Самообразование по теме "Развитие математических способностей детей посредством организации РППС"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Матвеева Надежда Владимировна

План работы на год по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования воспитателя

 Матвеевой Надежды Владимировны

Тема: Развитие математических способностей у детей старшей группы ДОУ посредством организации развивающей предметно-пространственной среды.

Введение.

Определение «развитие математических способностей» является довольно сложным, многоаспектным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка понятий.

Успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Считается, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

Одним из эффективных средств развития математических способностей является предметно-пространственная среда ДОУ. Для успешного обучения детей математике не требуется дорогостоящее оборудование. Все, что нужно для занятий, — это предметы окружающей действительности, иллюстрации, модели, схемы, дидактический материал.

Положительный результат в виде развития способностей будет возможен лишь при доступности, непрерывности, систематичности, преемственности при изучении элементарных математических представлений. А для развития таких способностей необходимо использовать в своей работе анализ, сравнение, решение различных логических задач, и применять их в таких формах, как путешествие, игра, демонстрация материала, обучения в повседневных бытовых ситуациях, беседах и самостоятельной деятельности детей.

Цель: повышение своего профессионального мастерства и педагогической компетентности с помощью выявления эффективности предметно-развивающей среды как средства развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Подобрать и изучить необходимую литературу для оценки уровня знаний по основным разделам математики в группе детского сада, определить сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития математических способностей детей старшего возраста;

- Выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста, разработать план работы по созданию условий для организации развивающей предметно-пространственной среды;

-Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на реализацию условий использования предметно-развивающей среды как средства развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста;

-Оценить и проанализировать результаты проведенной работы, определить эффективность условий использования предметно-развивающей среды как средства развития математических способностей детей в старшей группе ДОУ.

План работы рассчитан на 2022-2023 учебный год.

План работы

месяц

Организационная методическая работа

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

  1. Изучение и подбор литературы по теме самообразования.
  2. Выявление уровня знаний по основным разделам математики:

- исследование уровня развития количественных представлений;

- исследование уровня знаний о геометрических фигурах;

- исследование уровня знаний о величинах;

- исследование умений ориентироваться в пространстве и времени;

Дидактические игры:

- «Зажги звёзды».

- «Встань так как скажу».

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

- найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой(маленький) кубик

- «Скажи, что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

- «Обозначение частей суток».

- «Обозначений времени («вчера», «сегодня», «завтра»)

Кружковая работа.

Анкета для родителей «Есть ли у вашего ребенка математические способности?»

октябрь

  1. 1. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: приобретение дидактического материала «Палочки Кюизенера», изготовление дидактической игры «На птицефабрике» по разделу «Количество и счет»

Дидактические игры: «Едем на поезде» (палочки Кюизенера); «На птицефабрике»,

Кружковая работа.

Консультация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

ноябрь

  1. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: изготовление дидактического пособия «Божьи коровки» по разделу «Количество и счет»
  2. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: изготовление дидактической игры «Яблоневый сад» по разделу «Величина»

Дидактическое пособие:

«Божьи коровки»

Дидактические игры:

«Яблоневый сад»

Кружковая работа.

Папка-передвижка «Дидактические игры для проведения дома»

декабрь

  1. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр «Волшебные коробки», «Сломанная лестница» по разделу «Величина», обогащение среды литературой по математике для дошкольников.

Дидактические игры:

«Волшебные коробки»

«Сломанная лестница»

Кружковая работа.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей предметно- пространственной среды: подбор литературы по математике.

январь

  1. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр «Мы составляем игрушку», «Геометрические иллюзии» по разделу «Форма»

Дидактические игры:

«Мы составляем игрушку»

«Геометрические иллюзии»

Кружковая работа.

февраль

  1. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: приобретение дидактического материала (Блоки Дьенеша, Танграм) по разделу «Форма»
  2. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: изготовление дидактического пособия «Математический планшет» по разделу «Ориентировка в пространстве»

Дидактическая игра:

«Геометрическая мозайка» (Блоки Дьенеша, Танграм)

«Математический планшет»

Кружковая работа

Консультация «Развитие логического мышления ребенка с помощью блоков Дьенеша»

март

  1. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: подбор дидактических игр для создания картотеки, изготовление дидактической игры «Найди по схеме» по разделу «Ориентировка в пространстве»

Дидактическая игра:

«Найди по схеме»

Картотека игр по ориентировке в пространстве.

Кружковая работа.

Консультация «Использование занимательного математического материала в работе с детьми»

апрель

1. Формирование условий для организации предметно-развивающей среды: изготовление дидактического пособия «Модель времени» по разделу «Ориентировка во времени»

Дидактическое пособие «Модель времени»

Кружковая работа

.

Математический КВН

май

  1. Подведение итогов проведенной работы: выявление уровня развития математических способностей детей старшей группы.

- «Зажги звёзды».

- «Встань так как скажу».

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

- найди самую длинную (короткую) полоску, широкий (узкий) шарф, высокое (низкое) дерево, большой(маленький) кубик

- «Скажи, что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

- «Обозначение частей суток».

- «Обозначений времени («вчера», «сегодня», «завтра»)

Кружковая работа.

Выступление на педагогическом совете с итогами проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Развитие математических способностей детей посредством игровой деятельности"

Предлагаемый материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям, имеющим детей дошкольного возраста...

Формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и упражнений

Дидактические игры и упражнения для детей младшего и среднего возраста. Работа с родителями....

консультация для родителей "Развитие математических способностей детей посредством игры

Развитие математических способностей детей посредством игры...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие математических способностей детей 4-5 лет через игровую деятельность»

Цель:  Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста на основе использования разных видов деятельности. Задачи:1.Создать в группе эмоционально-комфортную среду в...

план по самообразованию "Формирование сенсорно-математических способностей детей раннего возраста"

quot;Формирование сенсорно-математических способностей детей раннего возраста"...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики"

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики."...