Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_starshiy_vozrast.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
В современном мире все сферы жизнедеятельности человека обусловлены «математизацией» и «компьютеризацией», именно поэтому математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы - сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
В старшей группе детей учат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной мерки продолжается формирование представлений о числах до 10. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами.
Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, только у цифры семь есть «козырек» и т. п.). В течение всего учебного года дети упражняются в счете. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу.
Программа старшей группы предусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале. Дети должны уметь сравнивать два множества, знать, какое из чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство. Сравнивая две группы предметов, детей подводят к самостоятельному выводу: шесть больше пяти на один, а пять меньше шести на один, значит число шесть должно стоять после числа пять, а число пять должно стоять перед числом шесть. Подобным образом происходит сравнение всех изучаемых чисел в пределах десяти.
Дети должны научиться правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»; «Какой по счету?»; согласовывая при этом числительное с существительным в роде, падеже, числе.
Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету отдельных величин. В старшей группе детей учат измерять с помощью условной меры длину протяжения, объем жидкий и сыпучих тел, переводя количественные отношения в наглядно-представляемые множества. Прежде всего, детей следует познакомить с правилами измерения протяженных величин, жидких и сыпучих тел. Воспитатель показывает и объясняет правила измерения. Процесс измерения разбивается на этапы, каждый из которых повторяется детьми вслед за воспитателем.
Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счету. Измеряя различные объекты и откладывая фишки каждый раз, когда мера уложилась полностью, дети начинают понимать процесс образования числа, воспринимать число, как отношение измеряемого к принятой мерке. Так, чтобы узнать, сколько раз мера уложилась в полоске, дети должны посчитать фишки, которые они откладывали при измерении. Пересчитав фишки, дети могут сказать, сколько раз мерка уложилась в полоске.
Измерение становится более интересным и привлекательным для детей тогда, когда педагог вводит различные игровые ситуации, разнообразный наглядный материал.
На основе измерения решается и такая дидактическая задача, как усвоение детьми количественного состава числа из отдельных единиц.
В средней группе дети уже знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром.
В старшей группе дети познакомятся с новой для них фигурой – овалом. Обычно они сами отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения разницы между овалом и кругом.
В старшей группе у детей начинают формировать представления о четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (четыре угла и четыре стороны). Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделения существенных признаков данной фигуры. В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах : мяч, обруч, тарелка – круг; крышка стола, стена, пол – прямоугольник; платочек – квадрат; косынка – треугольник; стакан – цилиндр.
В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию.
Цель этих заданий – формировать и развивать наблюдательность, умение выделять существенные (важные) признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы (классифицировать) в соответствии с выделенными признаками.
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе : слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Формирование пространственных ориентировок успешно осуществляется в том случае, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включается ребенок, должны быть занимательными для дошкольников. В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства, бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в других помещениях детского сада.
Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени. Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь, начинали различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера).
В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке : понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели.
Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями. Поэтому не только на занятиях по математике, но и на других занятиях, и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?».
Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие. Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т. д.
В нашей группе существуют различные математические игры, требующие от детей сосредоточенности внимания и умения строить в уме логические цепочки взаимосвязи по определенному признаку : «Чем отличаются?», «Математические ассоциации», «Найди недостающую фигуру», «Логические цепочки», в которых дается задание на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями я начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю.
Дети очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. С помощью математических конкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения: закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах; учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях; развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь; формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать; развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа; активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.
Математические соревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости при оценки результатов конкурса, доброжелательности, смелости, объективной самооценки.
Развитие элементарных математических представлений это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок к школе, зависит его дальнейшее обучение. Математика способствует развитию таких способностей, как память, речь, внимание, мышление, воображение.
Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях. Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте важно научить ребёнка мыслит логически. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать, значить связывать между собой разные значения, для того, чтобы в итоге получить ответ на поставленный вопрос.
Я считаю, что интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.
Дети старшей группы могут считать из скольких клеток состоят линии. Например, самая короткая линия состоит из 2-х клеток, а самая длинная из 8.
На занятиях по шахматам в игровой форме дети знакомятся с фигурами и пешками. На первой горизонтали в начале игры всегда стоят белые фигуры. А на второй горизонтали стоят белые пешки, их всего 8. Даются разные дидактические задания на сложение и вычитание пешек и фигур. Также можно провести разные дидактические игры на внимание «Сколько фигур ты видишь на доске?», «Кратчайший путь» (нужно дойти до ракеты за наименьшее число ходов, «Лабиринт», «Чудесный мешочек» (дети должны на ощупь определить какая эта фигура). Они любят отвечать на вопросы и отгадывать загадки про шахматных фигур. Такие занимательные вопросы, загадки развивают произвольное внимание, нестандартное мышление, разминка на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.
Такие интеллектуальные игры обогащают духовный мир ребёнка, воспитывают волю, наблюдательность, развивают логическое мышление, психическую устойчивость, терпимое отношение к сопернику. Они – превосходная школа последовательного логического мышления. Без них невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
Заключение.
Положительный результат в виде развития способностей будет возможен лишь при доступности, непрерывности, систематичности, преемственности при изучении элементарных математических представлений. А для развития таких способностей необходимо использовать в своих методиках анализ, сравнение, решение различных логических задач, и применять эти методики в таких формах, как путешествие, игра, демонстрация материала, обучения в повседневных бытовых ситуациях, беседах и самостоятельной деятельности детей.
Благодаря использованию различных игр на занятиях, дети с легкостью усваивают математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий.
От того, насколько будут развиты у него способности, и от того, насколько ему все это будет интересно, зависят его дальнейшие успехи. Ребенок, желающий познать этот мир, каждый день открывать для себя что-то новое, всегда будет стремиться к этому, и это положительно скажется на его развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.
В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной категории...
Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений....
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...
Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Математическое царство»
Ребята на занятии отправляются в путешествие, в котором выполняют задания...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...