Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая математика» для детей от 3 до 5 лет
рабочая программа по математике (средняя группа)

Солянова Татьяна Петровна

Пояснительная записка

Дополнительная  общеразвивающая  программа  социально-педагогической направленности «Веселая математика» (далее Программа) для детей  от 3 до 5 лет определяет содержание и организацию образовательной деятельности по формированию элементарным математическим представлениям дошольников посредством занимательных игр и упражнений.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».  

Занятия кружка «Веселая математика» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цель программы:

 развитие познавательных способностей детей посредством формирования  элементарных математических представлений.

Задачи программы:

 

  1. Вырабатывать умение выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными деталями.
  2. Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
  3. Развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.
  4. Развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста,  их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
  5. Развитие речевой деятельности.
  6. Развитие интеллекта, творчества в решении поставленных задач.

 

Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в форме кружка 2 раза в неделю, периодичность занятий – еженедельно. Учебный план расчитан на  96 часов. В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих  программ (с детьми 3 – 4  лет – 15 минут, с детьми 4-5 лет – 20 минут). 

В основе программы лежит занимательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного характера - моделирование, аппликация.

Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Головоломки могут быть геометрическими, арифметическими и направленными на игру фантазий и творчества детей.

            Основой занятия   являются упражнения конструктивного характера на формирование геометрических представлений, на  развитие пространственного мышления и творческого воображения детей.

 

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

В работе используются следующие технологии обучения:

-  здоровьесберегающие технологии (физкультминутки);

-  проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);

- технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselaya_matematika.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 36 города Кузнецка

ПРИНЯТО                                                                               УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                      Заведующий                                      

МБДОУ ЦРР - ДС № 36 г.Кузнецка                    МБДОУ ЦРР - ДС № 36 г.Кузнецка

Протокол  № 1 от 30.08.2016 г.                            Приказ № 98 от 31.08.2016 г.                              

                                                                                                               __________________/Л.Я.Никитина

Дополнительная  общеразвивающая программа

 «Веселая математика»

для детей от 3 до 5 лет

Срок реализации 1 год

Составитель: Солянова.Т.П.

воспитатель

 МБДОУ ЦРР – ДС № 36 г. Кузнецка

г. Кузнецк

2016 г.


Содержание

Пояснительная записка………………………………………..

3

Годовой календарный учебный график……………………...

5

Учебный план………………………………………………….

8

Учебно-тематический план…………………………………...

9

Описание образовательной деятельности…………………...

15

Контроль знаний………………………………………………

16

Методическое обеспечение программы……………………..

17

Список используемой литературы…………………………...

18

Приложения……………………………………………………

20


Пояснительная записка

Дополнительная  общеразвивающая  программа  социально-педагогической направленности «Веселая математика» (далее Программа) для детей  от 3 до 5 лет определяет содержание и организацию образовательной деятельности по формированию элементарным математическим представлениям дошольников посредством занимательных игр и упражнений.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе. Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».  

Занятия кружка «Веселая математика» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цель программы:

 развитие познавательных способностей детей посредством формирования  элементарных математических представлений.

Задачи программы:

  1. Вырабатывать умение выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными деталями.
  2. Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.
  3. Развивать пространственное мышление ребенка на основе конструктивного характера; развивать умение ориентироваться на листе бумаги, его творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.
  4. Развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста,  их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
  5. Развитие речевой деятельности.
  6. Развитие интеллекта, творчества в решении поставленных задач.

Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в форме кружка 2 раза в неделю, периодичность занятий – еженедельно. Учебный план расчитан на  96 часов. В учебном плане соблюдены нормативы максимально допустимого объема времени по реализации дополнительных общеразвивающих  программ (с детьми 3 – 4  лет – 15 минут, с детьми 4-5 лет – 20 минут).  

В основе программы лежит занимательный математический материал, который представлен дидактическими играми, математическими развлечениями, заданиями, упражнениями конструктивного характера - моделирование, аппликация.

Эти задания интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Головоломки могут быть геометрическими, арифметическими и направленными на игру фантазий и творчества детей.

        Основой занятия   являются упражнения конструктивного характера на формирование геометрических представлений, на  развитие пространственного мышления и творческого воображения детей.

Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

В работе используются следующие технологии обучения:

  1. -  здоровьесберегающие технологии (физкультминутки);
  2. -  проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти                             самостоятельный путь решения);

            - технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию).

                 

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

  1. - выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

           - сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

          - ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

             - разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

             - сопоставлять части и целое для предметов и действий;

              -  называть главную функцию (назначение) предметов;

              - расставлять события в правильной последовательности;

              -  выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

              -  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

              - находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

               - проводить аналогию между разными предметами;

              - запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать;

              - работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.                                                                                                              


С О Г Л А С О В А Н О                                                                         У Т В Е Р Ж Д А Ю

С Педагогическим советом                                          Заведующий МБДОУ ЦРР – ДС № 36    

                                                                                                                                      г.Кузнецка

Протокол № 1                                                                       ________________ Л.Я.Никитина

30.08.2016                                                                            Приказ № 98 - ОД от 31.08.2016

Годовой календарный учебный график

по реализации дополнительной общеобразовательной программы

        социально-педагогической направленности         

«Веселая математика» на 2016-2017 учебный год

Годовой календарный учебный график составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным  законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 № 1018);
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»,  утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая  2013 г. N 26;
  • Уставом детского сада; 
  • Дополнительной общеразвивающей программой  социально-педагогической направленности «Веселая математика» МБДОУ ЦРР – ДС № 36 г.Кузнецка

Структура учебного года:

Начало учебного года

По мере формирования группы

Продолжительность обучения

1 год

Количество занятий в неделю

2 дня  (выходные – суббота, воскресенье)

Праздничные дни

31.12.2016 -08.01.2017 (новогодние каникулы)

04.11.2016 - 06.11.2016- День народного единства

31.12.2016 -08.01.2017- Новый год

23.02.2017 - 26.02.2017– День защитника Отечества

08.03.2017– Международный женский день

29.04.2017-01.05.2017 – Праздник весны и труда

07.05.2017 -09.05.2017 –День Победы

10.06.2017 – 12.06.2017 – День России

Структура образовательной деятельности:

I. Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений посредством занимательных игр и упражнений проводится во второй половине дня с 16.00, продолжительностью 15 минут в младшей группе, 20 минут в средней группе (количество групп формируется в зависимости от  запроса заказчика)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

    Все мероприятия культурно-досуговой деятельности: тематические вечера, викторины, театрализованные досуги - проводятся согласно программе не в ущерб другим видам детской деятельности.


П Р И Н Я Т

на заседании Педагогического совета

МБДОУ ЦРР – ДС № 36 г.Кузнецка

Протокол  № 1 от 30.08.2016

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Заведующий МБДОУ ЦРР – ДС № 36 г.Кузнецка

________________ Л.Я.Никитина

Приказ № 98-ОД от 31.08.2016

Учебный план

  по реализации и освоению дополнительной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Веселая математика»

 Учебный план  составлен на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным програмам»;

- СанПиНа 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

В группе общеразвивающей направленности    с  3  до 4 лет.

Педагог самостоятельно дозирует  объем  образовательной нагрузки, не превышая при этом  максимально допустимую санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.  По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей  3-4 лет   продолжительность организованной образовательной деятельности составляет   не более 15 минут. Организованная образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня.

В группе общеразвивающей  направленности  с 4 до 5 лет.  Педагог самостоятельно дозирует  объем  образовательной нагрузки, не превышая при этом  максимально допустимую санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.  По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей  4–5 лет продолжительность организованной образовательной деятельности составляет   не более 20 минут. 

Организованная образовательная деятельность осуществляется во второй половине дня.

Направление развития

Дисциплина

Возрастные группы

с 3 до 4 лет

с 4 до 5 лет

Социально-педагогическое

ФЭМП

1

1

Итого:

1/15мин

1/20мин

                      Учебно – тематический план

сроки

Направления и задачи

Содержание

Количество занятий

октябрь

- Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до5.

- закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

1 «Знакомство с цифрами»

5

2 «Геометрические фигуры»

3

ноябрь

- Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

- развивать умения составлять аппликацию из геометрических фигур, закреплять знания о геометрических  фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

3 «На что похоже?»

«Волшебные фигуры»

2

           4 «Кошкин дом»

1

- Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Развивать умение собирать пазлы из 4-8 частей.

   5 « Волшебные пазлы»

«Деление целого

на части»

2

- Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами ( в пределах 5 ).

- Развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других.

- Развивать знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

- Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

  6 «Что такое «порядок»?»

«Порядковый

счёт»

1

   7 «Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

1

   8 «Какой? Сколько?»

0,5

9 «По порядку рассчитайся!»

0,5

декабрь

- Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левой и правой стороне листа.

- развивать умение составлять равенства; сравнивать предметы по ширине, отгадывать загадки о временах года.

- соотносить цифры с количеством предметов; упражнять в прямом и обратном счете; развивать внимание, мышление.

- развитие логического мышления и основных мыслительных операций; мелкой моторики рук.

10 «Ориентирование на листе»

1

11 «Что общего? » Пространственные  отношения. Ширина. . Временное соотнесение (времена года).

2

12 Число и цифра 6. Прямой и обратный счёт.  Игра «Разрезные картинки»

2

13 «Дорисуй». Штриховка цифры 6, выкладывание образа цифры из различных предметов.

Математические загадки.

1

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки.

- Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

14 «Левая и правая рука»

1

15 «Близко – далеко.

 Ох, ориентироваться

как нелегко»

1

январь

- Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак (цвет, форма, размер); развивать  зрительную  память.

- развивать понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления

- Развитие мелкой моторики рук, работа с трафаретами.

- Развитие мелкой моторики рук, зрительно-пространственного восприятия.

16 Классификация.

«Запомни картинки».

2

17 Число и цифра 7.  Порядковый счёт.  Прямой и обратный счёт.

2

18 Графическое рисование.

Игра «Путаница» с цифрами.

1

19 Построение фигур по образцу из счетных палочек.

1

- упражнять в  сравнении  групп предметов по количеству; выучить наизусть считалку – дни недели; развивать мышление.

20 «Раскрась».    Считалка «Неделька». Игра « Назови одним словом».

2

февраль

- Развивать мелкую моторику рук;  упражнять детей выкладывать цифры природным и бросовым материалом (пуговицами, семенами и т.п.)

 Развивать умение расставлять числа  по порядку.

21 «Королевство цифр»

«Расставь числа по порядку»

2

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять  арифметические действия.

- закрепить число и цифру 8;

развивать мышление детей.

-  закрепить умение сравнивать группы предметов

22«Задачи на смекалку»

1

  23 Число и цифра 8.  Порядковый счёт.  Прямой и обратный счёт.

      Палочки Кьюзенера – лесенка.

2

24 «Третий лишний»

1

25 «Четвертый лишний»

«Лабиринты: кто кому звонит?»

1

- закрепить пространственные отношения: на, под, над.

26 «Продолжи закономерность»

1

март

- закрепить число и цифру 8;

закрепить умение составлять равенства.

27 «Соедини предметы»

       «Что общего»

1

- закрепить отношение: часть – целое; задания на добавление, изъятие палочек.

28 «Дорисуй и раскрась».

Задания с палочками.

2

- закрепить число и цифру 9;

развивать мышление детей.

29 Число и цифра 9.  Порядковый счёт.  Прямой и обратный счёт.

      Палочки Кьюзенера – лесенка.

2

- закрепить временные отношения: раньше – позже;

части суток.

30 «Что сначала, что потом»

2

- развивать мыслительные операции

31  Игра «Путаница» с цифрами в пределах 9.

Игра «Танграм».

1

апрель

- Развивать количественные представления; закрепить цифры 1 – 9.

32 Математические загадки с числами.

    « Разрезные картинки».

2

- сравнивать предметы по высоте

33 «Что общего? » Пространственные  отношения. Высота.

1

- сравнивать предметы по длине

34 «Что общего? » Пространственные  отношения. Длина.

1

- закреплять цифры и счет до 9

35 «Подбери цифру».

Число и цифра 0.

2

- Развивать количественные представления.

36 Число и цифра 10.  Порядковый счёт.  Прямой и обратный счёт.

      Палочки  Кьюзенера – лесенка.

2

май

- закрепить взаимосвязь между целым и частью.

37 Действия с числами в пределах 10.

        «Дорисуй»

2

- Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда,                   транспорт, овощи, фрукты и т.п.

38 «Назови одним словом».

2

- Придумывание историй по картинкам, логические цепочки.

39 Логические цепочки.

2

- развивать внимание, мышление.

40 Таблицы на нахождение закономерностей.

1

Итог - викторина.

41 «Волшебная страна математика»

1

                             Содержание образовательной деятельности

Занятия по математике проводятся в групповой комнате. На столе перед каждым ребенком лежат наборы цветных карандашей, тетради на печатной основе, простой карандаш, трафареты геометрических фигур. Столы расположены так, чтобы можно было быстро подойти к демонстрационной доске.

Занятие строится из теоретической и практической частей. Теоретическая часть состоит:

- из повторения старого материала;

- подведения к новому материалу;

- знакомства с новым материалом;

- игр, заданий на закрепление темы.

Занятие можно начать с игр на внимание. Затем педагог переходит собственно к теме занятия.  Организации кружка  «Веселая математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется  развитию  логических форм мышления.

                                        Контроль знаний

В начале и конце учебного года проводится контроль знаний, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

Список детей

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка

 во времени, пространстве,

на плоскости»

«Решение  логических задач»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

проводится по 4 бальной системе диагностирования:

4 балла – высокий уровень

3 балла – средний уровень

2 балла – низкий уровень

1 балл – низший уровень

Методическое обеспечение программы

• наилучший способ обучения дошкольников, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед дошкольниками ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

• с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить детей даже с довольно сложными математическими теориями;

• усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности детей.

Большое внимание уделяется овладению дошкольниками математическими методами поиска решений, логическими  рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Для поддержания у детей  интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактические игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются

проблемно-развивающее обучение;

адаптированное обучение;

индивидуализация и дифференциация обучения;

информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу детей.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

- Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.;

- Театрализованные занятия (разыгрываются  микросценки, несущие детям познавательную информацию);

- Занятия-путешествия;

- Эвристическая беседа.

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала;

- игры, задания на закрепление темы;

- игровые упражнения;

- викторины.

Методы организации образовательной деятельности:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный;

- практический: упражнение, работа с таблицами, в тетрадях.

Условия для реализации программы

1. Оборудование, материалы.

Для занятий  необходимы: помещение со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (10 человек):

- детский стол – 4 штуки;

- детский стул – 10 штук;

- наборное полотно – 1 штука;

- демонстрационная доска – 1 штука;

- наборы цифр (0 -10);

- наборы геометрических фигур;

- тетради;

- цветные карандаши.

2. Кадры.

Для реализации данной программы педагог должен иметь среднее профессиональное или  иметь высшее образование, курсы повышения квалификации.

                Список используемой литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ.
  2. Конценция развития  дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р.
  3.  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный  Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г.  № 1008.
  4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей», утвержденный Постановлением главного санитарного врача  РФ от 04.07.2014г. № 41.
  5. Письмо Минобрнауки от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  6. Годовой календарный учебный график по организации дополнительных образовательных услуг

Для педагогов и заинтересованных родителей:

1 В Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. Издательство «Знание». Москва 1993.

2 Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.

3 Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение» 1991.

4 Ресурсы Интернет.

5 Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.

6 Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru

7 Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.

8 Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.

9 Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.

10 Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

11 Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.

12 Светлова И. Логика. М., 2007.


Приложение № 1

Возрастные особенности ребенка младшего дошкольного

возраста и их влияние на методику обучения математике

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейно-

го круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится

для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной об-

щественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию

приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это проти-

воречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим

видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение од-

них действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим

действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших

дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместите-

лями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разви-

тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппли-

кации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте огра-

ничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель-

ность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц

восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным  

средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети

могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов,

способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в

пространстве группы детского сада, а при определенной организации об-

разовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут

запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего до-

школьного возраста они способны запомнить значительные отрывки из

любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом

преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-

направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны

установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,

которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты вы-

ступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В ре-

зультате целенаправленного воздействия они могут усвоить относитель-

но большое количество норм, которые выступают основанием для оценки

собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности.

Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избиратель-

ные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущес-

твенно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во

многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение

мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное

управление поведением только начинает складываться; во многом пове-

дение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи

ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые

словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом

дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

      Возрасту 4-5 лет присущ рост произвольности психических процессов. У детей все лучше получается управлять своим поведением. В среднем дошкольном возрасте начинают активно развиваться процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу 5-го  года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если реюбенку ясна и эмоционально близка их мотивация. В возрасте 4-5 лет еще недостаточно сформирован такой компонент произвольной памяти и внимания, как удержание мотива деятельности. Поэтому педагогу, работающему с детьми, необходимо использовать различные внешние опоры, разнообразные формы подсказа и напоминания.

Мышление  у детей 4-5 лет носит преимущественно наглядно-образный характер. Ребенок лишь только учится решать мыслительные задачи в уме, и потому наглядность имеет большое значение на первых стадиях обучения. Для поддержания интереса, а также более эффективного освоения тем мы рекомендуем использовать кружки красного и зеленого цвета. Однако при объяснении тем обязательно должна присутствовать наглядность.

В возрасте 4 с половиной лет совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания воспитателя. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. После 4 с половиной лет внимание становится значительно более устойчивым. Существенные сдвиги можно наблюдать уже во втором квартале учебного года: дети сохраняют внимание и работоспособность в течение всего занятия. Весной поведение детей на занятиях несколько ухудшается, они чаще отвлекаются.

Надеемся, что все вышеизложенное поможет в какой-то степени педагогу оптимизировать процесс обучения на первом и втором году обучения.

           

                                               Приложение № 2

                                                                                             

                         ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП:

                                            ( для детей 4 – 5 лет)

«Составление геометрических фигур»

1.        Составить 2 равных треугольника из 5 палочек;

2.        Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

3.        Составить 3 равных треугольника из 7 палочек;

4.        Составить 4 равных треугольника из 9 палочек;

5.        Составить 3 равных квадрата из10 палочек;

6.        Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;

7.        Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;

8.        Из 9 палочек  составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники.

«Составление геометрических фигур»

Задачи: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

1.        Составить квадрат и треугольник маленького размера;

2.        Составить маленький и большой квадраты;

3.        Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;

4.        Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

«Исправь ошибку»

Детям предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

«Найди и назови»

Задачи: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед детьми раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

«Сложи квадрат»

Задачи: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

1.        Разложить кусочки квадратов по цвету

2.        По номерам

3.        Сложить из кусочков целый квадрат

4.        Придумать новые квадратики.

«Какой?»

 Задачи: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные

 Материал: ленты разной длины и ширины .

 Ход игры: На столе разложены ленты, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее-короче, шире-уже. Дети проговаривают используя прилагательные.

«Угадай игрушку»

Задачи: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

 Материал: 3-4 игрушки (по усмотрению воспитателя)

 Ход игры: Воспитатель рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки. Дети угадывает игрушку.

«Угадай, где?»

Задачи: развивать умение определять пространственные направления от себя.

 Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя

 Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а дети должны  ее найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Вам нужно найти игрушку. Сначала сделайте  два шага вперед, поверните  направо,  сделайте  три шага вперед… и т. д. »

Лото «Геометрические фигуры»

 Задачи: Развитие представлений о геометрических фигурах

 Материал: Карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и т. д. форм.

 Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением геометрических фигур и просит найти предмет такой же формы.

«Подбери игрушку»

Задачи: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Подбери фигуру»

Задачи: развивать умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Почему овал не катится?»

Задачи: познакомить детей с фигурой овальной формы, развивать умение различать круг и фигуру овальной формы

СодержаниеНа фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры, похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Назови и сосчитай»

Задачи: развивать умения  детей считать звуки, называя итоговое число.

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, предметы, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям  предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

«Хватит ли?»

Задачи: развивать умения детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

СодержаниеВ. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

 

«Собери фигуру»

Задачи: упражнять детей  вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

СодержаниеВ. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

«Когда это бывает?»

       Задачи: закрепить знание детей о частях суток,  развивать речь, память.

        Ход игры:  Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

«А что потом?»

        Задачи: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

        Ход игры:  Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?»  Передает камешек другому ребенку.

        Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

«Какое число рядом»

Задачиупражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному .

Материал. Мяч.

Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

«Разделим пополам»

Задачи: упражнять детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги. 

Раздаточный материал: у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ». Аналогично: с кругом.

Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.

 

«Встань на место»

Задачи: упражнять детей - в счете в пределах 10.

Содержание. Педагог говорит: «Сейчас мы поучимся подбирать карточки, на которых нарисовано поровну разных предметов» и предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано у них на карточке. Далее объясняет задание: «Я буду называть числа, дети выходят, встанут в ряд и покажут всем свои карточки, назовут, сколько предметов у них нарисовано. Вопросы: «Поскольку предметов у них нарисовано?» и т. д

.

«Назови скорей»

Задачи: усвоение последовательности недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.

 «Путешествие в булочную»

Задачи: упражнять  детей делить предметы на 2, 4 равные части складыванием и разрезанием, устанавливать отношения между целым и частью.

Содержание. «Сегодня вечером я пойду в булочную за хлебом, - говорит  В. - мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разделит буханку? Возьмите прямоугольник, это как будто буханка хлеба. Разделите его так, как разрезал бы буханку продавец. Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из 2-х равных частей. А теперь обе половины. Соедините их вместе, как будто остался целый прямоугольник (Сравнивают целую часть с половинами. Находят 1, 2 части). Догадайтесь, как разделил бы продавец, если бы мне было достаточно четвертушки хлеба. Правильно, он бы разделил буханку на 4 части и дал бы мне одну их из них. Второй прямоугольник дети делят на 4 части.

«Кто правильно подберет картинку»

Задачи: развивать умение подбирать указанное число картинок, объединив родовым понятием «мебель», «одежда», «обувь», «фрукты».

Содержание. В. размещает на столе картинки предметов мебели и одежды слева, овощей и фруктов справа и предлагает детям поиграть в игру «Кто правильно подберет указанное число картинок?» В. объясняет задание: «У меня на столе картинки предметов мебели и одежды, овощей и Фруктов. Я буду вызывать сразу несколько детей. Выиграет тот, кто правильно подберет столько картинок разных предметов, сколько я скажу». Выполнив задание, дети рассказывают, как составили группу, посколько в ней предметов и сколько их всего.

                         ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП:

                                            ( для детей 3 – 4 лет)

«Найди предмет»

Задачи: развивать умение  сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ход игры:Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

«Подбери фигуру»

Задачи: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Ход игры: Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

«Три квадрата»

Задачи: поупражнять  детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие». Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню из своих квадратов» - говорит воспитатель.

«Геометрическое лото»

Задачи: развивать умения  детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Ход игры:Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Соберем бусы»

Задачи: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур. Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д. Ход игры:Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Игры и упражнения на развитие мышления:

«КТО, ЧТО ЛЮБИТ?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

«КЛАССИФИКАЦИЯ»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

«НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ» : развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

«НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».

Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

«ЧЕРЕДОВАНИЕ»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

«СЛОВА НАОБОРОТ»
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

«БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)»
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.

Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

«ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ»
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

«НЕЛЕПИЦЫ»
Предложите детям рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите детей найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторизированная программа "Веселая математика"

Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Программа «Веселый оркестр» (дополнительное образование для детей 6-7 лет в области игры на музыкальных инструментах) художественно-эстетической направленности

Аннотация на программу дополнительного образования «Весёлый оркестр»Цель: развитие музыкальных способностей детей и создание творческого коллектива через  обучение игре на музыкальных инструмента...

Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет

Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселая математика"

На дополнительных занятиях дети в игровой форме изучали состав числа,знакомились с понятиями длина,объем,площадь. Решали логические ребусы,составляли фигуры "Танграм"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая математика"

Дополнительная общеразвивающая программа. В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоен...

Программа «Веселая математика», 2022 г.

Методические разработки...