.
Воспитатель: Скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет).
Ответы детей.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Ребята, а раз он невидимый, может его и нет вовсе?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух все-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
(Ответы детей).
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (ничего)
(Ответы детей)
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нем нет воздуха.
Воспитатель: А теперь посмотрите, у меня есть еще один пакет, он тоже прозрачный, но как выдумаете, что в нем? (Вода).
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь сравните ваши пакетики с воздухом и пакетики с водой, чем они отличаются? (Вода тяжелее воздуха).
(Ответы детей)
Опыт 2. Ветер и кораблики.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам провести еще один опыт и понаблюдать, что будут делать кораблики на воде, будут ли они плыть? (Нет).
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте подуем на них. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Воспитатель: А если не дуть, как еще можно сделать ветер?
Ответы детей.
Опыт 3. С веером.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть? Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 4. Воздушные шары.
Воспитатель: Ребята, воздушный змей прислал нам ещё подарок. Что это?
Дети: Водушные шары.
Воспитатель: Они могут сейчас полететь?
Что надо сделать, чтобы мы могли с ними поиграть?
Дети: Их надо надуть воздухом.
Воспитатель: Давайте попробуем!
Вывод: значит, воздух есть и внутри нас. Мы дуем , и воздух наполняет шарик. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем его в шарик. Чем больше воздуха, тем больше наш шарик.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы сегодня с вами узнали много интересного о воздухе.
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.
Что воздух легче воды.
Что воздух есть внутри людей.
А еще узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
Заключение.
"Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают спрособность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл" - К.Е. Темирязев.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! прошу вас высказать своё мнение по поводу услышанного, увиденного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления, предложения, что нового и интересного для себя вы нашли, что примените в своей работе с детьми?
Спасибо за активную помощь! Творческих вам успехов!
Презентация
"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке".
Слайд1. ФГОС рассматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельтности взрослых и детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, нои при проведении режимных моментов.
Слайд2. Одним из режимных моментов является прогулка.
Прогулку можно использовать для укрепления здоровья детей, развития физических качеств и двигательной активностим, а также для закрепления знаний, полученных в группе в ходе совместной деятельности педагога с детьми, на практике.
Слайд 3. Познавательно-исследовательтская деятельность.
Основная цель: создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок.
Непосредственное участие ребёнка в ходе исследования позволяет ему увидеть процесс и результаты.
Слайд 4. Ребёнок от природы исследователь: он хочет всё трогать, пробовать, экспериментировать.
"Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, дай попробовать -и я пойму"- гласит китайская пословица.
Слайд 5. Исследовательское поведение для дошкольника - главный источник получения представления о мире. Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром - одна изобразовательных задач.
Задача взрослых - помочь детям в проведении этих исследований.
Слайд 6. Важность исследовательской деятельности заключается в том, что в процессе эксперимента:
*Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаиоотношения с другими объектами и со средой обитания.
*Идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслителтный процессы.
*Развивается речь.
*Происходит накопление фонда умственных умений.
*Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата.
*Развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигателтной активности.
Слайд 7. Направления опытно-экспенриментальной деятельности:
*Живая прироода: характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
*Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
*Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Слайд 8. Условия успеха в познавательно-исследовательской деятельности:
*интерес дошкольника к содержанию деятельности;
*доступный для возраста материал;
*дозировка активности взрослого;
*доброжелотельная обстановка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выявленные проблемные зоны Изменения (ближайшие перспективы) Изменения (отдалённые перспективы) 1.Дети не могут реализовать свою потребность в самостоятельной двигательной активности. У них нет возможности свободно использовать спортивный инвентарь и закреплять разные виды движений. Попробовать прилавок и витрину для игры в «магазин» переделать в уголок двигательной активности, оснастив его мячами, кеглями, обручами, ленточками, дугами и др. 2. В шумном пространстве игровой комнаты у детей нет возможности уединиться, получить психологическую разгрузку, побыть в тишине, помечтать, побеседовать. Часть кукольного уголка отгородить ширмой, тем самым создав уголок уединения для обеспечения эмоционального благополучия детей.
3. Прилавок и витрина для игры «Магазин» занимает много места, при этом детьми в полной мере не используется. Поскольку дети ограничены в выборе места игры, их интерес угасает или используется этот центр для других игр. Обсудить с детьми, как можно использовать витрину. 2. Переделать под что-то другое. 3. Перенести в другое место. 4. Игру «Магазин» сделать выносной с использованием зон-дублёров. 4.У детей нет возможности наглядно увидеть то, о чём рассказывает воспитатель, услышать звуки животных, увидеть природу других регионов, тем самым ограничен в возможности эффективно усвоить материал. В учебной зоне создать уголок ИКТ.
5.Некоторые дети испытывают скованность и даже страх перед аудиторией, другие имеют проблемы со звукопроизношением; монологическая и диалогическая речь третьих скудна и монотонна. Продумать и дополнить структуру и содержание театрального уголка. Создать полноценный театральный уголок для реализации конкретных целей: -работа над выразительностью реплик персонажей; -расширение активного и пассивного словаря ребёнка; -совершенствование звуков речи ребёнка, а также интонационного строя.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Уголок уединения.
Уголок физического развития
Уголок ИКТ
Ширмы для театральной деятельности
Предметно-пространственная среда для хранения сюжетных игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений"
опыт работы по данной теме с возможными рекомендациями...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как система, направленная на развитие познавательной активности ребёнка. Автор делится опытом работы по организации опытно-экспериментал...
Программа по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Настоящая программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....
Представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Материал был представлен на городской августовской конференции педагогических работников. ...
Опыт работы по теме «Формирование предпосылок экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
laquo;Воспитывая себя и детей, не забывайте, что формирование экологической культуры будет эффективнее, если вы сами будете любить родной край, родной детский сад, родную культуру и речь, свою семью,...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование приема интерактивного голосования как метод познавательного развития детей дошкольного возраста»
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практиче...
Мастер-класс для родителей на тему: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста на улице и дома»
Цель: формировать у родителей компетентность в области организации познавательного развития детей в домашних условиях.Задачи:- раскрыть важность познавательного развития детей;- научить родителей осущ...