Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Перова Ирина Викторовна

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 4»

города Сосновоборска

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема:

«Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»

на 2022-2023 учебный год

                                                                               

                                                                           Стаж педагогической работы   - 30    лет

                                                                            Высшая квалификационная категория

Перова Ирина Викторовна

 воспитатель детей дошкольного возраста

с отклонениями в развитии

 и с сохранным развитием

Специальное дошкольное образование

Актуальность темы:

Ученными  доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связанно с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики — один из важных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствует занятия по лепке. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, Это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. А творческое созидание — это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Занятия по лепке из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают  ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и  создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.

Цель

- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников при помощи тестопластики;

Задачи

 Обучающие:

1.Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.

2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.

3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.

4. Использовать навыки творческого сотрудничества.

Развивающие: способствовать развитию

1. творческих способностей.

2. сенсорики, мелкой моторики рук.

3. пространственного воображения.

4. технического и логического мышления, глазомера.

5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитательные:

1.Уважительное отношение к результатам труда.

2.Интерес к творческой и досуговой деятельности.

3.Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

      Преимущества соленого теста:

- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

- Легко отмывается и не оставляет следов;

- Безопасно при попадании в рот

- Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

- Можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;

- Краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

- Поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века…

- С готовым изделием можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.

Технологии:

- Игровое обучение

- Педагогика сотрудничества

- Личностно — ориентированный подход

Методы:

- Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);

- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

- Практический

Формы работы:

Совместная работа с детьми:

- Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.

- Наблюдения.

- Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

- Организация выставок.

- Изготовление подарков.

- Просмотр слайд. фильмов.

- Чтение художественной литературы.

- Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность детей.

- Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.

- Работа с пооперационными картами рецептов соленого теста.

- Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.

- Создание поделок.

Средства:

- соленое тесто

- стеки

- доски

- кисти

- краска гуашь

- шаблоны

Прогнозируемы результаты: 

К концу года дети  научаться:

-технологию приготовления соленого теста

-основные приемы, используемые для лепки из теста

-технологический процесс изготовления поделок из соленого теста .

-Воспитанники  должны уметь:

-соблюдать правила безопасного труда;

-изготавливать и оформлять поделки;

-раскатывание круговыми и прямыми движениями;

-соединение в виде кольца;

-расплющивание;

-прищипывание краев формы;

-оттягивание отдельных частей от основной формы;

-лепка из нескольких частей;

-сглаживание поверхности формы;

-вдавливание для получения полой формы;

-использование стеки

Воспитанники  приобретут навыки:

-наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки     по краю шаблона

-определение свойств и качеств соленого теста, применяемого для  изготовления поделок

-изготовление поделки по замыслу.

-Формами подведения итогов реализации программы являются выставки, конкурсы, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ.

Литература :

1. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста

2. Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2006

3. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”

4. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004.

5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004.

Литература для обучающихся.

1. Лепка и тестопластика. 2008 год Карапуз

2.Лыкова И.А. Лепим из пластилина, глины, теста.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.-32с.: ил. – (Школа творчества)

3. Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.

4. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих»

 Приложение №1

План мероприятий с детьми

Месяц

Тема занятия

Содержание

Оборудование

Сентябрь №1

Вводное занятие:

Тема: Знакомство с солёным тестом

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы. Этапы изготовления изделий из солёного теста.

Мука, соль, вода

№2

Диагностика

Октябрь

№1

Тема: Секреты работы с солёным тестом.

Познакомить детей с оборудованием рабочего стола, материалами и инструментами, необходимые для занятий тестопластикой и правила пользования ими. Раскрыть секреты приготовления солёного теста.

Пластиковая доска, деревянная скалка, стеки разной формы, вилка с четырьмя зубчиками, плоская расчёска, чеснокдавилка, зубочистки, мягкая кисточка, различные формочки для выпечки печенья, эмалированная чашка, мука, соль, вода и обойный клей.

№2

Секреты работы с соленым тестом (продолжение)

Познакомить детей со способами окрашивания изделий из соленого теста и предложить попробовать овладеть ими и как правильно высушить изделие.

Солёное тесто, пищевой краситель

№3

Улитка

Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра, вырабатывать умение вытягивать мелкие детали. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) образа

Тесто, стеки, доска, влажные салфетки.

Ноябрь

№1

Раскрашивание изделия

Учить смешивать чистые цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий.

Гуашь, палитра, кисть №2

№2

Гусеничка «Соня» 

Учить скатывать шары различных размеров, учить создавать из шаров необходимый образ.

Тесто, стек.

№3

Раскрашивание изделия

Учить смешивать чистые цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий.

Гуашь, палитра, кисть №2

 Декабрь№1

Снеговики».

Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

Солёное тесто, шарф,

салфетки;

№2

«Колючий ёжик».

Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.

Отдельно лепить иголки через чеснокдавилку и соединять с основой, соединять детали, смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками.

Солёное тесто, чеснок

  давилка, вода

№3

Раскрашивание изделия

Продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Гуашь, палитра, кисть №2

Январь

Рождественский ангел

. Активизация словаря: ангел, Рождество, оберег, трудолюбие, аккуратность.

Закреплять приемы лепки: раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание.

Тесто, стеки, доска, влажные салфетки.

№2

Вкусное печенье

Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста.

Цветное тесто, стеки

Февраль№

Декоративная тарелка «Роза».         

Учить из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Солёное тесто, стеки, толстый картон.

№2

. Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы».

Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка.

Оформлять работу на тарелке.

 

Краски «Гуашь», тарелка.

№3

 Подарок папе. Самолетик

Лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе

соленое тесто цветное – зеленое,

желтое,

красное;

-картон

(подложка);

Март

№1

 

 Подарок маме. «Цветочек для мамы» 

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции

 тесто соленое, цветное;

-салфетки;

-доски для лепки;

-картонная заготовка круглой формы, пуговицы, ленточки;

-иллюстрации

№2

«Божья коровка на листочке» 

Продолжаем развивать композиционное мышление, наблюдательность, знакомим с миром насекомых

Картонная заготовка-листик, тесто, стек, 2 спички

№3

Раскрашивание изделия

Дать понятие цветовой контраст

Гуашь, палитра, кисть №2

апрель№1

«Жаворонки

 

Научиться скатывать жгут из теста (колбаску). Жгут завязываем узлом. Вытягиваем клювик. Стеками надрезаем хвостик. Глазки делаем из крупы, изюма.

соленое тесто;

-дощечки;

-стек;

-изюм, крупа;

-иллюстрация жаворонков;

-салфетки.

№2

Раскрашивание изделия

Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера.

Гуашь, палитра, кисть №2

Май№1

 Работа детей по замыслу(диагностика)

.

Работа с родителями.

Формы работы с родителями.

Цели и задачи

 Дата проведения

1.Беседа о целях и задачах проекта

Информирование родителей о ходе образовательной деятельности, запланированной в рамках проекта «Развитие мелкой моторики кисти рук и творческих способностей детей посредством тестопластики"

Получение информации о развитии мелкой моторики ребенка в семье. Какие меры принимаются для преодоления нарушений мелкой моторики и недостатков, предупреждению трудностей в обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать

Сентябрь- Октябрь

1.Консультация для родителей «Тестопластика – это увлекательно!»

2.Оформление стенда «Мое творчество»

Оказание помощи в пополнении предметно – развивающей среды.

Ноябрь

1.Консультация для родителей «Тестопластика дома. С чего начать?»

2.Подготовка к встрече Нового года посредством изготовления елочных игрушек.(Родители совместно с детьми)

Передача информации по данной проблеме.

Декабрь

1.Консультация для родителей «Лепка из соленого теста»

Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Январь

1.Консультация для родителей .

Рекомендации «Что нужно для работы с соленым тестом»

Помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, усвоении определенных знаний и умений

Февраль

Индивидуальные консультации по запросам родителей, беседы о специфике работы с соленым тестом.

Помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, усвоении определенных знаний и умений

Март

1.Беседа для родителей «Тестопластика – это здорово»

Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Апрель

1.Родительское собрание  в форме мастер - класс «Тесто это просто».

2.Выставка работ родителей и детей из соленого теста

Сплочение детского и родительского коллектива.
Закрепление изученной литературы

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Воспитатель Хавшабо Е.И. стаж работы 24 года высшая кв. категория Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». на 2015–2018 учебный год старшая возрастная группа

Актуальность Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать п...

«Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восп...

Аттестационное задание Проект «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»

Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восп...

План работы «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»

План работы «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики» ...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...