Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Индивидуальный план по самообразованию "Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности № 4»
города Сосновоборска
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема:
«Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»
на 2022-2023 учебный год
Стаж педагогической работы - 30 лет
Высшая квалификационная категория
Перова Ирина Викторовна
воспитатель детей дошкольного возраста
с отклонениями в развитии
и с сохранным развитием
Специальное дошкольное образование
Актуальность темы:
Ученными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связанно с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики — один из важных показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствует занятия по лепке. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, Это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. А творческое созидание — это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Занятия по лепке из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес, они получают огромное удовольствие от совместного творчества и возможность выразить свои мысли, свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному в пластическом виде искусства.
Цель
- привитие эстетического вкуса, пробуждение творческой активности у воспитанников при помощи тестопластики;
Задачи
Обучающие:
1.Овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками.
2. Накопить опыт практической деятельности по созданию поделок.
3. Владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
4. Использовать навыки творческого сотрудничества.
Развивающие: способствовать развитию
1. творческих способностей.
2. сенсорики, мелкой моторики рук.
3. пространственного воображения.
4. технического и логического мышления, глазомера.
5. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
Воспитательные:
1.Уважительное отношение к результатам труда.
2.Интерес к творческой и досуговой деятельности.
3.Практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Преимущества соленого теста:
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- Легко отмывается и не оставляет следов;
- Безопасно при попадании в рот
- Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- Можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- Краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- Поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века…
- С готовым изделием можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Технологии:
- Игровое обучение
- Педагогика сотрудничества
- Личностно — ориентированный подход
Методы:
- Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
- Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
- Наблюдения.
- Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
- Организация выставок.
- Изготовление подарков.
- Просмотр слайд. фильмов.
- Чтение художественной литературы.
- Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность детей.
- Приготовление соленого теста в уголке экспериментирования.
- Работа с пооперационными картами рецептов соленого теста.
- Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала, малой скульптуры, барельефов.
- Создание поделок.
Средства:
- соленое тесто
- стеки
- доски
- кисти
- краска гуашь
- шаблоны
Прогнозируемы результаты:
К концу года дети научаться:
-технологию приготовления соленого теста
-основные приемы, используемые для лепки из теста
-технологический процесс изготовления поделок из соленого теста .
-Воспитанники должны уметь:
-соблюдать правила безопасного труда;
-изготавливать и оформлять поделки;
-раскатывание круговыми и прямыми движениями;
-соединение в виде кольца;
-расплющивание;
-прищипывание краев формы;
-оттягивание отдельных частей от основной формы;
-лепка из нескольких частей;
-сглаживание поверхности формы;
-вдавливание для получения полой формы;
-использование стеки
Воспитанники приобретут навыки:
-наложения шаблона на раскатанное тесто и вырезание ножом фигурки по краю шаблона
-определение свойств и качеств соленого теста, применяемого для изготовления поделок
-изготовление поделки по замыслу.
-Формами подведения итогов реализации программы являются выставки, конкурсы, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ.
Литература :
1. Горичева В.С.. Изделия из соленого теста
2. Гусева «Солёное тесто». Москва. Мой мир. 2006
3. Данкевич Е.“Лепим из соленого теста”
4. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004.
5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004.
Литература для обучающихся.
1. Лепка и тестопластика. 2008 год Карапуз
2.Лыкова И.А. Лепим из пластилина, глины, теста.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007.-32с.: ил. – (Школа творчества)
3. Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто». Москва. Издательский Дом МСП. 2006.
4. Г. Чаянова «Солёное тесто для начинающих»
Приложение №1
План мероприятий с детьми
Месяц | Тема занятия | Содержание | Оборудование |
Сентябрь №1 | Вводное занятие: Тема: Знакомство с солёным тестом | Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы. Этапы изготовления изделий из солёного теста. | Мука, соль, вода |
№2 | Диагностика | ||
Октябрь №1 | Тема: Секреты работы с солёным тестом. | Познакомить детей с оборудованием рабочего стола, материалами и инструментами, необходимые для занятий тестопластикой и правила пользования ими. Раскрыть секреты приготовления солёного теста. | Пластиковая доска, деревянная скалка, стеки разной формы, вилка с четырьмя зубчиками, плоская расчёска, чеснокдавилка, зубочистки, мягкая кисточка, различные формочки для выпечки печенья, эмалированная чашка, мука, соль, вода и обойный клей. |
№2 | Секреты работы с соленым тестом (продолжение) | Познакомить детей со способами окрашивания изделий из соленого теста и предложить попробовать овладеть ими и как правильно высушить изделие. | Солёное тесто, пищевой краситель |
№3 | Улитка | Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра, вырабатывать умение вытягивать мелкие детали. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) образа | Тесто, стеки, доска, влажные салфетки. |
Ноябрь №1 | Раскрашивание изделия | Учить смешивать чистые цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий. | Гуашь, палитра, кисть №2 |
№2 | Гусеничка «Соня» | Учить скатывать шары различных размеров, учить создавать из шаров необходимый образ. | Тесто, стек. |
№3 | Раскрашивание изделия | Учить смешивать чистые цвета с водой на палитре, учим работать кончиком кисти для проведения тонких линий. | Гуашь, палитра, кисть №2 |
Декабрь№1 | Снеговики». | Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. | Солёное тесто, шарф, салфетки; |
№2 | «Колючий ёжик». | Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Отдельно лепить иголки через чеснокдавилку и соединять с основой, соединять детали, смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками. | Солёное тесто, чеснок давилка, вода |
№3 | Раскрашивание изделия | Продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | Гуашь, палитра, кисть №2 |
Январь | Рождественский ангел | . Активизация словаря: ангел, Рождество, оберег, трудолюбие, аккуратность. Закреплять приемы лепки: раскатывание, прищипывание, разглаживание, сплющивание. | Тесто, стеки, доска, влажные салфетки. |
№2 | Вкусное печенье | Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста. | Цветное тесто, стеки |
Февраль№ | Декоративная тарелка «Роза». | Учить из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. | Солёное тесто, стеки, толстый картон. |
№2 | . Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы». | Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке. |
Краски «Гуашь», тарелка. |
№3 | Подарок папе. Самолетик | Лепка самолета конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способе | соленое тесто цветное – зеленое, желтое, красное; -картон (подложка); |
Март №1 |
Подарок маме. «Цветочек для мамы» | Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции | тесто соленое, цветное; -салфетки; -доски для лепки; -картонная заготовка круглой формы, пуговицы, ленточки; -иллюстрации |
№2 | «Божья коровка на листочке» | Продолжаем развивать композиционное мышление, наблюдательность, знакомим с миром насекомых | Картонная заготовка-листик, тесто, стек, 2 спички |
№3 | Раскрашивание изделия | Дать понятие цветовой контраст | Гуашь, палитра, кисть №2 |
апрель№1 | «Жаворонки
| Научиться скатывать жгут из теста (колбаску). Жгут завязываем узлом. Вытягиваем клювик. Стеками надрезаем хвостик. Глазки делаем из крупы, изюма. | соленое тесто; -дощечки; -стек; -изюм, крупа; -иллюстрация жаворонков; -салфетки. |
№2 | Раскрашивание изделия | Учить подбирать цветовую гамму для передачи характера. | Гуашь, палитра, кисть №2 |
Май№1 | Работа детей по замыслу(диагностика) | . |
Работа с родителями.
Формы работы с родителями. | Цели и задачи | Дата проведения |
1.Беседа о целях и задачах проекта | Информирование родителей о ходе образовательной деятельности, запланированной в рамках проекта «Развитие мелкой моторики кисти рук и творческих способностей детей посредством тестопластики" Получение информации о развитии мелкой моторики ребенка в семье. Какие меры принимаются для преодоления нарушений мелкой моторики и недостатков, предупреждению трудностей в обучении, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать | Сентябрь- Октябрь |
1.Консультация для родителей «Тестопластика – это увлекательно!» 2.Оформление стенда «Мое творчество» | Оказание помощи в пополнении предметно – развивающей среды. | Ноябрь |
1.Консультация для родителей «Тестопластика дома. С чего начать?» 2.Подготовка к встрече Нового года посредством изготовления елочных игрушек.(Родители совместно с детьми) | Передача информации по данной проблеме. | Декабрь |
1.Консультация для родителей «Лепка из соленого теста» | Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. | Январь |
1.Консультация для родителей . Рекомендации «Что нужно для работы с соленым тестом» | Помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, усвоении определенных знаний и умений | Февраль |
Индивидуальные консультации по запросам родителей, беседы о специфике работы с соленым тестом. | Помощь родителям в разрешении проблемных вопросов, усвоении определенных знаний и умений | Март |
1.Беседа для родителей «Тестопластика – это здорово» | Усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. | Апрель |
1.Родительское собрание в форме мастер - класс «Тесто это просто». 2.Выставка работ родителей и детей из соленого теста | Сплочение детского и родительского коллектива. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Воспитатель Хавшабо Е.И. стаж работы 24 года высшая кв. категория Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». на 2015–2018 учебный год старшая возрастная группа
Актуальность Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать п...
«Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восп...
Аттестационное задание Проект «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восп...
План работы «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»
План работы «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики» ...
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». старшая возрастная группа
Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей при помощи тестопластики....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...