Формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и упражнений
проект по математике
Дидактические игры и упражнения для детей младшего и среднего возраста. Работа с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование математических способностей детей посредством дидактических игр и упражнений | 335.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Дидактические игры и упражнения в обучении детей основам математики». |
Основание для разработки проекта | 1.Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. 2.Общеобразовательная программа Дошкольного образовательного образования. |
Участники проекта | дети 3-6 лет, педагоги, родители |
Цель проекта | Способствовать формированию элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр. |
Вид проекта | Монопроект, практико – ориентированный, индивидуальный, долгосрочный. |
Сроки реализации проекта | Проект реализуется в течение 4 лет: сентябрь 2019г. - май 2023г. |
Принципы и подходы к созданию проекта | 1.От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми математических заданий к более сложный по содержанию. 2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. 3. Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка. 4. Принцип взаимодействия и сотрудничеств выражается во взаимодействии педагога с семьей. 5. Принцип системности- работа с детьми по математическому развитию ведется по определенной системе. |
Содержание проекта |
Организационно - подготовительный Практический Презентационный Контрольный
|
Ожидаемые результаты | Ожидаемый результат (дети): 1.Расширятся математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах. 2. Сформируется умение использовать эти знания в самостоятельной деятельности. 3.Повысится уровень математического развития детей. 4.Повысится мотивация к исследовательской деятельности. Ожидаемый результат (родители) 1.Повышение педагогической компетенции математического развития детей. 2. Сформируется понимание необходимости использования дидактических игр и упражнений в развитии математических способностей детей. |
Сопровождение при внедрении проекта | 1.Изготовление дидактических игр и применение их на практике. 2.Разработчики оставляют за собой право осуществлять методическую поддержку педагогическим работникам в форме проведения семинаров-практикумов, мастер-классов и др. |
Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.
М. В. Ломоносов.
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Она приводит в порядок ум”, т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности, качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. “Математик” лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов.Ее изучение -это длительный и трудоёмкий процесс для дошкольников. Важно не перегрузить ребёнка информацией, не отбить интереса к занятиям математикой. И здесь на помощь педагогу приходят дидактические игры. Дидактические игры – это игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.
Какое же значение имеют игры? Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи: развивать мыслительную активность, самостоятельность, любознательность, наблюдательность, фантазию, память, речь. Способствуют усвоению новых знаний, умений и навыков подчас обучаемый не догадывается об этом, углублять математические представления. Играя, ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, одновременно впитывает неоценимый опыт общения и незаметно для себя легко обучается всем азам математической науки.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса.
Идея проекта: Использование различных видов дидактических игр в обучении детей основам математики приведет к формированию и развитию математических способностей дошкольников.
Цель проекта: Способствовать формированию элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр.
Задачи проекта:
1.Развивающие:
-расширять кругозор на базе ближайшего окружения;
-развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод;
-развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
-развитие инициативности и активности детей
2.Образовательные:
-обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
-учить устанавливать связь между словом и свойством предмета;
-формировать навыки продуктивной (конструктивной) деятельности, на ее основе соотносить с такими свойствами, как высота, ширина и длинна, применяя для этого адекватные словесные обозначения;
-учить конструировать по образцу, предлагаемому взрослым;
-учить сравнивать по количеству, используя обобщённые понятия;
-учить изменять количество через ситуацию добавления, убавления;
-обучать счёту в пределах пяти
3.Воспитательные:
-формировать интерес к точным наукам.
Вид проекта: монопроект, практико – ориентированный, индивидуальный, долгосрочный.
Руководитель проекта: Шипицына И.В.
Участники проекта: дети 3-6 лет, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. - май 2023г.
Принципы реализации проекта:
1.От простого к сложному: предполагает отбор от более легких для понимания детьми математических заданий к более сложный по содержанию.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
4. Принцип взаимодействия и сотрудничеств выражается во взаимодействии педагога с семьей.
5. Принцип системности- работа с детьми по математическому развитию ведется по определенной системе.
Этапы работы над проектом
1.Организационно - подготовительный
1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации на сайтеmaam.ruпо теме проекта, посещение других сайтов.
2. Проанализировать многообразие форм и методов по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
3. Выяснить уровень развития математических представлений детей;
4. Разработать перспективный план.
5. Подбор наглядно-дидактического материала и оборудования для совместной деятельности с детьми.
Практический
1.Создание предметно- пространственной среды;
2. Создание картотеки дидактических игр по математическому развитию детей.
3.Изготовление, внедрение в деятельность детей математические игры и упражнения разной направленности.
4.Проведение индивидуальных занятий и упражнений.
5. Разработка бесед, консультаций, памяток, буклетов для родителей с использованием занимательного материала по математике.
Презентационный
1.Презентация опыта перед педагогами ДОУ, оформление методических рекомендации по формированию математических представлений у детей в соответствии с возрастом на текущий учебный год.
2.Оформить выставку математических настольно печатных игр, сделанных руками педагога и родителей.
3.Оценка результатов работы всех участников проекта.
Контрольный
Выяснить, повысился ли уровень развития детей по ФЭМП за время проведения проекта.
Формы работы с детьми
- Использование дидактических игр и упражнений математической направленности во всех видах деятельности детей.
- Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения знаний, умений и навыков в области математики.
Формы работы с родителями на 2019 – 2020учебный год
- Оформление информационного стенда «Забавная математика».
- Привлечение родителей к созданию математических игр своими руками.
- Семинар - практикум для родителей: «Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста».
- Подбор и ознакомление родителей с дидактическим материалом и литературой для использования в домашних условиях.
- Консультации для родителей на темы: «Математические игры в домашних условиях», «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников».
- Наглядная агитация «Какие математические умения можно формировать у детей во время прогулок?»
- Анкетирование родителей.
Формы работы с родителями на 2020 – 2021учебный год
- Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».
- Подбор и ознакомление родителей с дидактическим материалом и литературой для использования в домашних условиях. Выставка популярных книг и пособий по математическому развитию «Книги ждут вас».
- Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических фигур).
- Консультация «Развиваем у детей умение классифицировать».
- Консультация «Знакомим ребенка с формой предметов».
- Консультация «Как помочь ребенку запомнить цифры».
- Консультация «Информационные технологии в математическом развитии ребенка».
- Семинар – практикум для родителей с использованием палочек Кьюзенера «Играя, учимся».
- Наглядная агитация «Учим детей ориентироваться в пространстве».
Формы работы с родителями на 2021 – 2022учебный год
- Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет».
- Консультация «Формирование временных представлений у детей старшего возраста».
- Выставка творческих работ (книга своими руками) «Сказки о геометрических фигурах».
- Семинар – практикум для родителей с использованием блоков Дьенеша «Играя, учимся».
- Консультация «Обучение количественному и порядковому счету».
- Оказание помощи педагогу в обогащении предметно развивающей среды группы (мелкие игрушки, камушки, карточки для игр).
- Круглый стол «Книга в формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
- Буклет «Как сделать летбук своими руками?»
- Выставка творческих работ «Лепбук по математике» (книга своими руками).
- Участие родителей в развлечении «Математический КВН».
Формы работы с родителями на 2021 – 2023учебный год
- Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет».
- Практические советы «Как научить ребенка понимать время».
- Выставка творческих работ «Часы и часики».
- Консультация «Измерительная деятельность как эффективное средство умственного и математического развития ребенка».
- Консультация «Значение графических диктантов для подготовки к школьному обучению».
- Оказание помощи педагогу в создании дидактических игр с цифрами и числами.
- Консультация «Как объяснить дошкольнику состав чисел?»
- Деловая игра «Арифметические задачи в жизни старшего дошкольника».
- Практикум «Формирование математических представлений детей через сказку».
- Выставка творческих работ «Математические сказки».
- Участие родителей в развлечении «Математику на 5!»
Ожидаемый результат (дети):
1.Расширятся математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах.
2. Сформируется умение использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
3.Повысится уровень математического развития детей.
4.Повысится мотивация к исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат (родители)
1.Повышение педагогической компетенции математического развития детей.
2. Сформируется понимание необходимости использования дидактических игр и упражнений в развитии математических способностей детей.
Перспективный план работы на 2019 – 2020 учебный год
(группа детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 года)
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь | Выявить уровень развития математических представлений. | Оформление информационного стенда «Забавная математика». Анкетирование «Математика в жизни вашего ребенка». |
Октябрь | Дидактические игры на классификацию предметов. | Оказание помощи педагогу в оформлении математического центра группы, дидактических игр. |
Ноябрь | Дидактические игры на формирование формы предметов. | Консультация «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников». |
Декабрь | Дидактические игры на развитие логического мышления. | Консультация «Математические игры в домашних условиях» Оказание помощи педагогу в создании картотеки математических загадок, считалок. |
Январь | Дидактические игры с цифрами и числами. | Семинар - практикум «Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста». Оказание помощи педагогу в создании картотеки математических сказок о цифрах и числах. |
Февраль | Дидактические игры на ориентировку в пространстве. | Наглядная агитация «Какие математические уменияможносформировать у ребенка во время прогулок?» |
Март | Дидактические игры на развитие памяти, внимания. | |
Апрель | Открытый показ нод по математике «Дружная семейка». | Участие родителей в открытом показе нод «Дружная семейка». |
Май | Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс. | Оценка результатов работы участников проекта. |
Перспективный план работы на 2020 – 2021 учебный год
(группа детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет)
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь | Выявить уровень развития математических представлений. | Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет». Выставка популярных книг и пособий по математическому развитию «Книги ждут вас». |
Октябрь | Дидактические игры на классификацию предметов. | Консультация «Развиваем у детей умение классифицировать». |
Ноябрь | Дидактические игры на формирование формы предметов. | Консультация «Знакомим ребенка с формой предметов». Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических фигур). |
Декабрь | Дидактические игры на развитие логического мышления. | Семинар – практикум для родителей с использованием палочек Кьюзенера «Играя, учимся». |
Январь | Дидактические игры с цифрами и числами направленные на запоминание внешнего вида цифр. | Консультация «Как помочь ребенку запомнить цифры». |
Февраль | Дидактические игры на ориентировку в пространстве. | Наглядная агитация «Учим детей ориентироваться в пространстве». |
Март | Дидактические игры на развитие памяти, внимания. | Консультация «Информационные технологии в математическом развитии ребенка». |
Апрель | Открытый показ непрерывной образовательной деятельности по математике «Путешествие в королевство математики». | Участие родителей в открытом показе непрерывной образовательной деятельности по математике «Путешествие в королевство математики». |
Май | Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс. | Оценка результатов работы участников проекта. |
Перспективный план работы на 2021 – 2022 учебный год
(группа детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет)
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь | Выявить уровень развития математических представлений. | Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет». |
Октябрь | Дидактические игры на формирование временных представлений (календарь) | Консультация «Формирование временных представлений у детей старшего возраста». |
Ноябрь | Дидактические игры на формирование формы предметов (головоломки с геометрическими фигурами) | Выставка творческих работ (книга своими руками) «Сказки о геометрических фигурах». |
Декабрь | Дидактические игры на развитие логического мышления. | Семинар – практикум для родителей с использованием блоков Дьенеша «Играя, учимся». |
Январь | Дидактические игры с цифрами и числами на формирование количественного и порядкового счета. | Консультация «Обучение количественному и порядковому счету». |
Февраль | Песочная терапия для формирования пространственных представлений. | Оказание помощи педагогу в обогащении предметно развивающей среды группы (мелкие игрушки, камушки, карточки для игр). |
Март | Математическая библиотека. | Круглый стол «Книга в формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Буклет «Как сделать летбук своими руками?» Выставка творческих работ «Летбук по математике» (книга своими руками). |
Апрель | Развлечение «Математический КВН». | Участие родителей в развлечении «Математический КВН». |
Май | Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс. | Оценка результатов работы участников проекта. |
Перспективный план работы на 2022 – 2023 учебный год
(группа детей предшкольного возраста от 6 до 7лет)
Месяц | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь | Выявить уровень развития математических представлений. | Создание буклетов «Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет». |
Октябрь | Дидактические игры на формирование временных представлений (часы). | Практические советы «Как научить ребенка понимать время». Выставка творческих работ «Часы и часики». |
Ноябрь | Дидактические игры на формирование представлений о величине и ее измерении. | Консультация «Измерительная деятельность как эффективное средство умственного и математического развития ребенка». |
Декабрь | Дидактические игры на ориентировку в пространстве:Графические диктанты. | Консультация «Значение графических диктантов для подготовки к школьному обучению». |
Январь | Дидактические игры с цифрами и числами: Состав числа. | Оказание помощи педагогу в создании дидактических игр с цифрами и числами. Консультация «Как объяснить дошкольнику состав чисел?» |
Февраль | Дидактические игры на развитие логического мышления: Обучение детей решению задач. | Деловая игра «Арифметические задачи в жизни старшего дошкольника». |
Март | Математика в сказках. | Практикум «Формирование математических представлений детей через сказку». Выставка творческих работ «Математические сказки». |
Апрель | Развлечение «Математику на 5!» | Участие родителей в развлечении «Математику на 5!» |
Май | Выявления уровня математического развития детей после внедрения проектной деятельности в учебный процесс. | Оценка результатов работы участников проекта. |
Заключение:
1. Выставки дидактических игр на итоговом педсовете.
2. Участие в конкурсах
3. Обобщение опыта работы перед педагогами ДОУ.
4. Презентация на сайте и перед родителями на итоговой родительской встрече в конце учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование сенсорных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений.
В данной работе представлены теоретически обоснованные и экспериментальным путем доказанные влияния правильно подобранных дидактических игр и упражнений, на развитие сенсорных представлений, у д...
Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...
Развитие математических способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений.
В данной статье рассмотрены возможности развития интеллектуальных способностей дошкольников посредством логических игр и упражнений....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конспект мастер - классаОбразовательная область: Познавательное развитие Формирование элементарных математических способностей...
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений»
Родительское собрание «Формирование логического мышления у детей в ДОУ и школе - взаимосвязь и преемственность». Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и у...
Презентация для родителей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – палочки Кюизенера»
Презентация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста посредством универсального дидактического материала – пал...
"Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр"
quot;Развитие математических способностей детей посредством дидактических игр" - план по самообразованию педагога ДОУ...