Программа «Веселая математика», 2022 г.
методическая разработка (средняя группа)

Казьмина Анна Александровна

Методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-_veselaya_matematika_2018-19gg.docx88.64 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №22 «РОДНИЧОК»

УТВЕРЖДАЮ

Директор АОУ детский сад №22

________________ Леваева А.А.

                                                                                                       №____от_____________2018г.

Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста

 

«ВЕСЕЛАЯ  МАТЕМАТИКА»

на 2018-2019 учебный год

C:\Users\Дом\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\87a0f32463bf79d788ac338037b5fafc_big.jpg

Автор программы:

                                                  Казьмина А.А.

 

  

  г. Долгопрудный

2018 г.

Введение

   Быстро пролетят, промчатся, промелькнут оставшиеся до начала учебного года месяцы, и вот он первый звонок, возвещающий о приходе маленьких первоклашек, с надеждой взирающего на учителя как на фокусника, который в классе для того, чтобы неизменно поражать их чудесами.

   Тревожатся и сомневаются родители будущих первоклассников, не совсем ясно представляя, что ожидает их любимых детей в стенах школы. Да ещё и программы разные, и учебники не знакомые! Как он пойдёт в школу? Понравится ли ему учительница? А он ей? Подружится ли с одноклассниками? Как сделать то, чтобы исполнилась мечта ребёнка «получать одни пятёрки»?

   Ещё есть время, как следует подготовиться к школе, сделать обучение радостью.

   Переход ребёнка из детского сада в школу является переломным моментом в его жизни. Это естественно. И нужно сделать многое, чтобы этот переход был для детей безболезненным. А это задача воспитателей детского сада, родителей и …учителей. Родителей так же, как и детей, надо готовить к школе. На родительском собрании познакомить с программами, по которым обучают детей в школе, с новыми учебниками, рассказать об особенностях обучения, чтобы родители имели возможность поразмыслить, взвесить возможности ребёнка, выбрать систему, по которой предстоит обучаться их малышу.

   Воспитателям необходимо вдумчиво объяснять родителям, как нужно готовить ребёнка к обучению, больше беседовать о том, как дети работают на занятиях, давать советы по повышению активизации детского мышления.

   Главная задача, которая стоит перед воспитателями и родителями, создавать общую установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Ребёнка следует более подробно и правильно знакомить с предстоящей ролью ученика. Важно объяснять ему, что в школе нужно не столько гулять, играть (как было в детском саду), сколько, много и серьёзно трудиться. Учитель – добрый и строгий человек. Добрый для тех, кто прилежен, послушен, трудолюбив. Строгий - для ленивых, недисциплинированных. Но он очень любит всех своих учеников.

  Ведь всем хорошо известно: если человек чего – то хочет, к чему – то стремится, он добивается желаемого, и, если встречает известные трудности, они его уже не пугают, тем более тогда, когда в новой, сложной работе ему помогает, разъясняет, показывает как нужно работать, внимательный и знающий учитель. Вот почему среди всех задач самой главной задачей является создание общей положительной направленности будущего ученика на школу.

   Ребёнка нужно учить всем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: учить правильно пользоваться предметами, окружающими его, именно научить действию, а не знаниях о предметах быта.

   Нужно учить играть – сначала просто оперировать с игрушками, подражая реальным действиям, их логике, последовательности. Потом, только потом, когда ребёнок умеет самостоятельно действовать разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми.  

   Когда ребёнок проходит этот «игровой» путь, он приобретает очень многое, значительно продвигается в своём развитии. Сначала формируются, осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимная зависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дальше – нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. Ребёнок, играя, учится планировать свои действия и это помогает ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности. Но чтобы игра дала ребёнку всё, что может дать, его надо учить играть.

     Вдобавок, все эти виды деятельности ребёнку интересны, они дают возможность получить удовлетворение от преодоления трудностей, от достижения намеченного результата, учат настойчивости, в общем, развивают те качества, которые необходимы ребёнку в школе.

   Ещё, как видно из опыта, в раннем дошкольном возрасте совершенно необходимо научить ребёнка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой – раз есть уши – услышит. Но, к сожалению, это не так. Стихийный опыт, который ребёнок приобретает сам, конечно, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой для школьного обучения. Даже то, что ребёнок видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, можем оказаться «не увиденным» в сознании, неосознанным, непонятным. А ведь именно впечатления от окружающего мира, от наблюдений за неживой природой, её объектами, явлениями закладывают первые основы мироощущения ребёнка. И мы, взрослые, можем и должны научить его быть внимательным к тому, что его окружает. Необходимо расширять кругозор детей, который у них и так достаточно велик.

     Готовя малыша к школе, родители иногда вырабатывают у ребёнка ошибочные навыки: дети считают на пальцах, неверно держат ручку, неправильно называют звуки. Переучивать таких детей очень трудно. Необходимо до школы вырабатывать у детей ряд простых и сложных привычек: здороваться и прощаться, благодарить за оказанную помощь, правильно попросить что – либо с использованием «волшебного» слова «пожалуйста»; воспитывать ответственность при выполнении любого дела, внимательное отношение к людям, привычку сдерживать свои порывы, привычку к дисциплинированному поведению.

   Но также следует предостеречь взрослых от ошибки, которую они совершают: не стремитесь раньше времени втискивать в ребёнка школьную премудрость. Главное для ребёнка быть активным, сообразительным, раскрепощённым. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества так же важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. Всего этого трудно, а может быть, даже невозможно достичь скучными для ребёнка занятиями школьного типа. Куда лучше организовать игры – занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными. Нужно дать ребёнку в игре проявить выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться в жизни. Самое главное в игре – похвалить малыша за успехи, находить его достижения и воздерживаться от порицаний за его ошибки. 

 

 

Программа по курсу:

«Веселая математика»

Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по математике создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса и служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять меж-предметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.

Основные содержательные линии

В Примерной программе по математике, так же как в федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования, представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Они конкретизируются с учетом специфики математики как учебного предмета. В первом разделе выделены темы «Целые неотрицательные числа», «Арифметические действия с числами», «Величины», во втором – «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Дети учатся использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

         Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы « Математика» Л.Г.  Петерсон, 2004.

  На изучение данного курса отводится 25 часов в год (1 час в неделю) занятие – 20 минут.

  Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

    Петерсон  Л.Г. «Игралочка – ступенька к школе.  Математика». - Ч. 1. – М.: Ювента,2012.

   Методические и дидактические, раздаточные  материалы. – М.: Ювента, 2010.

Подготовительный этап обучения математике имеет две основные цели: внутреннюю, дидактическую – подготовка к продолжению образования и внешнюю – формирование качеств мышления и личности, развитие творческих сил детей, формирование у них математической грамотности.

     В группе дети знакомятся со сравнением предметов их свойствами:

           - основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал; сравнение предметов по цвету. Форме, размеру, материалу;

           - выделение признаков сходства и различия;

           - сравнение по длине, ширине, высоте, вместимости;

           - объединение предметов в совокупность по общему признаку;

           - выделение части совокупности, нахождение «лишних»

             элементов;

           - сравнение совокупностей по количеству предметов путём    

             составления пар;

           - равенство совокупностей;

           - поиск и составление закономерностей;

           - поиск нарушения закономерности.

     Ребята знакомятся с числами 1 - 8:

           - числа и цифры от 1 до 8;

           - понятия «один» и «много»;

           - образование последующего числа путём прибавления 1;

           - количественный и порядковый счёт от 1 до 8»

           - знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 8;

           - формирование умения соотносить цифру с количеством.          

     Дошкольники знакомятся с пространственно – временными представлениями:

           - уточнение отношений: на – над – под, слева – справа – посередине,    спереди – сзади,  сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче;

           -  раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

           - установление событий, последовательность дней в неделе,      месяцев в году.  

          Знакомятся с геометрическими фигурами:

           - распознание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник,

           - треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб;

           - сравнение и раскраска фигур;

           - выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

В результате изучения курса «Веселая математика» дошкольник должен знать/понимать:

        - основные свойства предметов: цвет, форма, размер;

        - последовательность чисел от 1 до 8, уметь читать, записывать     эти числа;

        - понятия о сохранении количества;

        - простейшие геометрические фигуры.

        уметь:

         - объединять совокупности предметов в одно целое;

         - выделять часть совокупности с помощью составления пар;

         - находить закономерность и продолжать её;

         - устанавливать пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, спереди – сзади, перед, после, между и др.;

         - сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости;

         - соотносить запись чисел 1 – 8 с количеством и порядком элементов;

         - сравнивать совокупности предметов путём составления пар, и на основе этого – сравнивать числа в пределах 8;

         - распознавать простейшие геометрические фигуры;

         - находить в окружающей обстановке предметы, схожие по форме.

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

         - для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

         - решения  задач,  связанных  с  бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

          -  оценки величины предметов на глаз;

          - самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

   Программа рассчитана на 25 недель, по 1 часу в неделю (академический час – 20 минут). Общее количество часов - 25.

№п/п

Наименование

услуги

Форма проведения занятий

Наименование курса

Количество занятий в неделю

Всего часов

1.

Программа дополнительного образования

Групповая

«Веселая математика»

1 занятие

(по 20 минут)

25

часов

  Программа имеет несколько отличительных особенностей:

1.     Основное отличие состоит в том, что внимание с содержания обучения переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются;

2.     Характерной особенностью программы является комплексность, т.е. каждые 4 или 8 часов занятий объединены одной темой;

3.     Большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных особенностей детей;

4.     Большое внимание уделяется развитию обще-учебных навыков и навыков совместной учебной деятельности родителей и детей;

5.     В каждое занятие включены факультативные упражнения и задания, которые могут быть использованы или не использованы в зависимости от уровня развития детей в группах.

   Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором качеств. Это умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.

        Работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов:

·        Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресо-образующих факторов учебного процесса.

·        Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми.

·        Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

·        При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

      Данные принципы отражают современные научные взгляды на основы организации развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению здоровья детей.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

   

Цель программы - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Задачи программы:

1.        Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

2.       Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

4.       Развитие общих учебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.

5.       Развитие умений общения со взрослыми, сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека.

6.     Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.

 7.  Расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

.        Содержание рабочей программы

Весь материал, изучаемый в курсе математики, разбит на четыре раздела:

     Раздел I: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И СОВОКУПНОСТЕЙ  (5 занятий):

  1. Раньше, позже. - Учимся представления об изменении предметов со временем. Закрепление умения считать в пределах трех, соотносить с количеством
  2. Сравнение по ширине.        - Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», формировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «широкий», «узкий».
  3. Сравнение по длине. - Уточнить понимание слов «длинный», «короткий», формировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов.
  4. Сравнение по толщине. - Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», формировать умение сравнивать предметы по толщине, по длине.
  5. Выше, ниже. - Уточнить понимание слов «высокий» и «низкий», закреплять умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер.

В этом разделе учащиеся знакомятся с общими понятиями:

           - основные свойства предметов: цвет, форма, размер,    материал; сравнение предметов по цвету. Форме, размеру, материалу;

           - выделение признаков сходства и различия;

           - сравнение по длине, ширине, высоте, вместимости;

           - объединение предметов в совокупность по общему признаку;

           - выделение части совокупности, нахождение «лишних»

             элементов;

           - сравнение совокупностей по количеству предметов путём    

             составления пар;

           - равенство совокупностей;

           - поиск и составление закономерностей;

           - поиск нарушения закономерности.

     В конце изучения раздела учащиеся должны ЗНАТЬ: 

           - основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.

     Должны УМЕТЬ:

           - объединять совокупности предметов в одно целое;

           - выделять часть совокупности с помощью составления пар;

           -  определять равенство совокупностей;

           - находить закономерность и продолжать её;

           - находить нарушения закономерности.

                Раздел II . ЧИСЛА 1 – 8 (8 занятий).

  1.   Счет до четырех. Число и цифра 4. – Познакомить с числом и цифрой 4, учимся считать до четырех, соотносить цифру с количеством. Формировать опыт преодолевать затруднения (под руководством воспитателя) способом «спросить у того, кто знает».
  2. Счет до пяти. Число и цифра 5. - Познакомить с числом и цифрой 5, учимся считать до 5, соотносить цифру с количеством. Тренировать умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству
  3. Пара.         - Познакомить с понятием «пара» как двух предметов, объединённых общим признаком; повторяем изученный материал, развиваем логику.
  4. Числовой ряд. - Знакомимся с представлением числовой ряду опыт обратного счета от 1 до 5. Учимся понимать и ориентироваться в числовом ряду.
  5. Счет до шести. Число и цифра 6. - Познакомить с числом и цифрой 6, учимся считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством, развиваем логику.
  6. Порядковый счет. - Познакомить с понятием порядковый счет, учимся ориентироваться какое число следует за данным; повторяем изученный материал, развиваем логику.
  7. Счет до семи. Число и цифра 7. - Познакомить с числом и цифрой 7, учимся считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством, развиваем логику.
  8. Счет до восьми. Число и цифра 8. - Познакомить с числом и цифрой 8, учимся считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством.

     Учащиеся знакомятся с:

           - числа и цифры от 1 до 8;

           - понятия «один» и «много»;

           - образование последующего числа путём прибавления 1;

           - количественный и порядковый счёт от 1 до 8»

           - знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 8;

           - формирование умения соотносить цифру с количеством.          

    В конце изучения раздела учащиеся должны ЗНАТЬ:

           - числа и цифры от 1 до 8;

           - понятия «один» и «много»;

           - образование последующего числа путём прибавления 1;

           - количественный и порядковый счёт от 1 до 8;

           - наглядное изображение чисел 1 – 8.

     Должны УМЕТЬ:

           - соотносить цифру с количеством.  

     Раздел III: Пространственно – временные отношения (5 занятий) Учащиеся знакомятся с пространственно – временными представлениями:

  1. Вверху, внизу. - Уточнить пространственные отношения: «вверху», « внизу», «верхний», «нижний», тренировать в речи и правильно использовать эти слова. Соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, сравнивать численность групп предметов.
  2. Внутри, снаружи. - Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи. Сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру.
  3. Впереди, сзади, между.         - Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи.
  4. Ритм. (Поиск и составление закономерностей)        - Формировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.
  5. План.         - Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Закрепить пространственные представления.

В этом разделе учащиеся знакомятся с общими понятиями:

           - уточнение отношений: на – над – под, слева – справа – посередине,    спереди – сзади,  сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче;

           -  раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

           - установление событий, последовательность дней в неделе,      месяцев в году.  

          В конце изучения раздела учащиеся должны ЗНАТЬ:

              - отношения: на – над – под, слева – справа – посередине,    спереди – сзади,  сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче,

              - раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;

              - последовательность дней в неделе, месяцев в году.  

          Должны УМЕТЬ:

              - соотносить между собой отношения: на – над – под, слева – справа – посередине,    спереди – сзади,  сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, раньше – позже,  вчера – сегодня – завтра;

              - устанавливать последовательность  событий, дней в неделе,  месяцев в году.  

  Раздел IV: ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (7 занятий):

  1. Квадрат - Познакомить с геометрической фигурой квадрат как общей формой некоторых предметов; умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур, познакомить с некоторыми свойствами квадрата. Закрепить умение считать до четырех.
  2. Куб - Познакомить с геометрической фигурой куб и некоторыми его свойствами, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.
  3. Овал - Формировать представление об овале; умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры овальной формы среди разной формы.
  4. Прямоугольник - Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник; умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры прямоугольной формы среди фигур разной формы.  Повторяем изученный материал, развиваем логику.
  5. Цилиндр. - Познакомить с геометрической фигурой цилиндр и некоторыми его свойствами, и среди других фигур. Умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.
  6. Конус. - Познакомить с геометрической фигурой конус и некоторыми его свойствами, и среди других фигур. Умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки.
  7. Призма и пирамида. - Познакомить с геометрическими фигурами призма и пирамида, и некоторыми их свойствами. Умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке, среди других фигур.

     Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами:

           - распознание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник,

           - треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб;

           - сравнение и раскраска фигур;

           - выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

       В конце изучения раздела учащиеся должны ЗНАТЬ:

            - основные геометрические фигуры.

       Должны УМЕТЬ:

           - сравнивать и раскрашивать фигуры;

           - выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Занимательная математика» дошкольник должен знать/понимать:

        - основные свойства предметов: цвет, форма, размер;

        - последовательность чисел от 1 до 8, уметь читать, записывать     эти числа;

        - понятия о сохранении количества;

         - простейшие геометрические фигуры.

        уметь:

         - объединять совокупности предметов в одно целое;

         - выделять часть совокупности с помощью составления пар;

         - находить закономерность и продолжать её;

         - устанавливать пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, спереди – сзади, перед, после, между и др.;

         - сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости;

         - соотносить запись чисел 1 – 8 с количеством и порядком элементов;

         - сравнивать совокупности предметов путём составления пар, и на основе этого – сравнивать числа в пределах 8;

         - распознавать простейшие геометрические фигуры;

         - находить в окружающей обстановке предметы, схожие по форме.

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

         - для ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

         - решения  задач,  связанных  с  бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

          -  оценки величины предметов на глаз;

          - самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Сравнение предметов и совокупностей

5

2.

Числа 1 - 8

8

3.

Пространственно-временные отношения

5

4.

Геометрические фигуры

7

Календарно - тематическое планирование

№п/п

Наименование темы

Элементы содержания

Количество часов

Календарные сроки

1.

Раньше, позже.

Учимся представления об изменении предметов со временем. Закрепление умения считать в пределах трех, соотносить с количеством

1

октябрь

2.

Счет до четырех. Число и цифра 4.

 Познакомить с числом и цифрой 4, учимся считать до четырех, соотносить цифру с количеством. Формировать опыт преодолевать затруднения (под руководством воспитателя) способом «спросить у того, кто знает».

1

октябрь

3.

Квадрат

Познакомить с геометрической фигурой квадрат как общей формой некоторых предметов; умение распознавать квадрат в предметах окружающей обстановки и среди других фигур, познакомить с некоторыми свойствами квадрата. Закрепить умение считать до четырех.

1

октябрь

4.

Куб

Познакомить с геометрической фигурой куб и некоторыми его свойствами, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур.

1

октябрь

5.

Вверху, внизу

Уточнить пространственные отношения: «вверху», « внизу», «верхний», «нижний», тренировать в речи и правильно использовать эти слова. Соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, сравнивать численность групп предметов.

1

ноябрь

6.

Сравнение по ширине.

Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», формировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «широкий», «узкий».

1

ноябрь

7.

Счет до пяти. Число и цифра 5.

Познакомить с числом и цифрой 5, учимся считать до 5, соотносить цифру с количеством. Тренировать умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству

1

ноябрь

8.

Овал.

Формировать представление об овале; умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры овальной формы среди разной формы.

1

ноябрь

9.

Внутри, снаружи.

Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи. Сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру.

1

декабрь

10.

Впереди, сзади, между.

Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи.

1

декабрь

11.

Пара.

Познакомить с понятием «пара» как двух предметов, обьединенных общим признаком; повторяем изученный материал, развиваем логику.

1

декабрь

12.

Прямоугольник.

Познакомить с геометрической фигурой прямоугольник; умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры прямоугольной формы среди фигур разной формы.  Повторяем изученный материал, развиваем логику.

1

январь

13.

Числовой ряд.

Знакомимся с представлением числовой ряду опыт обратного счета от 1 до 5. Учимся понимать и ориентироваться в числовом ряду.

1

январь

14.

Ритм. (Поиск и составление закономерностей)

Формировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.

1

январь

15.

Счет до шести. Число и цифра 6.

Познакомить с числом и цифрой 6, учимся считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством, развиваем логику.

1

февраль

16.

Порядковый счет.

Познакомить с понятием порядковый счет, учимся ориентироваться какое число следует за данным; повторяем изученный материал, развиваем логику.

1

февраль

17.

Сравнение по длине.

Уточнить понимание слов «длинный», «короткий», формировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов.

1

февраль

18.

Счет до семи. Число и цифра 7.

Познакомить с числом и цифрой 7, учимся считать до семи и обратно, соотносить цифру 7 с количеством, развиваем логику.

1

март

19.

Сравнение по толщине.

Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», формировать умение сравнивать предметы по толщине, по длине.

1

март

20.

Выше, ниже.

Уточнить понимание слов «высокий» и «низкий», закреплять умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер.

1

март

21.

План.

Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве. Закрепить пространственные представления.

1

апрель

22.

Счет до восьми. Число и цифра 8.

Познакомить с числом и цифрой 8, учимся считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством.

1

апрель

23.

Цилиндр.

Познакомить с геометрической фигурой цилиндр и некоторыми его свойствами, и среди других фигур. Умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.

1

апрель

24.

Конус.

Познакомить с геометрической фигурой конус и некоторыми его свойствами, и среди других фигур. Умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки.

1

апрель

25.

Призма и пирамида.

Познакомить с геометрическими фигурами призма и пирамида, и некоторыми их свойствами. Умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке, среди других фигур.

1

май

Литература и средства обучения

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Петерсон Л.Г. «Игралочка».  –  Математика для детей 4-5 лет. - Ч. 1. – М.: Ювента,2012.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

     1.   Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000

2.  Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000

3.   Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Игралочка» - методические рекомендации. – М. : «Баласс», 2010.

     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.   Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.

2.   Гаврина С.Е.Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 4-5 лет.. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

     3.   Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 4 до 7 лет. – М., 2000

     4.   Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.

    5.    Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.

    6.   Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

    7.   Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.

    8.   Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

    9.   Чупина Т.В. Геометрия для малышей. Лучшие упражнения для детей 4-5 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.

    10.  Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.

         СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Карточки. - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Пронина О.В. Комплект наглядных пособий для 1 класса. Математика. Ч. 1, 2, 3. – М.: Баласс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторизированная программа "Веселая математика"

Авторизированная программа "Веселая математика" для детей старшего возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселая математика"

На дополнительных занятиях дети в игровой форме изучали состав числа,знакомились с понятиями длина,объем,площадь. Решали логические ребусы,составляли фигуры "Танграм"....

Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая математика» для детей от 3 до 5 лет

Пояснительная запискаДополнительная  общеразвивающая  программа  социально-педагогической направленности «Веселая математика» (далее Программа) для детей  от 3 до 5 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая математика"

Дополнительная общеразвивающая программа. В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоен...

Консультация для родителей «Веселая математика дома» 02.12.2022 г.

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений уже с 3 лет могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспеч...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...