план по самообразованию "Формирование сенсорно-математических способностей детей раннего возраста"
проект по математике (младшая группа)
"Формирование сенсорно-математических способностей детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_sentyabr_2020.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
(МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
659653 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с.Алтайское, ул.З. Космодемьянской,46,
адрес электронной почты: altviсhenka@mail.ru
План по самообразованию по теме:
формирование сенсорно-математических представлений детей раннего возраста.
Выполнила: Е.А. Селищева
С. Алтайское
2020 г.
Вид проекта: познавательный.
Срок реализации: сентябрь 2020г. -май 2021г.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники: дети, родители, педагоги.
Пояснительная записка
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Актуальность:
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Цель: Формирование у детей раннего возраста сенсорно-математических представлений. Путем восприятия восприятие отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, движений, особых свойств.
Задачи:
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый (дополнительно: белый, черный).
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка, синий как небо, красный как яблоко).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Работа с родителями:
Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, предполагается использовать разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки.
Предполагается проведение работы с родителями по теме формирования сенсорно- математических представлений консультации: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?»
Мастер-класс для родителей ««Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Родительские собрания: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
План работы:
Срок выполнения | Планируемые мероприятия |
сентябрь | Работа с детьми: Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек». - «Определи на ощупь». - «Узнай фигуру». - «Найди пару». Работа с родителями: Консультация: «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?» Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
октябрь | Работа с детьми: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?» -«Спрячемся от дождика» Работа с родителями: Консультация: «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
ноябрь | Работа с детьми: Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» -«Подбери чашки к блюцам» Работа с родителями: Папка-передвижка: «Развитие мелкой моторики рук у детей» Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
декабрь | Работа с детьми: Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Шарики» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» -«Подбери иголки для ежиков» Работа с родителями: Родительские собрания: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях». Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
январь | Работа с детьми: -«Укрась елочку шарами» -«Цветные варежки» -«Найди пару» -«Помоги снеговикам» Работа с родителями: Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала. Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
февраль | Работа с детьми: Дидактические игры с крупами: - «Месим тесто» - «Наполни банку» - «Веселые шарики» - «Ягодки» Работа с родителями: Консультация: «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
март | Работа с детьми: Дидактическая игра «Времена года» - « Времена года»(Зима). «Когда это бывает?» « Времена года»(Весна). «Когда это бывает?» « Времена года»(Лето). «Когда это бывает?» « Времена года»(Осень). «Когда это бывает?» Работа с родителями: Оформление наглядных информационных стендов по сенсорному развитию детей. Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
апрель | Работа с детьми: -«Овощной магазин» -«Строим дом» -«Большие и маленькие мячики» -«Собери картинку» Работа с родителями: Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей» Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
Май | Работа с детьми: -«Игры с прищепками» -«Заштопай одежду» -«Шнуровка» Работа с родителями: Мастер-класс для родителей ««Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Самообразование: Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей. |
Список используемой литературы:
Литература:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Интернет ресурсы.
3. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Формирование сенсорно-математических представлений у детей раннего возраста"
Настоящая программа адресована воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста. Автор ставит своей задачей помочь практическим работникам в формировании с...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
перспективный план работы на год по теме " Формирование изобразительных способностей детей раннего возраста средствами природы"
содержит темы, задачи, содержание работы по теме "Формирование изобразительных способностей детей раннего возраста средствами природы"...
Картотека дидактических игр на развитие сенсорно-математических представлений у детей раннего возраста.
Дидактические игры на развитие сенсорно-математических представлений развивают у детей мышление и познавательный интерес, умение понимать и выполнять правила игры,самостоятельность....
План самообразования по теме: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» на 2020- 2021 учебный год
План самообразования по теме: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» на 2020- 2021 учебный год...
План по самообразованию:«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...