Образовательная программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Развивайка»
рабочая программа по математике (старшая группа)

Ахметова Гульназ Масабиховна

Как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — внимание и память, мы­шление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Однако для эффективного развития детей средст­вами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов — в том числе и дошкольное детство — стал ступенькой для следующего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность: как известно, математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества учащихся — внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Однако для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов — в том числе и дошкольное детство — стал ступенькой для следующего.

Цель программы: содействие формированию элементарных  математических представлений у детей 5-6 лет.

Задачи программы:

1) Способствовать формированию мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Способствовать развитию мыслительных операций:

• анализ свойств исследуемых объектов или явлений;

• сравнение свойств предметов;

• обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;

• распределение предметов в группы по выбранному свойству;

• классификация.

3)Содействовать формированию  умения понимать правила игры и следовать им.

4)Способствовать развитию вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5)Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6)Содействовать увеличению объема внимания и памяти.

7)Способствовать формированию произвольности поведения, умению целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Принципы:

Принцип психологической комфортности

Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, уважительного отношения, моральной поддержки и взаимопомощи; создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

Принцип деятельности

Освоение детьми окружающего мира осуществляется не путем получения детьми готовой информации через трансляционное объяснение, а через самостоятельное (под руководством взрослого) её «открытие» и освоение в активной деятельности.

 Принцип минимакса

Обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом, на уровне своего возможного максимума при обязательном достижении каждым дошкольником базового уровня (минимума).

Принцип целостности

При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

Принцип вариативности

Детям систематически предоставляется возможность собственного выбора, у них формируется умение осуществлять осознанный выбор информации, способа действия, оценки, поступка и др.

 Принцип творчества

Образовательный  процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип непрерывности

Обеспечиваются преемственные связи между дошкольной подготовкой и начальной школой на уровне технологии, содержания и методик с позиций формирования готовности детей к дальнейшему обучению, труду и саморазвитию.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельностных способностей.

Организационные условия реализации программы.

Срок проведения: с 01.10.2019 по 31.05.2020.

Количество занятий в год: 33

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Время проведения: 16.15

Форма организации: групповая

Длительность занятий: 25 мин.

Место проведения кружка: групповое помещение

Ресурсное обеспечение: методические  рекомендации для воспитателей; дидактические материалы для детей; рабочие тетради для детей.

Основное содержание программы.

Методы:

- Словесный метод обучения (объяснения, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- Метод игры (дидактические игры  на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- Наглядный (с помощью материалов: картин, рисунков, плакат, фото).

Приемы:

- Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение;

- Одушевление того, о чем сообщается на занятии;

- Эстетическая подача знака;

- Игровые упражнения с речевым сопровождением, направленные на развитие общей и мелкой моторики, закрепление математических понятий;

- Графические работы и работы по образцу;

- Дидактические игры и упражнения с применением раздаточного материала (плоскостных геометрических фигур, цифр, числовых карточек, счетных палочек).

Прогнозируемые результаты.

 К концу года дети должны  уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей (групп) предметов;

- объединять совокупности предметов, выделять их части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;

 -считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными  числительными;

- называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом стоящие числа;

- сравнивать числа в пределах 10, опираясь на наглядность;

- соотносить запись чисел 1–10 с количеством предметов, определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 5 на основе предметных действий;

- сравнивать длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

- в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;

- определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево), показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта;

- правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа – слева, выше – ниже, раньше – позже и т.д.), выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на клетчатой бумаге (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

Тематический (учебный) план.

Тема

Кол.зан.

Первое полугодие

1

Повторение

1

2

Свойства предметов и символы

1

3

Таблицы

1

4

Таблицы

1

5

Число  9. Цифра 9

1

6

Число 0 . Цифра 0

1

7

Число 10 . Запись числа 10.

1

8

Сравнение групп предметов. Знак = .

1

9

Сравнение групп предметов. Знак = .

1

10

Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠

1

11

Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠

 

1

12

Сложение.

1

13

Сложение.

1

Второе полугодие

14

Переместительное свойство сложения.

1

15

Переместительное свойство сложения.

1

16

Сложение.

1

17

Сложение.

1

18

Вычитание.

1

19

Вычитание.

1

20

Сложение и вычитание.

1

21

Сложение и вычитание.

1

22

Сложение и вычитание.

1

23

Столько же, больше, меньше.

1

24

Знаки « <,> »

1

25

На сколько больше? На сколько меньше?

1

26

На сколько длиннее?

1

27

Измерение длины.

1

28

Измерение длины.

1

29

Объёмные и плоскостные фигуры.

1

30

Сравнение по объёму.

1

31

Измерение объёма.

1

32

Измерение объёма.

1

33

Повторение (таблица)

1

Диагностика  (Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка — ступенька к школе», часть 3. Практический курс по развитию математических представлений у детей 5—6 лет. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2012г.)

Диагностические задания

Умения выделять и выражать в речи признаки  сходства и  различия  отдельных предметов и совокупностей.

 Дидактическая игра «Похож – не похож»

Ребенок рассматривает картинки для сравнения (например: желтая груша, зеленое яблоко, круглый будильник, арбуз; другой набор: круглый двухцветный мячик, помидор, огурец, красное яблоко)

3балла – ребенок правильно выделяет сходства и различия предметов по разным признакам (арбуз и яблоко круглые и зеленые (сходство), но арбуз полосатый (отличие); арбуз, яблоко и груша – съедобные, а будильник – нет, яблоко, будильник и арбуз – круглые, а груша – нет и пр.)

2 балла – ребенок правильно выделяет некоторые признаки сходства и различий у предметов, а остальные – в ответ на наводящие вопросы взрослого.

1 балл – самостоятельно не может выделить никаких признаков сходства и различия, только в ответ на наводящие вопросы взрослого.

Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Дидактическая игра

«Часть и целое»

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки, машинки), объединяет их в одну группу и называет.

Вопросы и задания:

Сосчитай количество частей «группы игрушек».

- сколько их? (три)

- какие это части? (первая часть куклы, вторая часть – мишки, третья часть - машинки).

- посчитай количество игрушек каждой части.

- чего больше?

- в какой части игрушек меньше?

- что можно сказать об этой части игрушек? (она самая маленькая)

Примечания: можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм.

3 балла – ребенок выделяет составные части предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого)

2 балла – ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой.

Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях. После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую и самую маленькую часть

1 балл – ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями.

Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

Дидактическая игра «Жадные медвежата». Наглядный материал: две тарелки разного размера, на которых одинаковое количество семечек.

На двух тарелках рассыпаны семечки. Как убедить медвежат в том, что на каждой из них равное количество семечек, не пересчитывая их? Покажи. (Дети должны показать, что семечек на тарелке поровну, измеряя их объём единой меркой, например маленьким стаканом.)

3 балла - ребенок безошибочно самостоятельно выполняет задание. 2 балла - выполняет задание с помощью воспитателя. 1 балл - понимает, что необходима мерка. Затрудняется в измерении.

Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Дидактическая игра «Вкусные конфеты». Материал: лист бумаги с нарисованными цифрами 0,3, 5, 8. 10

1. Посчитай в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

2. Посмотри на цифры, написанные на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет.

3 балла - ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2.

2 балла - ребенок правильно считает в прямом порядке до 10, делает пропуски при счете в обратном порядке; допускает не более одной ошибки при выполнении задания 2.

1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 10, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2.

Умение соотносить цифру с количеством предметов.

Дидактическая игра «Скажи сколько»

Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- посчитай солдатиков. Сколько всего их? (аналогично с другими группами предметов)

 Затем воспитатель смешивает предметы.

Вопросы:

- посмотри на предметы. Скажи какая по счетыу бабочка? Солдатик? и.т.д.

3 балла – ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»

2 балла – ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопрос «Сколько?», но допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?»

1 балл – ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов

Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги.

Игра «Волшебная точка».

Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш.

Задание: от заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево.

3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки.

2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо).

 1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок.

Умение называть части суток, дни недели

Дидактическая игра

«Наш день», «Назови соседей»

1) Ребенок рассматривает картинки, изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении всего дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и.т.д.

Задание: разложи картинки, по порядку начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь (сутки)

2) Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?

А какой день недели следует за четвергом? И.т.п.

3 балла – ребенок справляется с заданием, не сделав ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.

2 балла – ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

1 балл – ребенок не справляется с заданием даже поле наводящих вопросов.

Сформировано                                         17-21 баллов

На стадии формирования баллов           11-17  баллов                                

 Не сформировано                                    7-11баллов

Список использованной литературы:

1) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка — ступенька к школе», часть 3. Практический курс по развитию математических представлений у детей 5—6 лет. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2012г.

2) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Демонстрационные и раздаточные материалы к курсу «Игралочка — ступенька к школе», часть 3. — М.: Ювента, 2012г.

3) Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка — ступенька к школе», часть 3. Иллюстрированное учебное пособие для детей 5—6 лет. — М.: Ювента, 2012г.

4) О.М.Дьяченко   «Чего на свете не бывает» (занимательные игры    от 3-6 лет) Москва, Просвещение  1991 г.

5) А. Кузнецова « 205 развивающих игр для детей 3-7 лет» (Москва, Дом XXI век,2007 г.)

6) М. И. Багаутдинова «Весёлые  минутки» Уфа, 2003 г.

7) И.Васильева «Графические диктанты. Клеточка за клеточкой» Москва «Стрекоза» 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра – это...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математические ступеньки»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...

Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) «Весёлая Математика»

Цель и задачи программыЦель:Создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, через развитие интеллектуальной сферы: мышления, внимания, памяти, восприятия.Задачи:Ра...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Математический калейдоскоп» для детей 4-5 лет

Цели программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи ...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»

Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель:  организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе «Занимательная математика»

В настоящее время проблема формирования элементарных математических представлений является одной из наиболее важных и актуальных задач в рамках подготовки детей к школе. Математика представляет широки...