Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
методическая разработка по математике (старшая группа)
Методическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy_posredstvom_did.igr_.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
Но игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у детей. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
- Это счетные палочки - с их помощью можно знакомить ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки следует предлагать детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5квадратов.
- Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.
- Целесообразно использовать загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая задачи математического содержания - дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок - это мыслительный процесс. Но недостаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
- Эффективны игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают из геометрических фигур силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» - силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» - силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлов.
- Задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, всё это замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)
- Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» можно называть цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.
- Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Основа: Научить детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры. Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки удачно сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
• Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
• Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
• Все психологические новообразования берут начало в игре
• Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
• Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
• Игры, способствующие развитию математических наклонностей
Так же в своей работе по ФЭМП я использую дидактические игры:
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествия во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...
Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Формирование элементарных математических представлений у детей...
"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр" 9.02.2021 г.
Слайд №1 В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько...
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр 11.02.2021 г.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, где детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественн...
Отчет о проделанной работе в младшей группе по годовой задаче "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Отчет о работе с детьми в младшей группе по развитию логического мышления...
Методические рекомендации «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Цель методической разработки – представление практического материала для организации работы по развитию элементарных математических представлений у ребенка раннего возраста.Задачи:1. Позна...