Самообразование
методическая разработка по математике
Тема самообразования педагога является актуальной со времён становления педагогики как науки и продолжает являться таковой в современном мире. Именно специфика педагогической деятельности обуславливает необходимость постоянного саморазвития воспитателя, а образовательные стандарты нового поколения подталкивают педагога к совершенствованию педагогического мастерства.
С 2017 года тема моего самообразования: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений с приёмами сочетающие практическую и игровую деятельность у дошкольников». Моё самообразование заключается в постоянном поиске новой информации, используя доступные источники, к которым относятся: семинары, вебинары, конференции и мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства, а также конкурсы воспитанников.
С 2018 года являюсь руководителем творческой группы по математическому развитию.
Цель: Создание условий для профессионального общения педагогов, развитие творческого потенциала, формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков в математическом развитии детей в условиях введения ФГОС ДО.
С 2019 года веду кружок дополнительного образования «Развивай-ка».
В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий Воскобовича, Михайловой, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, лабиринтов, головоломок, интерактивныхи развивающих игр.
Скачать:
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/23/diplom_1_stepeni_matem._konkurs.jpeg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/23/diplom_3_stepeni_luchshiy_tsentr_matematicheskogo_razvitiya.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/10/23/luchshiy_tsentr_gramotnosti_20_g.jpg)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
- «Детский сад № 32 комбинированного вида»
(МДОУ «Д/с № 32»).
- ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом приказом МДОУ “Д/с № 32” Протокол №_______ от_________ от__________№__________
Дополнительная общеобразовательная программа
Развивай-ка
(Название программы)
Социально - педагогическая
(Направленность)
Возраст воспитанников: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ус В.А., воспитатель
г. Ухта, 2020г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.Учебный план…………………………………………………………………6
2.Календарно – тематическое планирование………………………………...8
3.Календарный учебный график………………………………………………15
4.Планируемые результаты программы…………………………………….16
5.Комплекс организационно – педагогических условий……………………17
Список литературы…………………………………………………………......20
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
«Развивай-ка»: социально-педагогическая.
Актуальность программы:
Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство.
Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.
К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Отличительные особенности данной программы:
Отличительной особенностью программы является то, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти, мышления, внимания,
воображения), а также важнейших личностных свойств ребенка.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не
содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные
особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Содержание заданий обеспечивает развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка и, таким образом, углубляет и расширяет те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. Для этого в занятия включены доступные и интересные ребенку виды игр - дидактические, развивающие, логические, математические, игры-соревнования.
Адресат программы: программа рассчитана для детей 4-5 лет.
Для успешного освоения программы на занятиях, численность детей не должна превышать более 12 человек.
Объем программы: – 28 учебных (академических) часов. 1 академический час - 30 минут.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю с ноября по май.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Срок освоения программы – 1 год (с ноября по май), 28 учебных недель, 7 месяцев.
Цель программы: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Способствовать у детей умению анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать предметы;
- Формировать у детей умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе;
- Активизировать познавательные процессы, через развивающие игровые задания и упражнения.
Развивающие:
1. Уточнять у детей математические представления о геометрических фигурах и их свойствах, ориентировке в пространстве.
2. Развивать у детей процессы внимания, памяти, воображения, мышления.
3. Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности.
Воспитывающие:
1. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умение подчинять свои интересы определённым правилам.
1.Учебный план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов
|
1 | Игровые блоки Дьенеша: «Цвет и форма, классификация по двум признакам». «Какой это цвет и форма?» | 1 |
2 | «Размер и толщина, классификация по двум признакам». «Какого размера и толщины фигуры?» | 1 |
3 | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» | 1 |
4 | Игра на внимание «Найди пару» | 1 |
5 | Игра «Продолжи дорожку» | 1 |
6 | «Что нам привёз Мишутка?» | 1 |
7 | «Мы - конструкторы» | 1 |
8 | «Весёлые блоки» (игра с двумя обручами) | 1 |
9 | «Засели домики» | 1 |
10 | «Сложи узор» | 1 |
11 | «У кого в гостях Винни -пух и пятачок» | 1 |
12 | Развивающие игры В.В. Воскобовича: «В гостях у сказки» (знакомство с развивающей средой Фиолетовый лес) | 1 |
13 | «В гости к веселым гномам» | 1 |
14 | Знакомство с игрой «Игровизор» (математический диктант) | 1 |
15 | Знакомство с игрой «Геовизор» (занимательные фигурки) | 1 |
16 | Знакомство с игрой «Геоконт» | 1 |
17 | «Весёлые паучки» | 1 |
18 | «Как гусеница Фифа наряжалась» | 1 |
19 | «Как гусеница Фифа вырастила цветы» | 1 |
20 | «Фонарики - квадрат Воскобовича» (двухцветный) | 1 |
21 | «Черепашки - квадрат Воскобовича» (двухцветный) | 1 |
22 | «Чудо – соты 1» (сложение предметов из частей по образцу) | 1 |
23 | «Математические корзинки» | 1 |
24 | Палочки Кюизенера: «Сказка о палочках» | 1 |
25 | «Заборчики» | 1 |
26 | «Строительство домиков» | 1 |
27 | «Четвертый лишний» | 1 |
28 | «Выкладываем сюжеты» | 1 |
ВСЕГО 28
2. Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Программное содержание | Материалы и оборудование | Дата проведения | Дата проведения по факту |
1 | Игровые блоки Дьенеша: «Цвет и форма, классификация по двум признакам» |
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, | 04.11.20 г. | |
2 | «Размер и толщина, классификация по двум признакам» |
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, | 11.11.20 г. | |
3 | Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?» |
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - символы | 18.11.20 г. | |
4 | Игра на внимание «Найди пару» |
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - символы | 25.11.20 г. | |
5 | Игра «Продолжи дорожку» | 1. способствовать умению действовать, согласно определенному правилу; 2. формировать эталоны основных цветов в процессе практических действий;
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки с изображением дорожек | 02.12.20 г. | |
6 | «Что нам привёз Мишутка?» |
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - схемы | 09.12.20 г. | |
7 | «Мы - конструкторы» |
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - схемы | 16.12.20 г. | |
8 | «Весёлые блоки» (игра с двумя обручами) |
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки – схемы, карточки – символы, 2 обруча | 23.12.20 г. | |
9 | «Засели домики» |
| Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки с изображением домиков | 06.01.21 г. | |
10 | «Сложи узор» | 1. закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и их свойствах (величина, цвет); 2. развивать воображение, внимание; 3. воспитывать интерес к дидактическим играм. | Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, карточки - схемы | 13.01.21 г. | а |
11 | «У кого в гостях Винни -пух и пятачок» | 1.способствовать умению делать простые обобщения; 2. развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами; 3. воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками. | Наборы Логических блоков Дьенеша по кол – ву детей, посылка, карточки - схемы | 20.01.21 г. | |
12 | Развивающие игры В.В. Воскобовича: «В гостях у сказки» (знакомство с развивающей средой Фиолетовый лес) |
| Дидактическое пособие «Фиолетовый лес», персонажи жителей леса | 27.01.21 г. | |
13 | «В гости к веселым гномам» |
| Дидактическое пособие «Фиолетовый лес», персонажи гномов | 03.02.21 г. | |
14 | Знакомство с игрой «Игровизор» (математический диктант) |
3. воспитывать интерес к математике, умение работать в коллективе. | Схемы игровизора по кол-ву детей, схемы - картинки | 10.02.21 г. | |
15 | Знакомство с игрой «Геовизор» (занимательные фигурки) |
| Схемы геовизора по кол-ву детей, схемы - картинки | 17.02.21 г. | |
16 | Знакомство с игрой «Геоконт» |
| Дидактическое пособие Геоконт по кол-ву детей, схемы - карточки | 24.02.21 г. | |
17 | «Весёлые паучки» |
| Дидактическое пособие Геоконт по кол-ву детей, схемы - карточки | 03.03.21 г. | |
18 | «Как гусеница Фифа наряжалась» |
| Дидактическое пособие Геоконт по кол-ву детей, схемы - карточки | 10.03.21 г. | |
19 | «Как гусеница Фифа вырастила цветы» |
| Дидактическое пособие Геоконт по кол-ву детей, схемы - карточки | 17.03.21 г. | |
20 | «Фонарики - квадрат Воскобовича» (двухцветный) |
| Дидактическое пособие «Квадрат Воскобовича» по кол-ву детей | 24.03.21 г. | |
21 | «Черепашки - квадрат Воскобовича» (двухцветный) | 1. формировать умение выкладывать многоугольники с объяснением; 2. развивать творческое воображение, память; 3. воспитывать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение. | Дидактическое пособие «Квадрат Воскобовича» по кол-ву детей | 07.04.21 г. | |
22 | «Чудо – соты 1» (сложение предметов из частей по образцу) |
| Дидактическое пособие игры «Чудо-соты» по кол-ву детей, карточки - схемы | 14.04.21 г. | |
23 | «Математические корзинки» (знакомство с зверятами - цифрятами) |
| Дидактическое пособие «Математическая корзинка» по кол-ву детей, герои, карточки - схемы | 21.04.21 г. | |
24 | Палочки Кюизенера: «Сказка о палочках» |
| Наборы палочек Кюизенера по кол – ву детей | 28.04.21 г. | |
25 | «Заборчики» |
| Наборы палочек Кюизенера по кол – ву детей | 05.05.21 г. | |
26 | «Строительство домов» |
| Наборы палочек Кюизенера по кол – ву детей | 12.05.21 г. | |
27 | «Четвертый лишний» |
| Наборы палочек Кюизенера по кол – ву детей | 19.05.21 г. | |
28 | «Выкладываем сюжеты» |
| Наборы палочек Кюизенера по кол – ву детей | 26.05.21 г. |
3. Календарный учебный график
Дата начала учебного года | Дата окончания учебного года | количество учебных недель | продолжительность каникул | сроки контрольных процедур |
01.11.2019г | 31.05.2020г. | 28 учебных недель | каникулы не предусмотрены | 28.05.2021 г. (Род. собрание, итоговое занятие - игра) |
4. Планируемые результаты
Ребёнок должен владеть следующими знаниями:
Знать:
- геометрические фигуры, умеет их сравнивать друг с другом;
- дни недели, их последовательность;
- различает и называет части суток, их последовательность;
- определяет направление движения от себя (направо, налево, вперёд, на-
зад, вверх, вниз);
- правую и левую руку;
- сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в
возрастающем порядке по длине, высоте;
- соотносить понятия «один», «много», «равно»;
- называть числа по порядку до 5, понимать и использовать числа как показатель количества;
- классифицировать признаки предметов (цвет, форму, величину);
- сравнивать две группы предметов;
- объяснять значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»;
Уметь:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- составлять и решать простые арифметические задачи;
- ориентироваться на листе бумаги;
- составлять из палочек разные геометрические фигуры (треугольники, четырехугольники, квадраты);
- объединять предметы в группы по определенным признакам;
- выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;
- сравнивать предметы друг с другом, выявлять соответствия и несоответствия между ними;
- подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу.
5. Комплекс организационно-педагогических условий
Занятия организуются в отдельном кабинете, который проветривается перед и после каждого занятия, в игровой форме с чередованием видов деятельности.
Условия реализации программы:
Наглядные пособия:
- предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»;
- игровой графический тренажер «Игровизор, Геовизор»;
- фланелеграф, мольберт;
- чудесный мешочек;
- предметные картинки;
- знаки – символы;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- геометрические мозаики и головоломки;
- занимательные книги по математике;
- наглядный дидактический материал;
- конспекты;
- схемы - модели
Раздаточный материал:
- геометрические фигуры и тела;
- наборы палочек Х. Кюизинера;
- наборы разрезных картинок;
- наборы блоков Дьенеша;
- геометрическая мозаика;
- счётные палочки;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- шаблоны с геометрическими фигурами;
- наборы цифр;
- игровой тренажер «Игровизор», «Геовизор»;
- квадрат Воскобовича (двухцветный);
- схемы – модели.
Дидактические игры:
- Игра - тренажер «Геовизор»
- Игра - тренажер «Игровизор»
- Игры «Чудо-соты»
- Игры «Геоконт»
- Игры «Математическая корзинка»
- «Когда это бывает»
- «Игра с полосками»
- «Линии и точки»
- «Времена года»
- «Составь неделю»
- «Как расположены фигуры»
- «Угадай, какой по счету цветок»
- «Сколько до и после»
- «Карточки-домики»
- «Мастерим геометрические фигуры»
- «Сложи фигуру»
- «Геометрическая мозаика»
- «Сложи из палочек».
Форма контроля
• Проведение открытых просмотров;
• Презентация (отчет по работе за год) для родителей и коллектива ДОУ;
• Размещение фото - отчета на официальном сайте МДОУ;
Диагностика математических умений
Цель: выявление математических умений.
- Процедура организации проведения диагностики;
- Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности - проводится на занятиях математического кружка;
- Заполнение диагностической карты.
При исследовании даются следующие задания:
- Умение считать в пределах 5;
- Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну;
- Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире — уже, длиннее – короче, выше - ниже и т.д.);
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник т.д.;
- Умение называть части суток, дни недели, устанавливать их последовательность;
- Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз и т.д.).
Фамилия и имя ребенка | Результаты | |||||
Отношение связей и зависимостей между предметами | Числа и цифры: счёт, сложение и вычитание, состав числа | Геометрические фигуры, их свойства | Пространственные и временные отношения | Самостоятельность при выполнении заданий | Интерес к математическим заданиям |
Результаты фиксируются в виде условных символов:
- математические представления не сформированы.
- математические представления сформированы не полностью.
- математические представления полностью сформированы.
Список литературы
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
- Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
- Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
- Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32 комбинированного вида»
(МДОУ «Д/с № 32»).
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом приказом МДОУ “ Д/ с № 32” Протокол № 1 от 28.08.2019г. от 28.08.2019г. №01-08/161
Дополнительная общеобразовательная программа
Развивай-ка
(название программы)
Социально - педагогическая
(направленность)
Возраст воспитанников : 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Ус В.А., воспитатель
г. Ухта, 2019г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
1. Учебный план………………………………………………………………….6
2. Календарно – тематическое планирование……………………………….....8
3. Календарный учебный график………………………………………………15
4. Планируемые результаты программы……………………………………....16
5..Комплекс организационно – педагогических условий………………….....17
Список литературы…………………………………………………………......32
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
« Развивай-ка»: социально-педагогическая.
Актуальность программы:
Наиболее благоприятный период развития личности ребенка – это дошкольное детство.
Поэтому в этот период необходимо своевременно выявлять одаренных детей, создавать условия для формирования их индивидуальности, расширения спектра возможностей, реализации интересов, наклонностей и способностей.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что – то новое.
К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Отличительные особенности данной программы: содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Ориентирована на реализацию интересов детей в сфере интеллектуального развития:
– предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
Адресат программы: программа рассчитана для детей 6-7лет. Для успешного освоения программы на занятиях, численность детей не должна превышать более 10 человек.
Объем программы: – 56 учебных (академических) часов. 1 академический час - 30 минут.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю с ноября по май.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Срок освоения программы – 1 год (с ноября по май), 28 учебных недель, 7 месяцев.
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей, как средство для формирования личности ребёнка.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Способствовать у детей умениям анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать предметы.
2. Формировать умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
Развивающие:
1. Уточнять у детей математические представления о геометрических фигурах и их свойствах, ориентировке в пространстве.
2. Развивать у детей процессы внимания, памяти, воображения, мышления.
3. Способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности.
Воспитывающие:
1. Воспитывать у детей потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умении подчинять свои интересы определённым правилам.
1.Учебный план
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов
|
1 | «Путешествие в Фиолетовый лес» | 1 |
2 | «Фабрика фигур» | 1 |
3 | «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 1 занятие | 1 |
4 | «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие | 1 |
5 | «В гости к веселым гномам | 1 |
6 | «В гостях у сказки» | 1 |
7 | «Умелые лапки» | 1 |
8 | «Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра» | 1 |
9 | «Как малыш Гео оказался на островах» | 1 |
10 | Игровые блоки Дьенеша «Логические фигуры» | 1 |
11 | Игровые блоки Дьенеша «Цепочка» | 1 |
12 | Игровые блоки Дьенеша «Волшебные камни» | 1 |
13 | Игровые блоки Дьенеша «Засели домики» | 1 |
14 | Игровые блоки Дьенеша «Кондитерская фабрика» | 1 |
15 | Игровые блоки Дьенеша «Дорожки» | 1 |
16 | Игровые блоки Дьенеша «Какую фигуру я задумал?» | 1 |
17 | Сказка начинается «Королевство шашек». | 1 |
18 | «Волшебные ниточки сказочного королевства» | 1 |
19 | «Задания умной совы» - «Шашечные дороги». | 1 |
20 | «Встреча на лесной поляне - «Зайкины шашки». | 1 |
21 | «Путешествие в мир открытий» - Шашечные поля. | 1 |
22 | «В гостях у знатока шашек – Зайки». | 1 |
23 | «Там на невиданных дорожках» . | 1 |
24 | «Лесная школа умного зайца» | 1 |
25 | «Сказка о палочках» | 1 |
26 | «Заборчики» | 1 |
27 | «Змейка» | 1 |
28 | «Строительство домов» | 1 |
29 | «Журавушка» | 1 |
30 | Игровое упражнение «Как Белочка и Ежик играли числами» | 1 |
31 | «Четвертый лишний» | 1 |
32 | «Эники Беники ели вареники» | 1 |
33 | «Монгольская игра» | 1 |
34 | «Танграмм -1. Заяц». Составление фигуры – силуэта зайца | 1 |
35 | «Танграмм - 2. Журавль». Составление фигуры-силуэта журавля | 1 |
36 | «Карусель 1. Сколько всего?» | 1 |
37 | «Карусель 2. Который по счету?» | 1 |
38 | «Карусель 3. Сравнение количеств» | 1 |
39 | «Засели домики» | 1 |
40 | «Смекалочка» | 1 |
41 | «Волшебная восьмерка» | 1 |
42 | «Волшебные превращения счетных палочек» | 1 |
43 | «Королевство Муравии» | 1 |
44 | «Превращение волшебного квадрата» | 1 |
45 | «Школа волшебства» | 1 |
46 | «Сказка о прозрачном квадрате, или Секрет волшебной силы нетающих льдинок» | 1 |
47 | «Поиск затонувшего клада» | 1 |
48 | «У кого в гостях Винни -Пух и Пятачок?» | 1 |
49 | «Головоломки с палочками 1» | 1 |
50 | «Головоломки с палочками 2» | 1 |
51 | «Головоломки с палочками 3» | 1 |
52 | Игра с мячом «Цепочка примеров» | 1 |
53 | «Логичекие задачки 1» | 1 |
54 | «Логичекие задачки 2» | 1 |
55 | «Шахматный лесной турнир» | 1 |
56 | «Логические концовки кота Леопольда» | 1 |
ВСЕГО: 56
2. Календарно-тематическое планирование
3. Календарный учебный график
Дата начала учебного года | Дата окончания учебного года | количество учебных недель | продолжительность каникул | сроки контрольных процедур |
01.11.2019г | 31.05.2020г. | 28 учебных недель | каникулы не предусмотрены | 25.05.2020 г. (КВН) |
4. Планируемые результаты
Ребёнок должен владеть следующими знаниями:
Знать:
• Называть числа в прямом и обратном порядке до 10
• Состав чисел из двух меньших чисел
• Соотносить цифру и число предметов
• Знать знаки <, >,+, -,=
- Геометрические фигуры
• Дни недели, их последовательность
Уметь:
• Называть предыдущее и последующее число относительно любого числа.
• Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
• Сравнивать две группы предметов.
• Измерять предметы с помощью условной мерки.
• Сравнивать и классифицировать предметы по цвету, форме, величине.
• Ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты).
• Решать логические задачи, головоломки, ребусы, отгадывать загадки.
• Различать и называть части суток и их последовательность.
• Объединять предметы в группы по определенным признакам.
• Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
5. Комплекс организационно-педагогических условий
Занятия организуются в отдельном кабинете, который проветривается перед и после каждого занятия, в игровой форме с чередованием видов деятельности.
Условия реализации программы:
Наглядные пособия:
- предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»;
- игровой графический тренажер «Игровизор»;
- фланелеграф, мольберт;
- чудесный мешочек;
- знаки – символы;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- геометрические мозаики и головоломки;
- наглядный дидактический материал;
- схемы - модели
Раздаточный материал:
- геометрические фигуры и тела;
- наборы палочек Д. Кюизинера;
- наборы разрезных картинок;
- наборы блоков Дьенеша;
- счётные палочки;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- наборы цифр от 1-10;
- наборы – шашки;
- схемы – модели;
- загадки – задачки.
Дидактические игры:
- «Танграмм»
- «Монгольская игра»
- «Прозрачная цифра»
- «Чудо-цветик»
- «Геоконт»
- «Волшебная восьмёрка»
- «Линии и точки»
- «Времена года»
- «Составь неделю»
- «Как расположены фигуры»
- «Назови «соседей» числа»
- «Карточки-домики»
- «Сложи фигуру»
- «Геометрическая мозаика»
- «Сложи из палочек»
- «Цифра - домино»
- «Квадрат - домино»
- «Посчитай-ка»
- «Меньше - больше»
- «Цифры перепутались»
- «Волшебный квадрат»
- «Вертикальное лото»
Форма контроля
• Проведение открытых просмотров;
• Презентация (отчет по работе за год) для родителей и коллектива ДОУ;
• Размещение фото - отчета на официальном сайте МДОУ;
Диагностика математических умений
Цель: выявление математических умений.
- Процедура организации проведения диагностики;
- Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности;
- Проводится на занятиях математического кружка;
- Заполнение диагностической карты.
При исследовании даются следующие задания:
- Умение считать в пределах 10 в прямом и в обратном порядке.
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 (состав числа, соседи числа).
- Умение называть геометрические фигуры и геометрические тела, их свойства.
- Умение называть части суток, дни недели, устанавливать их последовательность.
- Умение самостоятельно выполнять задания.
Фамилия и имя ребенка | Результаты | |||||
Отношение связей и зависимостей между предметами | Числа и цифры: счёт, сложение и вычитание, состав числа, соседи числа | Геометрические фигуры, их свойства | Пространственные и временные отношения | Самостоятельность при выполнении заданий | Интерес к математическим заданиям |
Результаты фиксируются в виде условных символов:
- математические представления не сформированы.
- математические представления сформированы не полностью.
- математические представления полностью сформированы.
Список литературы
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
- Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
- Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
- Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ
по математическому развитию «Ребёнок и игра»
на 2022-2023 учебный год
Руководитель творческой группы: Ус В.А.
Члены творческой группы:
1. Панюшина М.А.
2. Евсеева С.А.
3. Хламова С.Ю.
4. Морарь Е.П.
Цель работы творческой группы: Обеспечение целостности воспитательно - образовательного процесса через организацию занятий в форме досугов игрового характера.
Задачи:
- Разработка модели пространственно-развивающей среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей;
- Внедрение системы инновационных развивающих игр в воспитательный процесс, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей;
- Повышение компетентности всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
Создание и применение воспитательной системы игр «Ребёнок и игра» в учебно-воспитательном процессе поможет:
- не только сформировать у детей знания, умения и навыки, но, прежде всего, способствовать интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста;
- будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности и реализации творческой активности педагогов ДОУ;
- повысит уровень родительской компетенции через ознакомление с интересными вариантами и новинками в области развивающих игр.
План работы творческой группы по воспитательно - математическому развитию детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
Мероприятие | Сроки реализации | Цель | Ответственные |
Заседание творческой группы Тема: «Согласование направления работы творческой группы. Уточнение плана работы, объёма и перечня мероприятий». | Сентябрь 2022 год | Формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников | Члены творческой группы |
Интеллектуальная игра (творческие соревнования) «Своя игра» для детей старших и подготовительных групп | Октябрь Ноябрь 2022 год | Перейти от привычных занятий с детьми к интеллектуальной игровой деятельности | Члены творческой группы воспитатели |
Математический игровой досуг «Путешествие в страну геометрических фигур (блоки Дьенеша)» для вторых младших и средних групп | Ноябрь Декабрь 2022 год | Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших дошкольников | Члены творческой группы воспитатели |
Математический игровой праздник (шашечный турнир) «В гостях у Королевы Шашек» для детей старших и подготовительных групп | Январь Февраль 2023 год | Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста Выявление интеллектуально одаренных детей | Члены творческой группы воспитатели |
Математический игровой праздник «Лабиринты Фиолетового леса» для вторых младших и средних групп | Февраль Март 2023 год | Повышение интереса младших дошкольников к развивающим и интеллектуальным играм | Члены творческой группы воспитатели |
Городской турнир по шашкам среди детей старшего дошкольного возраста «Старт» | Апрель 2023 год (МДУ) | Воспитание настойчивости, выдержанности, целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста | Члены творческой группы воспитатели |
Открытое занятие по развивающим играм В. Воскобовича «Путешествие по сказке» для педагогов средних групп | Март Апрель 2023год | Обмен опытом по организации развивающих игр В. Воскобовича в соответствии с возрастными особенностями детей | Члены творческой группы |
Выступление на ОМП по интеллектуальному развитию | Обмен опытом среди коллег ДОУ | Члены творческой группы | |
Итог подведения проделанной работы за 2021-2022 учебный год | Май 2022 год | Наметить план работы на новый учебный год | Члены творческой группы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-467372-1503518884.jpg)
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-692736-1587754212.jpg)
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-763746-1462879461.jpg)
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889637-1486313237.jpg)
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...