Образование чисел 4 и 5. Счет и отсчет предметов в пределах 5. Различие геометрических фигур.
методическая разработка по математике (старшая группа)

Екатерина Юрьевна Тонкошкурова

Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе

Лексическая тема: «Мебель».

Математическая тема: «Образование чисел 4 и 5. Счет и отсчет предметов в пределах 5. Различие геометрических фигур».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе

Лексическая тема: «Мебель».Математическая тема: «Образование чисел 4 и 5. Счет и отсчет предметов в пределах 5. Различие геометрических фигур».

Программные задачи: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

По математике: Коррекционно-логопедические:

Закрепить знания о цифрах:

1. Закрепить представления полным предложением, детей об образовании чисел 4 и 5.

2. Учить употреблять числительное, пересчитывать предметы , с существительным, согласуя их .Устанавливать равенство и в роде, числе и падеже, неравенство между предметами.

Закрепить знания геометрических фигур:

3. Упражнять в назывании геометрических фигур круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

4. Совершенствовать  предлоги: слева, справа, около. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивать логическое мышление.

Лексический материал: Мебель, стол, стул, шкаф, кровать, диван, табурет.

Ход занятия:

Дети, отгадайте загадку: «Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки». (Стол).

И еще одну загадку:

«Хоть у нас четыре ножки,Мы не мышки и не кошки,Хоть мы и имеем спинки,Мы не овцы и не свинки,Мы не кони, хоть на насВы садитесь много раз». (Стулья).Чем похожи эти загадки? (У этих предметов по четыре ножки).Как можно стол и стулья назвать, одним словом? (Мебель).

У меня на доске много разных картинок с изображением предметов. Уберите лишние картинки, а оставьте с мебелью. (Стол, стул, кровать, шкаф, диван).

Сколько вы отобрали предметов? (Один стол, один стул, одну кровать, один шкаф, один диван).

Дети, послушайте из какого произведения С.Маршака эти строчки?

«Здесь у меня столовая,Вся мебель в ней дубовая.Вот это стул – на нем сидят,Вот это стол – за ним едят» («Кошкин дом») Кто пришел к кошке и просился у нее пожить? (Котята). Дети, но в нашей истории случилось, чудо. Кошка вдруг неожиданно стала доброй и приняла к себе племянников жить. А они есть хотят, их надо накормить, посадить за стол. Но как же их надо посадить, сколько надо стульев? Что нужно кошке сделать сначала? (Кошка должна сначала посчитать котят). Давайте поможем кошке. (Один котенок, два котенка, три котенка, четыре котенка, пять котят. Всего пять котят). Разложите цифры по порядку от 1 до 5.

Найдите цифру 5 на числовой лесенке и поставьте ее рядом. Какой рукой мы считаем: правой или левой? В каком направлении? (Слева направо). А теперь посчитайте, сколько стульев приготовила кошка? (Дети считают, показывая и называя каждое число, согласуя существительное с числительным). Всего четыре стула. Поставьте рядом цифру, которая показывает число стульев.

Дети, хватит ли стульев для котят? Сколько не хватает? Какое число больше 4 или 5? Как нам проверить, что вы правы? (Нужно каждого котенка посадить на стул).

Добавьте еще один стул. Сколько стало стульев? (Пять стульев). Поставьте рядом цифру, которая показывает пять стульев. Как у вас получилось пять стульев? (К четырем стульям мы добавили еще один, и стало пять стульев).

Что можно теперь сказать про котят и стулья? (Их стало поровну, по пять). Кошка напоила котят чаем, и все были очень довольны. 

Физкультминутка.

 (Координация слова с движением.)Раз, два, три, четыре (Хлопают в ладоши).

Много мебели в квартире. (Прыгают на месте).

В шкаф повесим мы рубашку, (Делают повороты туловищем вправо, влево.)

А в буфет поставим чашку (Поднимаем руки вверх и потягиваются.) Чтобы ножки отдохнули. (Трясут каждой ногой.)

Посидим чуть-чуть на стуле. (Приседают на корточки.)

А когда мы крепко спали, (Кладут руки под щёку.)

На кровати мы лежали,А потом мы с котом посидели за столом. (Хлопают в ладоши.)

Чай с вареньем дружно пили. (Прыгают на месте.)

Много мебели в квартире. Н. Нищева

– Дети, у кошки в доме много мебели и она просит нас о помощи сделать у неё перестановку.Все предметы ее мебели имеют свою форму.

Представьте, что лист бумаги – это комната.

(Показываю на круг и спрашиваю: «Что это такое?» (Круг). Какой предмет имеет форму круга? (Стол). Где можно поставить стол? (В центре комнаты). Что похоже на эти квадратики? (Табуреты). Сколько их? Как их расставить? (Около стола, с четырех сторон).

В правом верхнем углу поставим телевизор в форме – овал;

На что похожа эта геометрическая фигура? (Прямоугольник). Где можно поставить кровать? (Около стены) в правом нижнем углу – кровать.

Какая это фигура? (Треугольник). Что имеет эту форму? Тумбочка под телевизор. Где она должна стоять? (В углу) – в правом верхнем углу.

– в левом верхнем углу шкаф – жёлтый прямоугольник;

- в левом нижнем углу большой цветок – красный треугольник;

Дидактические игры «Скажи наоборот» .

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;

Большой – маленький;

Высокий – низкий;

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Вверху – внизу;

Слева – справа;

Вперед – назад;

Один – много;

Снаружи – внутри;

Легкий – тяжелый.

Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул?Дети: Ниже стола.Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?Дети: Уже дороги.Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?Дети: Короче линейки.Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?Дети: Тоньше верёвки.Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?Дети: Младше сестры.Воспитатель: Молодцы!

Ребята, давайте поиграем. Игра – на внимательность и называется «Верно – неверно». Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой- утром солнышко встает;- по утрам нужно делать зарядку- нельзя умываться по утрам- днем ярко светит луна- утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД- ночью люди обедают- ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА- В неделе 7 дней- За понедельником следует среда- после субботы идет воскресение- перед пятницей стоит четверг- всего 5 времен года- Весна наступает после лета

Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

Какие задание вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее. Сказочные друзья тоже приготовили нам сюрприз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа НОД по ФЭМП в средней группе на тему: «Счет и отсчет предметов в пределах 5. Задания куклы Даши».

-упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу;-учить сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности (с помощью палоч...

Конспект занятия по ФЭМП "Счет и отсчет предметов на слух, на ощупь (в пределах 5)"

Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах пяти).Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом....

Конспект занятия «Счет и отсчет предметов в пределах 5. Значение понятий «далеко — близко»

Цель:Совершенствовать навыки в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.Формировать умение соотносить количество предметов с числом.Закрепление знаний геомет...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет и отсчет предметов в пределах 5 по образцу».

Данный конспект поможет воспитателю упражнять детей  в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу....

Конспект занятия «Счет и отсчет предметов в пределах 5. Значение понятий «далеко — близко»

Конспект занятия «Счет и отсчет предметов в пределах 5. Значение понятий «далеко — близко».Цель: Совершенствовать навыки в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и н...