Дополнительная образовательная программа "Умные палочки"
рабочая программа по математике (старшая группа)
Программа написана для дополнительных занятий с палочками Кюизенера с детьми 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shishova_dop_programma_umnye_palochki.docx | 71.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Березка»,
филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
(Детский сад «Березка», филиал Детского сада «Светлячок»)
СОГЛАСОВАНО: На педагогическом совете Протокол от 31.08.2022 № 3 | УТВЕРЖДЕНО: Приказ № 50 от 31.08.2021 Директор филиала Детского сада «Берёзка», филиала Детского сада «Светлячок» ___________Т.П. Саерова |
«Умные палочки»
Дополнительная общеразвивающая программа математической направленности
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем программы: 64 часа
Разработчик: Шишова Наталья Федоровна,
воспитатель
г. Заводоуковск, 2021
Содержание:
I. Пояснительная записка 3
II. Цель, задачи программы 4
III. Учебный план программы 4
IV. Календарно-учебный график 4
V. Учебно-тематический план 5
VI. Планируемые результаты 14
VII. Содержание программного материала 15
VIII. Материально-техническое обеспечение 16
IX. Формы контроля и оценочные материалы 16
X. Требования техники безопасности 18
XI. Организация мероприятий с родителями 18
XII. Литература 18
I. Пояснительная записка
В условиях модернизации образования Российской Федерации, внедрения и реализации ФГОС ДО, одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В дошкольной педагогике имеется огромное количество разнообразных дидактических игр и пособий. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно вверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше начинали учиться в школе
ФГОС ДОО говорит о том, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Джорджу Кюизенеру удалось создать многофункциональный дидактический материал, позволяющий не только учить детей математике, но и оказывающий положительное влияние на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости, наглядно-действенного мышления, фантазии, конструкторских и комбинаторных способностей. Основные особенности этого дидактического материала — «абстрактность», универсальность, высокая эффективность. Пособие позволяет «через детские руки», в доступной форме подвести к пониманию различных абстрактных понятий.
Игры с палочками способствуют тому, что в игровой деятельности ребенок постепенно переходит от внешних практических действий с конкретными предметами к умственным действиям над свойствами предметов или отношениями между ними, таким образом, формируются не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
Использование палочек Кюизенера в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. С помощью моделирующей творческо-продуктивной деятельности трудные обучающие задачи можно решить посредством увлекательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
II. Цель, задачи программы:
Цель: развитие логических приемов, мыслительных действий каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую деятельность с палочками Кюизенера.
Задачи:
1. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации образовательно-преобразующей деятельности с палочками Кюизенера.
2. Формирование умений искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных технологий (создавать различные модели по рисунку, схеме, условиям, словесной инструкции, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях, анализировать ее основные части, решать логические задачи с использованием палочек Кюизенера).
3. Формирование навыков начального технического моделирования, образного логического и технического мышлений.
4. Развитие коммуникативной компетенции дошкольников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Ш. Учебный план программы
Дисциплины | Трудоёмкость (кол-во часов) | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | ||
Умные палочки | 64 | 9 | 55 | Открытая образовательная деятельность |
IV. Календарный учебный график
Режим работы детского сада:
Понедельник-пятница 07.30 – 18.00.
Продолжительность учебной недели: понедельник-пятница.
Продолжительность учебного года: 02.09.2022 – 31.05.2023.
Праздничные, нерабочие дни: общегосударственные праздничные дни, дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками: 4 ноября, 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая.
Количество рабочих недель в учебном году: 37 недель, из них:
I полугодие | Зимние каникулы | II полугодие | Летние каникулы | ||
Продолжительность полугодия | Число полных недель | с 01.01.2023 по 08.01.2023 | Продолжительность полугодия | Число полных недель | с 01.06.2023 по 31.08.2023 |
с 01.09.2022 по 31.12.2022 | 17 | 09.01.2023 по 31.05.2023 | 20 |
V. Учебно- тематический план
Месяц | Тема игрового занятия | Задачи | Кол-во занятий | Кол-во занятий |
Сентябрь | «Сказка о палочках» Знакомство с палочками Кюизенера. - найди и покажи такую же палочку как у меня; - найди самую длинную или короткую палочку; - укажи, из палочек каких цветов построен дом или дорога. Материал: наборы палочек по количеству детей, презентация с заданиями. | Познакомить детей с палочками как игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей. Обратить внимание детей на свойства палочек. | 1 | 8 |
«Разноцветные палочки» Работа с картами-схемами. (альбом «Волшебные дорожки) Материал: наборы палочек по количеству детей. | Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память, речь. | 2 | ||
«Змейка» - какого цвета палочки; - сколько розовых и голубых; - покажи пальчиком длину вашей змейки; - чья змейка длиннее, чья короче. Материал: цветные палочки: для половины детей по 4 розовых, для остальных по 4 голубых. | Учить составлять группу из отдельных предметов, закреплять понятия «один», «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. | 1 | ||
«Заборчики» Работа с картами-схемами. (альбом «Волшебные дорожки»). Материал: наборы палочек по количеству детей, презентация с заданиями, мелкие игрушки. | Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи. | 2 | ||
«У кого больше» - какого цвета треугольники; - у кого треугольник большой, у кого маленький; - какие треугольники по величине; - почему треугольники получились разные; - что еще может быть такой формы. Материал: цветные палочки для половины детей по 3 желтых, для остальных по 3 красных. | Учить составлять треугольник из палочек. Сравнивать по величине. Развивать воображение. | 2 | ||
Октябрь | «Разноцветные вагончики» -сколько палочек всего; - отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого в другую; - сколько палочек каждого цвета (выкладываем поезд); - чей поезд длиннее; - назовите по прядку цвет каждого вагона, сравните их. Материал: цветные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая на каждого ребенка. | Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму. | 2 |
8 |
«Столбики» Работа с картами-схемами (альбом «Волшебные дорожки») - каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте; - поставьте сначала высокий столбик, потом, тот, что пониже; - с какой стороны стоит высокий столбик, с какой низкий (выкладываем забор). Материал: цветные палочки красного и голубого цвета, мелкие игрушки. | Учить детей классифицировать предметы по высоте, называть какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». | 2 | ||
«Сушим полотенца» - отложите в сторону одинаковые палочки по длине; - что надо сделать, чтобы узнать каких палочек больше; - «весим полотенца сушиться на веревочку»; - сколько желтых, сколько красных «полотенец»; - какого цвета полотенец меньше, каких больше, как узнать. Материал: цветные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка). | Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по лине). |
2 | ||
«Числа 1 и 2» Материал: для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10х10, розовая полоска 20х10, цифры 1и 2. Для детей цветные палочки – 3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка. | Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2. | 2 | ||
Ноябрь | «Строительство домов» - отсчитайте 4 палочки голубого цвета и сделайте из них стены, пол и потолок, затем отсчитайте 2 палочки красного цвета и сделайте крышу. - что получилось; - с одной стороны дома постройте большой дом, с маленькой крышей, с другой маленький; - сколько всего домов; - который по счету дом, самый высокий, самый низкий. Материал: цветные счетные палочки: 3 белых, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые, 2 желтые, карточка. | Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте; упражнять в счете, в различении количественного и порядкового счета; умении отвечать на вопросы «сколько», «какой по счету». | 2 | 8 |
«Число 3» -положите белый кубик рядом справа столбиком, положите розовую палочку; - возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой. Материал: для воспитателя: 3 белых квадрата 10х10см, розовая полоска 20х10 см, голубая полоска 30х10см, цифры. Для детей: цветные палочки-4 белые, 1 розовая, 1 голубая, цифры 1-3. | Познакомить с образованием числа 3; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. | 2 | ||
«Треугольники» Дети по заданию выкладывают треугольники -сколько получилось треугольников; - как расположены; - какой по счету красный треугольник, голубой; - посчитайте по порядку. Материал: цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые. | Учить составлять треугольники из палочек разной длины; упражнять в счете; учить различать количественный и порядковый счет; учить ориентироваться в пространстве. |
2 | ||
«Рамка для картины» Превращаемся в художников и выкладываем на столе цветы из палочек. - из больших палочек делаем вокруг рамку, чтобы получилась картина. Работаем парами. Материал: цветные счетные палочки в пределах 4, 4 синие палочки. | Учить строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины; формировать знания о пространственных отношениях; развивать творческую фантазию. |
1 | ||
«Разноцветные флажки» Делаем флажки треугольной и прямоугольной формы и «вешаем» их на «веревочку» - какой формы флажки; - из каких палочек сделаны; - который по счету прямоугольный флажок; - какие стороны у прямоугольника, как это проверить. Материал: карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовые, 10 голубых, 10 красных. | Закреплять названия геометрических фигур; Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы «сколько», «который по счету». | 1 | ||
Декабрь | «Елка» Работа с картой - схемой; Подбор палочек по длине и выкладывание их на ветки нарисованной елки; - какого цвета самые длинные ветки; - назовите цвет, тех веток, которые короче самой длинной; - сколько самых коротких. Материал: цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые, , карточка с изображением елки. | Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами длиннее, короче, самая длинная, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. | 1 |
8 |
«Бусы» - разложи палочки по цветам; - выложите в такой последовательности: белая, розовая, голубая, снова белая; - продолжаем ряд; - какого цвета бусинки в этой цепочке; -какое число обозначает каждый цвет. Материал: цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые, карточка. | Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько же). | 2 | ||
«Число 4» Дети самостоятельно строят вертикальную лестницу из 3 ступеней; - какое число обозначает белый цвет, розовый, голубой; - найдите красную палочку и добавьте еще одну ступеньку; - какая она по счету; - какое число обозначает. Материал: для воспитателя: цифры, для детей цветные счетные палочки в пределах 4, цифры, карточка. | Познакомить с образованием числа 4; учить считать , закреплять количественный счет от порядкового. | 2 | ||
«Зайка» Стихотворение А.Барто «Зайка» - выкладывание зайки и скамеечки (большую и маленькую) из палочек по заданию воспитателя Материал: карточка, цветные счетные палочки: 4 белых, 4 красных, 4 бордовые, 4 голубые, 1 коричневая, 2 розовые. | Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. | 1 | ||
«Кукла Маша» - выкладывание куклы из палочек по заданию воспитателя. Материал: карточка, цветные счетные палочки: 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1 желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая. | Учить детей сравнивать предметы по длине и высоте, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине); моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве. | 1 | ||
«Конструирование геометрических фигур» - работа с картами – схемами; - выкладывание геометрических фигур самостоятельно. Материал: цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые, картон формата А4. | Закрепить знания о геометрических фигурах, об их свойствах; упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек; закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры. | 1 | ||
Январь | «Новоселье» Перед вами квартира (лист картона) - расставляем в ней мебель по заданию; - сравните интерьер своих комнат, месторасположение мебели. Материал: цветные счетные палочки: белые, голубые, розовые, желтые, картон А4. | Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством. | 1 | 4 |
«Число 5» - сделайте лесенку, состоящую из3 ступенек, положите под палочки цифры; - какое число обозначают палочки розовая, голубая, красная; - поставьте 4 белых кубика возле красной палочки; - сколько белых кубиков в 5 столбике; - сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало 5. Материал: для воспитателя: цифры до 5, для детей: цветные счетные палочки в пределах 5. | Познакомить детей с образованием числа 5; учить называть числительные по порядку; закреплять умение различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы «сколько», «который по счету». | 2 | ||
«Дорога к дому» - положите белый кубик в левом верхнем углу карточки, а затем такой кубик в правый нижний угол, это домики Иры и Оли; - делаем 2 дороги от домиков, сравниваем их. Работа в парах. Материал: карточка, цветные счетные палочки. | Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; - ориентироваться в пространстве на ограниченной площади. | 1 | ||
Февраль | «Кастрюльки» - выложите кастрюлю из любых палочек; - сравните свою кастрюлю с натурой; - чем похожи и чем отличаются. Материал: кастрюля, цветные счетные палочки: в пределах 5, карточка. | Учить воспроизводить сходство модели с реальным предметом; упражнять в счете , умении находить одинаковые по величине предметы. | 1 |
8 |
«Дети нашего двора» - работа с картами- схемами; - поставьте палочки от 1 до 5 по порядку по одной; - это дети, какого они роста; - кто самый высокий, низкий; - сколько лет ребенку в розовой одежде, голубой. Материал: цветные счетные палочки: 1 голубая, 1 розовая. | Учить сравнивать предметы по высоте путем приложения; Определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте); Развивать творческое воображение. |
2 | ||
«Дачный поселок» Карточка с дачным поселком. - дети обустраивают участок по заданию воспитателя; - рассказывают о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около; - составление рассказа «Как мы поехали на дачу». Материал: цветные счетные палочки, карточка. | Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова слева, справа, выше, ниже, далеко, близко. | 2 | ||
«Слоненок» Стихотворение И.Токмаковой «Слоненок» - выкладывание слоненка по заданию воспитателя; - в какую сторону идет слоненок; - сделайте так, чтобы он шел вправо. Материал: цветные счетные палочки: 2 белые, 1 красная, 4 розовые, 1 голубая, 3 желтые, карточка. «Море волнуется» Игра «Море волнуется раз…» - выкладывание волны по словесной инструкции воспитателя. Работа парами. Материал: карточка, набор цветных палочек. | Развивать умение детей создавать образ слоненка, конструируя его из заданных палочек; сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, равные по длине); ориентироваться в пространстве; развивать воображение. Закреплять умение детей следовать заданному алгоритму; точно выполнять словесную инструкцию; закреплять навыки измерительной деятельности. | 1 | ||
Март | «Сказка «Колобок» - моделирование сказки; - работа с альбомом «Волшебные дорожки». Материал: набор палочек по количеству детей, карты-схемы. | Формировать навыки начального технического моделирования; развитие образного логического мышления; развитие связной речи. | 2 |
8 |
«Скворечник» - выкладывание маленького домика; - загадка про скворечник; - сделать отгадку; - какое число обозначает желтая палочка. Материал: карточка, цветные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная, 1 белая. | Закрепить знание чисел; умение сравнивать предметы по длине; умение преобразовывать конструкцию предмета. | 2 | ||
«Сказка «Заюшкина избушка» - моделирование сказки по карточкам. Материал: наборы палочек, карты-схемы. | Формировать навыки начального технического моделирования; развитие образного, логического мышления; развитие связной речи. | 2 | ||
«Журавушка» Стихотворение «Жура, Жура, Журавель…» - выкладывание из палочек пролетающего журавля; - какой формы туловище; - одинаковые ли по длине ноги; - загадки о весне. Материал: цветные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4 красные, 1 голубая, 6 белых. | Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображенном предмете; развивать глазомер. |
2 | ||
Апрель | Работа с картами- схемами - моделирование по словесной инструкции; - самостоятельная работа по схеме. Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы. | Закрепить умение детей моделировать предметы; упражнять в счете; развивать внимание, глазомер, мелкую моторику. |
2 |
8 |
«Закрывай скорей окошки, ты спасешь мышей от кошки» - работа в альбоме «Волшебные дорожки» Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы. | Закрепить умение сравнивать предметы по высоте путем приложения; определять результат словом (выше, ниже, равный по высоте); развивать творческое воображение. | 1 | ||
«Угадай, кто герой этой сказки» - работа с альбомом «Дом с колокольчиком» Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы. | Упражнять в счете предметов; закрепить умение сравнивать по высоте и длине, обозначать словами результат сравнения. |
1 | ||
«Дорога в гараж» Работа в парах - строительство дорог по словесной инструкции; - сравнение дорог, какая длиннее, короче; - способы сравнения: с помощью наложения или приложения палочек друг к другу, с помощью мерки. Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы. | Закрепить умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади. |
1 | ||
«Космос» - загадки о космосе; - выкладывание ракеты по образцу и самостоятельно; - сравнение: чем похожи, чем отличаются, какие палочки использовали. Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы. | Развивать умение создавать образ ракеты, конструируя его из заданных палочек; ориентироваться в пространстве, развивать воображение. | 1 | ||
«Красная шапочка» - моделирование сказки; - работа с альбомом «Дом с колокольчиком» Материал: наборы цветных палочек, карты-схемы. | Формировать навыки начального технического моделирования; развитие образного, логического мышления; развитие связной речи. | 2 | ||
Май | «Составление узоров. Коврики». - выложить коврики, чтобы все полосы в нем были разного цвета, одинакового цвета; - выложить коврик по словесной инструкции воспитателя; - по образцу по замыслу. Материал: наборы цветных палочек, карты- схемы. | Формировать умение детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат (больше, меньше, столько же). | 1 | 4 |
«Поезд» - загадка, подвижная игра; - составление поезда по словесной инструкции воспитателя; - каким по порядку стоит голубой вагон, желтый; - вагон какого цвета стоит за четвертым. Материал: набор цветных палочек, карты- схемы. | Закрепить умение детей называть числительные по порядку, различать количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету. | 1 | ||
«Выложи из палочек» - работа с альбомом «Выложи из палочек» Материал: наборы цветных палочек, набор цифр. | Закрепить умение подбирать палочки нужного размера, соотносить палочку с цифрой; умение называть числительные по порядку, различать количественный и порядковый счет. | 2 |
VI. Планируемые результаты
В процессе занятий с цветными палочками Кюизенера дети:
1. Умеют:
- ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного получения результата, доводить начатое дело до конца;
- решать логические задачи, оперировать знаками-символами;
- работать по схеме;
Создавать различные модели, картины, сюжеты по образцу, рисунку, схеме, словесной инструкции, замыслу;
- фантазировать, творчески мыслить, сочинять сказки;
- работать самостоятельно, в парах, группах;
- сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- ориентироваться в пространстве.
2. Получают знания:
- о мнемотехнических приемах;
- о пропорции, пространстве, объемной форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
- о понятиях конструкций и т.д.;
- об освоении социальных ролей.
3. Развивают:
- мелкую моторику рук;
- координацию «глаз-рука»;
- память, внимание, речь, логику, мышление.
4. Участвуют:
- в выставках;
- в конкурсах.
VII. Содержание программного материала
Данная программа предполагает обучение детей 5-6 лет. Программа имеет теоретическую и практическую часть, рассчитана на 1 год обучения. Начинается работа с простейших моделей, конструкций. После того, как дети усваивают моделирования первой сложности, начинается переход к более сложным.
Программа предусматривает составление композиций, сочинение сказок, историй, героев театра, зоопарка, порта, гаража, фермы. Эта работа способствует развитию фантазии и воображения.
План учебных занятий строится следующим образом: в течение одного месяца предусмотрено 8 занятий, это 2 занятия по 25 минут, общий цикл составляет 64 занятия. Программа может быть реализована как самостоятельная, в рамках дополнительной услуги, как составная часть на занятиях по ФЭМП, в индивидуальной работе с детьми, в домашних условиях.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от творческих способностей детей, педагог может вносить изменения в содержание занятий.
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные палочки» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Комплектование в группу детей по дополнительной общеобразовательной программе «Умные палочки» происходит исходя из запросов родителей (законных представителей).
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно-ориентированного подхода;
- природосообразности;
- сотрудничества;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- от простого к сложному.
Обучение воспитанников осуществляется в форме занятий, в групповой и индивидуальной форме, совместной деятельности детей и педагога, самостоятельной деятельности.
Занятия проводятся с санитарно-эпидемиологическими правилами, расписанием дополнительной образовательной деятельности, утвержденным приказом директора филиала.
VIII. Материально – техническое обеспечение
К условиям реализации программы относится материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование, инструменты, материалы). Для эффективной деятельности по программе, используются следующие материалы:
- проектор;
- ноутбук;
- мультимедийное учебное пособие;
- образцы, наглядные материалы;
- цветные счетные палочки Кюизенера;
- природный, бросовый материал;
- маленькие игрушки;
- учебно-методические комплексы:
«Волшебные дорожки», «Вместе весело шагать», «Веселые цветные числа», «Дом с колокольчиком», «Маленькие логики», «Лепим небылицы»;
- литература.
IX. Формы контроля и оценочные материалы
Оценка эффективности деятельности осуществляется с помощью педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения программы.
Формы и методы контроля:
- Наблюдение, то есть систематическое получение данных об интересе, сотрудничестве с другими детьми, творчестве, самостоятельности ребенка. Наблюдение осуществляется руководителем кружка в процессе работы с ребенком и дает определенные сведения об его уровне развития. Результаты наблюдения не фиксируются в документы.
- Устный контроль состоит в ответах воспитанников на вопросы руководителя. Применяются такие его формы: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный опрос.
- Дидактические игры («исключи лишнее», «вставь недостающее», «найди ошибку конструктора» и другие).
- Открытые мероприятия для родителей и педагогов.
- Участие в конкурсах.
- Анализ продуктов детской деятельности;
- Беседы с родителями;
- Беседы с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
- Составление тематических рассказов описаний, сказок.
- Мониторинг проводится два раза в год: в октябре и в мае. Система мониторинга должна обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.
Критерии отслеживания усвоения программы.
Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, проводится контрольное обследование по уровню результативности 2 раза в год (октябрь, май).
Высокий уровень – проявляет интерес к творчеству на протяжении всего занятия, стремится выполнить работу самостоятельно, владеет различными способами и приемами работы с палочками Кюизенера, следует устным инструкциям, читает и зарисовывает схемы, устанавливает аналогии. Работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью, умеет выкладывать сюжеты, составляет и рассказывает сказки, истории, используя элементы режиссерской игры. Работает аккуратно, терпеливо, проявляет уважение к своему труду, труду своих товарищей.
Средний уровень – интерес к творчеству ослабевает к концу занятия, работу выполняет по образцу, с помощью педагога или других детей, владеет частичными способами и приемами работы с палочками Кюизенера, следует устным инструкциям. Работает аккуратно, но не всегда доводит свое дело до конца, проявляет уважение к своему труду, но равнодушный к труду своих товарищей.
Низкий уровень – проявляет интерес к творчеству фрагментарно, но чаще работа выполняется только с помощью педагога, может быть не доведена до конца. Владеет частично способами и приемами работы с палочками Кюизенера, но не в полном объеме следует устным инструкциям. Может работать аккуратно, но не всегда старается. Не хватает терпения доводить начатое дело до конца. Уважает свой труд, но не проявляет уважения к труду своих товарищей.
№ п/п | ФИО ребенка | Умение работать палочками Кюизенера | Умение пользоваться схемой, образцом | Умение понимать жанр «небылицы» | Умение выполнять работу самостоятельно | Умение выполнять инструкцию | Умение создавать сюжет, композицию | Умение обыгрывать ситуацию, сочинять рассказ, историю, сказку | Умение работать с палочками по знакам-символам | Уважать труд друзей и свой |
Воспитательная работа
В программу включены воспитательные моменты.
Волшебные сказки. Именно сказка позволяет ребенку без всяких разъяснений и нравоучений воспринимать добро, как нечто прекрасное, а зло как нечто отвратительное. Сказка учит, ни в коем случае не походить на глупых, жадных, злых героев. Их можно только пожалеть.
Рассказы и повести. Рассказы М. Зощенко, В. Драгунского, Н. Носова, Э. Успенского и др. о приключениях сверстников написаны весело, с добрым юмором. О доброте, отзывчивости, чувстве долга – рассказы А. Куприна, В. Дмитриева. О животных – Д. Мамина-Сибиряк, К. Паустовский.
Дети с пониманием слушают лирическую поэзию, помогают читать стихи.
Небылицы наполнены юмором, создают атмосферу жизнерадостности.
Беседы о дружбе, вежливости, гостеприимстве, традициях встречать праздники, расширяют кругозор, правилах общения, этикете, профессиях.
Выставки детского творчества помогают увидеть прекрасное, воспитывают умение радоваться за работу товарищей.
X. Требования техники безопасности
- Работу начинать только с разрешения взрослого.
- Не пользуйся инструментами и предметами, правила обращения, с которыми не изучены.
- Работать с деталями только по назначению. Нельзя класть палочки в рот и уши.
- При работе держать палочки так, как указанно в инструкции или показал взрослый.
- Детали палочек Кюизенера хранить в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить палочки навалом.
- Содержать в чистоте и порядке рабочее место.
- Раскладывать оборудование в указанном порядке.
- Не разговаривать во время работы.
- Выполнять работу внимательно, не отвлекаться посторонними делами.
XI. Организация мероприятий с родителями
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями:
- приглашение на презентации игровых занятий;
- подготовка фото-видео отчетов работы с палочками Кюизенера по схемам и образцам, выполнения игровых упражнений, создания героев сказок, как в детском саду, так и дома;
- оформление буклетов.
Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне ДОУ.
XII. Литература
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30т сентября 2020 года).
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.)
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Л.П.Абрамова «Книга о пальчиках», – М.: Карапуз, 2008.
- Б.Б.Финкельштейн, Э.Хвостова «Волшебные дорожки», - СПб, «Корвет».
- Б.Б.Финкельштейн «Дом с колокольчиком», - СПб, «Корвет», 2005.
- В.П.Новикова , Л.И.Тихонова «Развивающие игры с палочками Кюизенера, - М. Мозаика-Синтез, 2010.
- Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера», - М., 2008.
- Л.М.Кларина, З.А.Михайлова «Разноцветные полоски».
- Материалы интернета: www.maam.ru; www.nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
программа по дополнительному образованию "Разноцветные палочки" в младшей группе
кружок "Разноцветные палочки" ( с палочками Кюизенера) в младшей группе...
Образовательная программа кружка дополнительного образования «Разноцветные палочки» для детей младшей группы (3-4 лет)
Формирование познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий (палочки Кюизенера)...
Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Программа дополнительного образования «Волшебные палочки» для детей 4-5 лет на 2021-2022 учебный год
Программа дополнительного образования«Волшебные палочки»для детей 4-5 летна 2021-2022 учебный год...
2020-2021 уч.г. Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебные палочки-полоски» для детей 1 младшей группы...