Технологическая карта открытого занятия по ФЭМП в средней группе "В гости к белочке"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Занятие по формированию элементарных математических представлений ориентировано на интеллектуально – познавательное развитие детей 4-5 лет в свете реализации ФГОС ДО. Интеграция с другими образовательными областями: коммуникация, социализация, развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_po_matemat._srn._gr.docx | 33.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область | Познавательное развитие. | |||||||||
Возраст детей, группа | 4-5 лет, средняя группа дошкольного возраста | |||||||||
Тип НОД | Открытие новых знаний | |||||||||
Тема НОД | Счет до пяти. | |||||||||
Цель | Закрепить представление о числе 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством. | |||||||||
Задачи | 1) закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству; 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля. | |||||||||
Материал | Демонстрационный: изображение белки, изображение грибов и орехов, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов. Раздаточный: по 5 карточек с изображением орехов и грибов (на каждого ребенка), карточки для счёта по одной (на каждого). Карточки с изображением цифр 1, 2, 3, 4, 5 по одной на каждого. | |||||||||
Этапы технологии «Игровая ситуация» | Деятельность воспитателя | Методы, приемы | Деятельность воспитанников | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |||||
I. Введение в игровую ситуацию | - Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я получила необычное письмо. А вот кто нам его прислал, вы узнаете, отгадав загадку. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? Правильно, это белка! Мне написала белочка по имени Маша с просьбой о помощи. И вот, что она пишет. Зачитывание письма детям. Воспитатель предлагает детям посмотреть на изображение. — Как вы думаете, где живёт белочка Маша? (В лесу.) — Вы хотите помочь белочке? (Да.) — Поедем? (Да) — На чем можно добраться до леса? Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается поезд. | Беседа Диалог | Дети подходят к педагогу, включаются в процесс. | Настрой на предстоящую деятельность. Организация поведения. | Приветствие, включение в диалог. | |||||
Этапные задачи. | Мотивировать детей на включение в игровую деятельность. | |||||||||
II. Актуализация знаний. | Игра «Билет на поезд». — Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет.) — Где покупают билеты? (В кассе.) — Как называется человек, который продает билеты? (Кассир.) — Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько детей.) Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда (если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете). Проводник забирает билет. Если на карточке, которую выбрал ребенок, не 4 предмета, то воспитатель просит ребенка-пассажира пересчитать предметы. Все пассажиры на местах, билеты проверены — можно ехать. Звучит песня «Чух-чух, паровозик». После окончания песни включается мелодия «Звуки леса» Приехали в лес. — Слышите? Вот мы с вами и приехали в лес. Как надо вести себя в лесу? (Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес — это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т. п.) | Беседа Игровой метод Словесная инструкция | Дети подходят к столу-кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными на них предметами. Карточек столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 5 предметами. Карточки лежат вперемешку. Дети самостоятельно покупают билеты. Дети выполняют движения в соответствии с текстом Дети встают со стульев — выходят из поезда — и идут в лес. | Формирование произвольного внимания, памяти. Умение удерживать учебную цель. | Ответы детей. Выполнение действий. | |||||
Этапные задачи | 1) актуализировать представления о числе 4 и о понятии «столько же»; 2) закрепить умение считать в пределах четырех; 3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля; 4) организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение, речь, воспитывать бережное отношение к природе. | |||||||||
III. Затруднение в игровой ситуации | Игра «Белкины помощники» (начало). На столах лежит по два комплекта грибов (5 шт) и орехов (5 шт). — Мы пришли на полянку, где живёт белочка Маша. Ее бельчата-озорники Прыг и Скок спрятали и перемешали все оставшиеся после зимы орешки и грибочки. И теперь нам нужно помочь белочке найти и сосчитать все её припасы. — Сперва белочка нашла 4 грибочка. — Затем белочка отыскала ещё столько же орешков. — Сколько орешков вы выложили перед собой? (Четыре.) - Сколько стало у вас грибов и орехов? (Поровну). — Почему вы выложили 4 орешка? (Потому грибов — 4, значит орехов — тоже 4, а 4 и 4 — поровну.) Вдруг белочка нашла еще один грибочек. — Сколько теперь стало грибов? Возникает затруднение — как правильно сосчитать дальше? (некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до пяти). | Фиксация затруднения Словесная инструкция Игровой метод | Дети садятся за столы по 4 человека. Дети отсчитывают 4 картинки с изображением грибов и кладут перед собой. Дети под изображением грибов кладут картинки с изображением орехов. Дети берут один гриб и кладут его рядом с остальными. Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждого грибочка: один, два, три, четыре... | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения | Практическое действие Ответы детей | |||||
Этапные задачи | 1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 5, счета до пяти; 2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; 3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление. | |||||||||
IV. Открытие нового знания | Игра «Белкины помощники» (продолжение). — Что же нужно сделать, чтобы узнать количество грибов? (Надо узнать, как считать дальше.) — Кто знает, какое число следует при счете за числом четыре? Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, многие дети уже умеют считать до 5, поэтому большинство из них назовут число 5. Воспитатель хвалит детей: — Молодцы! Вы нам очень помогли! Затем он просит всех детей посчитать до пяти. Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать — «спросить у того, кто знает». Воспитатель подводит итог: что при счете за числом 4 идет число 5. — Как получилось 5 грибов? (Было 4, добавили еще один, и получилось 5.) — Чего теперь у белочки стало больше? (Больше грибов.). - На сколько грибов больше, чем орехов? (На один) - на сколько орехов меньше, чем грибов? (На один). — Как сделать так, чтобы грибов и орехов стало поровну? Воспитатель предлагает добавить один орех. — Сколько теперь стало орехов? (Пять) Делается вывод: 5 и 5 — поровну. Физкультминутка «Лесная зарядка» | Объяснение Беседа Наглядный Игровой метод | Восприятие полученной информации. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: одна грибочек, два грибочка и т.д. Дети должны дать два варианта уравнивания: либо убрать один гриб, либо добавить один орех. | Развитие интереса к новым знаниям. Формирование умственных действий. | Ответы, действия детей. | |||||
Этапные задачи | 1) закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе пять, умение считать до пяти, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих их пяти предметов; 2) сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности. | |||||||||
V. Затруднение в игровой ситуации. | Игра «Белкины помощники» (продолжение). Воспитатель сообщает детям о том, что белочка Маша хочет написать письмо своей сестрёнке Саше и сообщить, сколько грибов и орехов у неё осталось. — Выберите на столе карточку, которую надо послать белочке Саше для того, чтобы она поняла, что Маша нашла по 5 грибов и орехов. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задает детям вопросы: — Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.) — Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число пять.) | Беседа Проблемные вопросы Фиксация затруднения Игровой метод | Каждый ребенок выбирает карточку с цифрой 5. Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5. | Умение фиксировать затруднение, выявлять причину затруднения | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | 1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 5; 2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; 3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление. | |||||||||
VI. Преодоление затруднения. | Игра «Белочкины помощники» (окончание). — Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого-либо спросить.) После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 5. Воспитатель делает вывод: число пять записывается с помощью цифры 5. | Беседа Наглядный метод | Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около карты для счёта. | Нахождение способов решения. | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | 1) познакомить детей с цифрой 5, сформировать у них умение распознавать цифру 5 среди других цифр и соотносить ее с количеством; 2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; 3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь. | |||||||||
VII. Включение нового знания в систему знаний. | Игра «Белкины забавы». Воспитатель предлагает детям убрать со счётных карт орешки с грибами и перемешать их. - Белочка Маша любит раскладывать грибы и орехи, и теперь она знает, как можно сосчитать их. И сейчас мы с вами поиграем в любимую белочкину игру – разложим перед собой её орешки и грибочки. Я буду говорить вам, сколько нужно положить перед собой грибов и орехов, а затем мы вместе их ещё раз пересчитаем. Сперва положите перед собой два грибочка. Затем два ореха. Затем один гриб. Теперь давайте посчитаем, сколько в нашем ряду орехов. Сколько грибов? Сколько всего получилось грибов и орехов? - Молодцы, ребята. Но нас уже ждут в детском саду. Давайте скажем «До свидания» белочке Маше и вернёмся в детский сад. | Словесная инструкция Игровой метод | Дети действуют по словесной инструкции воспитателя и выкладывают в один ряд грибы и орехи. Дети закрывают глаза и считают в обратном порядке от пяти до одного. | Умение использовать полученные знания. Самоконтроль деятельности. | Выполнение действий | |||||
Этапные задачи | 1) организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение, воспитывать бережное отношение к природе; 2) закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов, считать по названному числу, развивать артикуляционный аппарат, речь. | |||||||||
VIII. Осмысление (итог) | - Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Что интересного сделали? Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь белочке посчитать грибы и орехи и написать письмо, потому что закрепили умение считать до пяти и узнали, как записывается это число. | Беседа Диалог | Дети собираются около воспитателя. | Фиксирование достижения цели. Самооценка. | Ответы детей | |||||
Этапные задачи | восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Помощь Зайке".
Технологическая карта открытого занятия по ФЭМП в средней группе по теме геометрические фигуры....
Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в средней группе.
Таблица Технологическая карта фронтальных занятий педагога-психолога в средней группе....
Открытое занятие по ФЭМП в средней группе "В гости к мишке"
Открытое занятие по ФЭМП в средней группе "В гости к мишке"...
Технологическая карта к занятию по ПДД в средней группе
Технологическая карта к занятию по ПДД в средней группе...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «В гости к Фее Считалочке»
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе«В гости к Фее Считалочке»...
Технологическая карта открытого занятия "В мире пластмассы",средняя группа
Технологическая карта открытого занятия "В мире пластмассы",средняя группа...
Технологическая карта открытого занятия по ФЭМП
Учим детей работать с разрезными картинками, с числовой осью, со знаками < и >....