Опыт работы: "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) по теме

В данной статье представлены некоторые аспекты из опыта работы воспитателя детского сада комбинированного вида, касающиеся формирования у детей математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenova.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

В нашем детском саду мы работаем по программе «Детство», «Практический курс математики для дошкольника» Л.Г.Петерсон, А.А.Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием». И считаем, что основными задачами нашей работы являются:

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Мы продумали место в группе, где расположить игротеку. Это светлое место, рядом есть столы, за которыми можно удобно расположиться с интересной игрой.

Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Изготовили пособия, дидактические игры математического содержания, картотеки игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Составили серию конспектов по работе с детьми на занятиях. В них включили игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми мы используем логические таблицы. Математическое содержание работы мы направили на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого мы вовлекали детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях.

Также мы предлагаем детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний». «Волшебный мешочек». 

Были включены в работу с детьми и серия игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они развивают умение составлять целое из частей, способствуют развитию воображения, конструктивного мышления, силу воли, умение доводить начатое дело до конца.

Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми мы используем логические таблицы. Дети рассматривают и анализируют ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирают недостающую фигуру.

Для ориентирования в пространстве мы используем в работе планкарту, по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Работа с планкартой учит детей последовательно строить свой рассказ, например, «Как дойти до домика А».

Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части помогают игры Воскобовича.

Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парк, в лес обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы?)

Мы учим детей применять математические знания в различных ситуациях, создаем условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу.

Организовали работу студии развивающих игр, на которой мы используем игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания с блоками, как «Собери цепочку». Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способности выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).

Детям очень понравилась игра в «Поезд». Билетами на него служили блоки, а на местах в поезде лежали карточки, кодирующие эти блоки.

Наших родителей очень заинтересовала работа с логическими блоками Дьенеша, и мы провели для них консультацию по этой теме, а также семинар-практикум по пособию «Давайте поиграем», где рассказали о необходимости создать домашние игротеки, какие игры приобретать и как в них играть с детьми. Родители откликнулись на наши пожелания и оборудовали домашние игротеки.

Дети нашей группы стали проявлять повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, с удовольствием выполнять арифметические действия с числами, более самостоятельны в решении творческих задач и оценке результата.

Мы считаем, что только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно было достичь определенных результатов в развитии детей.

В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...

Опыт работы на тему «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Тема: «Робототехника как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...