ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika_saveleva.docx | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Войсковицкая средняя общеобразовательная школа №1» структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
На Педагогическом совете Приказ МБОУ
Протокол № от 31.08.2021г. № от 31 .08.2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Срок освоения программы 1 год
Составитель-разработчик:
Воспитатель: Савельева Е.И.
Гатчинский муниципальный район
2021г.
Содержание:
1.2. Цель, задачи и методы реализации программы 4
1.3. Актуальность образовательной программы 5
1.4. Принципы и подходы к формированию программы 5
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6
2.2. Мониторинг развития детей 7
2.3 Календарно-тематическое планирование 8
2.4. Взаимодействие с родителями 20
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 21
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды 21
3.2. Организация деятельности и режим экологического кружка: 22
3.3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования 22
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по дополнительному образованию "Занимательная математика" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;
-ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13. г №1155);
-СанПин 2.4.1.3049-13;
-СанПин 2.4.4.3172-14;
-Устав ДОУ;
В данной программе учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели в соответствие с ФГОС дошкольного образования (Приказ №1155 от 1 октября 2013 года) и СанПином (максимально допустимым объемом образовательной нагрузки). Программа разработана для детей 6-7 лет, срок реализации 1 год.
В основе данной программы лежит системно-деятельный подход, который позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
1.2. Цель, задачи и методы реализации программы
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания, рациональное совмещение игровой и познавательной деятельности с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций.
Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Образовательные задачи:
-формирование геометрических понятий и отношений;
-формирование и развитие пространственных представлений;
-формирование умений работать в группе и подгруппе;
Развивающие задачи:
-развитие логического мышления, представление о множестве;
-развитие умения выявлять свойства в объекте (форма, цвет, величина) и называть их;
-развитие творческого воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;
Воспитательные задачи:
-воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, самостоятельности;
-воспитание воли, терпения, настойчивости;
-формирование культуры общения друг с другом.
Методы работы и обучения
-игровые: дидактические, игровые упражнения, игротека, соревнование;
-словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение;
-наглядные: демонстрация образцов, показ педагогом приемов исполнения, примеры готовых образцов, работа по образцам;
-практические: тренировочные упражнения, выполнение тренировочных заданий;
-аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоконтроль, самоанализ, опрос.
1.3. Актуальность образовательной программы
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
Особенность данной программы состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели. Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию. В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения, которых ребёнок находится в творческом поиске. Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Предполагаемая наполняемость группы 16 человек.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Целевые ориентиры в развитии ребёнка (планируемые результаты) по формированию элементарных математических представлений
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы определяют не уровень развития ребёнка, а те характеристики (качеств, умений, навыков, показателей психического и физического здоровья и др.), на развитие которых ориентируются педагоги и родители.
Планируемые результаты.
К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей должны быть развиты:
-арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
-произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
-основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
-творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
-навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
-желание заниматься математической деятельностью;
-составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
-определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
-составлять различные формы из палочек по образцу;
-сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
-выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
-осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
-выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
Разделы рабочей программы:
«Количество и счет»
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
«Определение величины»
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Решение логических задач»
Использование пособий: блоки Дьёнеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
2.2. Мониторинг развития детей
В соответствии с требованиями ФГОС ДО мониторинга развития детей не проводится с целью контроля реализации программы. Однако для педагога важно иметь объективную картину развития каждого ребёнка, поскольку на основе диагностических данных выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, корректируется содержание работы, подбирается и адаптируется тематический репертуар.
Основной метод педагогической диагностики – систематическое наблюдение и анализ процесса деятельности детей и продукта деятельности.
В ходе реализации данной программы предполагаем получить следующие результаты:
-научить ребёнка формировать цель, выделять главное, отбрасывая несущественные признаки и факты;
-планировать свои действия, предвидя результат;
-классифицировать предметы и явления по определённому признаку: обобщать, разбивать целое на части для манипулирования;
-способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
-развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания свойств и отношений, обследование, сопоставления, группировка, упорядочение, разделение;
-развитие у детей логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
-развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнения, классификациях);
-воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук.
2.3 Календарно-тематическое планирование
Учебно-тематическое планирование.
Раздел | Тема | Цель |
1. | «Количество и счет» | Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. |
2. | «Геометрические фигуры» | Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. |
3. | «Определение величины» | Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения |
4. | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. |
5. | «Решение логических задач» | Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). |
Календарно-тематическое планирование работы кружка
«Занимательная математика».
Дата | Занятие | Содержание работы (тема) | Задачи | Дидактические игры | Материалы оборудование | |
Октябрь | Занятие1. | Количество и счет. | Числа и цифры от 1 до 4. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки + и -. | «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. | Набор цифр и знаков. | |
Занятие2 | Величина. | Большой, маленький, поменьше. | «Достань мяч» Цель: закрепить понятие величины. | Мячи разных размеров | ||
Занятие3. | Ориентировка во времени. | Знакомство с названием осенних месяцев. | «Назови пропущенное слово» Цель: закрепить знания о днях недели.
| Наглядное пособие, лист в клетку | ||
Ориентировка в пространстве. | Ориентировка на листе бумаги. | Графический диктант «Ключ» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. | Наглядное пособие, лист в клетку | |||
Занятие4. | Геометрические фигуры. | Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. | «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. «Как Круг и Квадрат отправились в поход»- Математическая сказка. | Счетные палочки, блоки Дьенеша | ||
Ноябрь | Занятие1. | Количество и счет. | Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. | «Матрешки» Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. | Набор цифр, знаки, набор матрешек | |
Занятие2. | Величина. | Длинный, короче, еще короче, самый короткий | «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине. | Ленты разных размеров | ||
Занятие3. | Ориентировка в пространстве. | Понятия: лево -право, впереди, сзади. | «Как расположены фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?» | Геометрические фигуры | ||
Ориентировка во времени. | Повторение названий осенних месяцев. Части суток. | «Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?» | Наглядное пособие | |||
Занятие4. | Геометрические фигуры. | Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. | «Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Какие фигуры видишь?» «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?». | Палочки Кюизенера, геометрические фигуры. | ||
Декабрь | Занятие1. | Количество и счет | Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. | «Поездка» Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше. «Яблоко» -Математическая сказка | Набор цифр | |
Занятие2. | Величина. | Часть и целое. | «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. «Снеговики». | Наглядное пособие | ||
Занятие3. | Ориентировка во времени и в пространстве. | Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. | «Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. «Путешествие» Цель: учить ориентироваться в пространстве. «Назови пропущенное слово», «Найди игрушку», «Найди похожую», | Лист в клетку | ||
Занятие4. | Геометрические фигуры | Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. | «Сложи фигуру» Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. | Счетные палочки | ||
Январь | Занятие1. | Количество и счет. | Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших. Решение примеров на сложение и вычитание. Знаки <,>. | «Встань на свое место» Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
| Набор цифр и знаков | |
Занятие2. | Ориентировка во времени и в пространстве. | Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. | «Домик» Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках. | Презентация «занимательная математика» | ||
Занятие3. | Величина. | Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. | «Чем отличаются полоски?» Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине. | Полоски из бумаги | ||
Занятие 4. | Геометрические фигуры. | Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. | «Где какие фигуры лежат» Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. «Сколько треугольников?», «Кто где живет?» | Набор геометрических фигур | ||
Февраль | Занятие 1. | Количество и счет | Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. | «Живые числа» Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. | Набор цифр | |
Занятие 2. | Геометрические фигуры | Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур Повторение названий геометрических фигур. | «Кто быстрее найдет предмет?» Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом. | Счетные палочки | ||
Занятие 3. | Ориентировка во времени и пространстве | Дни недели. Месяцы зимы. Части суток. | «Часики» Цель: учиться ориентироваться во времени, временах года. «Куда бросим мяч?» Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве. | Шаблоны | ||
Занятие 4. | Величина. | Длинный - короткий. Часть и целое. | «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. «Где, чей дом?» | Шаблоны | ||
Март | Занятие 1. | Количество и счет. | Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки <,>. Составление чисел из двух меньших. | «Аэродром» Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки» | Шаблоны с занятиями | |
Занятие 2. | Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | «Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров | Шаблоны с занятиями | ||
Занятие 3. | Геометрические фигуры | Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур | «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. «Гном строит дом» | Счетные палочки, геометрические фигуры | ||
Занятие 4. | Ориентировка во времени и в пространстве. | Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. | «Угадай, где стоит» Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь» | Плакат, мяч | ||
Апрель | Занятие 1. | Количество и счет | Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. | «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. «Теремок»-Математическая сказка «Игры с разноцветными прищепками» | Наглядный материал | |
Занятие 2. | Геометрические фигуры | Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. | «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. «Укрась коврик», «Что на что похоже?». | Геометрические фигуры | ||
Занятие 3. | Ориентировка во времени в пространстве | Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток. Ориентировка на листе бумаги в клетку. | «Найди нужную картинку». Цель: учить овладевать пространственными представлениями. «Времена года», «Назови скорей» Цель: формирование знаний о днях недели. | Наглядный материал | ||
Занятие 4. | Величина | Сравнение предметов по всем показаниям величины. | «Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров | Игрушки разных размеров | ||
Май
| Занятие 1. | Количество и счет. | Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. | «Каких кружков больше» Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10 «Сколько разных игрушек» Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет. «Напиши цифру». | Картинки | |
Занятие 2. | Геометрические фигуры | Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. | «Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. | Карандаши, лист | ||
Занятие 3. | Величина | Деление предметов на 8 части. Сравнение целое и части. | «Чем отличаются части лент?» Цель: учить в сопоставлении 8 предметов по длине. | Круг, ленты разных размеров | ||
Занятие 4. | Ориентировка в пространстве и во времени. | Работа в тетради в клетку. Графический диктант «Ключ». Повторение названия месяцев года. | «Подумай и закрась» Цель: развивать умение выделять признаки предметов. «Назови скорее», «Нарисуй правильно» | Лист в крупную клетку |
2.4. Взаимодействие с родителями
Формы работы с родителями:
- сотрудничество через консультации,
- родительское собрание,
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Тематический план сотрудничества с родителями.
Цель: заинтересовать родителей в совместной работе по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Занимательная математика» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а также обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. Для этого были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем» (советы родителям по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша дома), «Вместе с мамой» (активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях).
Месяц | Формы работы |
Октябрь | Наглядно информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы дополнительной программы «Занимательная математика» |
Ноябрь | Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических представлений Вашего ребёнка». |
Декабрь | Консультация для родителей «Логические задачи» |
Февраль | Консультация для родителей: «Математика в жизни малышей». |
Март | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять пройденный материал в домашних условиях». |
Апрель | Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических представлений у детей». |
май | Совместное итоговое занятие «Путешествие в страну математики» |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (далее – РППС) соответствует требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со Стандартом создание РППС учитывает цели и принципы Дополнительной общеразвивающей программы, возрастную и гендерную специфику для реализации программы.
В соответствии с ФГОС ДО РППС обеспечивает:
-охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству;
-чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.
Для работы по дополнительной общеразвивающей программы по формированию элементарных математических представлений функционирует сама группа, оснащенная всем необходимым оборудованием.
Материально-техническое оснащение группы: наличие необходимого освещения, рабочих мест, водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе обучения.
В группе создана математическая зона, включающая материалы и оборудование:
-Обучающие настольно-печатные игры по математике;
-Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
-Геометрические мозаики и головоломки;
-Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
-Тетрадь в крупную клетку;
-Простой карандаш; набор фломастеров;
-Линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
-Счетный материал;
-Набор цифр;
-Компьютер;
-Интерактивная доска.
3.2. Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – среда, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 16.30 – 17.00 ч продолжительностью 30 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в подготовительной группе с детьми 6-7 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.
3.3. Методическое обеспечение программы дополнительного образования
1. З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников.
2. Е. В. Колесникова. Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
3. З.А.Михайлова. Математика – это интересно.
4. Е.А. Ульева. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Серия «По дороге в школу»
5. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа – М.: Мозайка-Синтез, 2015.
6. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2015.
7. И.Г. Медеева. Дошкольная математика. Часть 1. Арифметика. Часть 2 Серия «Школа до школы» .
8. В.П. Новикова. Математика в детском саду для детей 6-7 лет.
9. Прописи:»Пишем по клеточкам», «Учим цифры№, «Готовимся к школе», «Первая пропись».
10. О.В. Белякова. 100 лучших игр для подготовки детей к школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»
В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...
Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».
laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»
Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет
Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...
Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...
Образовательная программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Развивайка»
Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — в...