Нетрадиционное занятие по математике по сказке" Гуси лебеди "
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сахаутдинова Рамзия Булатовна
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Раздел: Математика. Тема: «Математическое путешествие по сказке « Гуси- лебеди»». Цель: совершенствовать навыки счета в пределах 10: закрепить умения решать задачи и составлять по ним примеры. Закрепить названия геометрических фигур, дней недели, времен года, месяцев на двух языках. Задачи: Образовательные: -закреплять способность к логическим действиям и операциям -продолжать формировать положительную реакцию на усложнение поставленного задания, используя знаки неравенства. Развивающие: -развивать познавательный интерес детей, их внимание и память, развивать интерес к выполнению заданий. -учить самостоятельно и с небольшой помощью решать проблему, проявляя инициативность и находчивость. Воспитательные: -воспитывать умение работать сообща, совместно решая поставленную задачу. -воспитывать интерес к математике, сказкам. -заботиться и любить природу родного края. Методы и приемы: словесные, игровые, проблемная ситуация. Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникация, восприятие художественной литературы. Предварительная работа: чтение сказок, логические задачки. Материал и оборудование: карточки, цифровой ряд, цифры, знаки неравенства, «дерево желаний». Декорации печки, яблони с яблоками; речка и домик на «курьих ножках». Ход занятия Дети входят в зал под музыку. Выстраиваются полукругом. Приветствуют гостей на двух языках. Воспитатель:_Уважаемые гости, я хочу представить детей старшей группы « Балбобек» (дети, делая шаг вперед, называют свое имя и фамилию, встают на свое место.) _ Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте мы с вами подарим им и себе хорошее настроение. Круг радости: Я хороший человек, хоть еще мне мало лет. Друзьям сердечно говорю: Очень всех я вас люблю! (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям) _Ребята, а вы любите сказки? _ А какие сказки вы знаете, где действие происходит в лесу? _А вы сами хотите попасть в волшебную сказку и совершить по ней путешествие? - А чтобы отправиться в путешествие по сказке, я хочу проверить вашу готовность справляться с любыми трудностями, которые будут у вас на пути. Давайте проведем небольшую разминку, которая позволит определить, хорошо ли вы справляетесь с различными заданиями. Игра с мячом: _ Какой сегодня день недели? _ Какой был вчера день недели? _ Какой будет завтра? _ Сколько всего дней в неделе? -_ Назовите по порядку дни недели. _ Назови выходные дни. Сколько их? _ Какой день недели первый? _ Какая по счету в неделе - пятница? -_Назовите части суток. (ответы детей) _ Молодцы! А кто знает сказку, в которой птицы похитили мальчика? _ Верно! Это сказка « Гуси-лебеди» ( показываю иллюстрацию к сказке) - Давайте вспомним, о чем эта сказка? (зачитываю небольшой отрывок из сказки) - Хотите очутиться в этой сказке и совершить небольшое путешествие и помочь героям сказки? - Кому мы должны помочь? ( Помочь девочке спасти брата, которого похитили « Гуси- Лебеди») - Во время разминки вы показали, что сможете справиться с любыми трудностями. - Ну, что ж, в добрый путь! Но у меня убедительная к вам просьба: в дороге нужно быть предельно осторожным и внимательным! Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: « Друга в беде не бросай, любое задание дружно выполняй!» (дети проговаривают пословицу все вместе) - В путь, ребята! Со мной вы можете ничего не бояться, давайте скажем волшебные слова, которые помогут нам с вами попасть в сказку. Закрывайте глаза и повторяйте за мной: 1, 2, 3, 4, 5- будем глазки закрывать, Надо в сказку нам попасть. Впереди ждут чудеса, Нам опаздывать нельзя! - Открываем глаза…. И, вот мы с вами попали в сказочный, волшебный лес. Ребята, давайте, вспомним, как нужно вести себя в лесу? ( не кричать и не баловаться, не мусорить) - И вот мы уже в сказке. Кто похитил братца Иванушку, когда Машенька его оставила? (гуси) - А вы знаете, сколько было гусей? Послушайте задачку- загадку. Два гуся летят над нами, Три других за облаками. Сколько будет всех гусей? _ А как вы узнали? Ч то вы сделали для того, чтобы узнать, сколько было гусей? ( приглашаю ребенка к доске на опушке леса, записать действие: 2+ 3= 5 ) - А теперь, ребята, когда мы узнали, сколько было гусей, которые похитили мальчика, идем дальше помогать Машеньке. - Чтобы не потеряться в лесу, пойдем цепочкой, держась за руки. ( Идут друг за другом, звучит не громко музыка.) - «Поможем Машеньке, ребята, Братца ей вернуть обратно? Нам нужно Иванушку срочно найти! Но ждут преграды на нашем пути» - Девочка побежала искать братца. Долго бежала она по полям, по лесам. Кто первый встретился Машеньке на пути? ( печка ) Дети подходят к печке.) - Давайте ласково поздороваемся с печкой: Здравствуй, печенька-матушка! ( Диалог детей и печки. Печка дает детям задания, которые не успела выполнить Машенька, потому что торопилась спасать братца Иванушку.) Расставить цифры в порядке возрастания от 1-10. Работа по карточкам. Расставить правильно знаки неравенства. Но сначала вспомним, для чего нужны эти знаки? - Как называются эти знаки? (показываю знаки неравенства) После выполнения этого задания, дети объясняют, какой знак они поставили и почему? 3.Показать цифрой, сколько было ударов в бубен. ( Печка хвалит детей за выполненные задания и угощает детей пирожками в корзинке) Звучит негромко музыка. - А мы с вами будем продолжать наше путешествие. Давайте вспомним, кто следующий встретился на пути Машеньке? ( Яблонька). - Ребята, посмотрите на дерево. Что это за дерево, как оно называется? - Давайте все вместе попросим яблоньку: « Яблонька- душенька, Будь нам подруженькой. Скажи, куда гуси- лебеди полетели, Куда Ваню унести посмели? Выходит « Яблонька» ( Яблонька ведет диалог с детьми на казахском языке) - Я рада, что вы попали к нам в сказку. Хотите, я угощу вас вкусными, наливными яблочками? Но, сначала, я хочу, чтобы вы выполнили мои задания, тем самым помогли Машеньке. - Что растет на яблоньке? - Давайте посчитаем, сколько выросло яблок на яблоньке? ( прямой и обратный счет ) - Сколько яблок красных? - Сколько яблок желтых? - Какое сейчас время года? -Сколько времен года? - Назовите весенние месяцы . - А сейчас, яблонька хочет с вами поиграть. Проводится игра « Четвертый лишний» - Пройдите к столам на лужайке и выполним последнее задание яблоньки. (На доске цифровой ряд) Воспитатель: - Назовите соседей числа 7, 5, 8, 3. - Уменьши число 3 на 1. - Увеличь число 5 на 2. - Какое число находится на 1 шаг впереди 6, 3, 1. - Какое число находится на 2 шага назад от числа 5, 7, 9. -Какой знак нужно поставить между числами 6 и 4, 9 и 3. - Назовите последующее число 7. - Назовите предшествующее число числа 2. - Молодцы! Со всеми заданиями справились, которые приготовила яблонька. За это она вас угощает наливными яблочками. - Ребята, вы немного устали, а впереди у нас еще дорога с трудными испытаниями-заданиями. Давайте отдохнем: На месте шаг. 2- на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два. (ходьба на месте) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем.( поднимают и опускают плечи) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем ( руки перед грудью, рывки руками) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (прыжки на месте) Мы колени поднимаем- Шаг на месте выполняем.(ходьба на месте) Руки вверх, в стороны развели И пошли, пошли за гусями в глушь лесную, Вдруг полянку увидали, Тихо сели, задремали. - Ну, что, отдохнули? (звучит тихая музыка) -« Дальше, дальше мы пойдем К речке быстрой подойдем.» Кто следующий встретился Машеньке на пути? ( речка) - Какая была речка в сказке? ( молочная река, кисельные берега) - Речка хочет вас угостить вкусным кисельком. Но прежде нужно выполнить ее задания. Речка хочет узнать, какими математическими терминами вы владеете. Провожу Д\игру « Скажи наоборот» с мячом. Длинный - короткий Один - много Большой - маленький. Широкий - узкий. Толстый - худой Далеко - близко. Вверху - внизу. Слева - справа. Вперед- назад. Плюс- минус Высокий - низкий. Воспитатель: Реченька-матушка приготовила вам еще задачки- шутки, которые помогут Машеньке освободить братца: (в цветке – кувшинке, на речке, спрятаны задания) - Сколько ушей у трех мышей? -Сколько лап у двух медвежат? -Сколько хвостов у трех котов? - Кто старше трехлетний Петя или пятилетний Саша? -На сосне выросло 2 яблока, а на березе 3 груши. Сколько всего выросло фруктов? _ Составьте задачки по картинкам( 2-3 задачки дети составляют у доски по картинке, дети за столами решают) _ Какие молодцы! И с заданиями речки справились. За это она приготовила вам кувшинчик с кисельком. Но пора продолжать наш путь. Звучит музыка. Дети продолжают идти. Подходят к избушке, на курьих ножках. - Что это? (избушка на курьих ножках.) - А кто в ней живет? Выходит Машенька, плачет, говорит, что Иванушка заперт в избушке Бабы-яги на замок, а ключа, чтобы открыть замок, не может найти. Машенька: Ребята, я вас так долго ждала, вы мне поможете? Но , чтобы найти ключ, ответьте на вопросы: Проводится Игра « Исправь ошибку» ( если да- хлопать, если нет- топать) - По утрам нужно делать зарядку. - Нельзя умываться по утрам. - Днем ярко светит луна. - Утром дети идут в детский сад. - Ночью люди обедают. - В неделе 7 дней. - После субботы наступает воскресенье. - Всего 5 времен года. - После зимы наступает весна. - -Молодцы, ребята! А теперь настало время освободить Иванушку, а то скоро вернется Баба-яга с гусями- лебедями. - Давайте пройдем к столам и попробуем найти ключ. Проводится графический диктант. (нарисовать по клеточкам ключ) - Ребята, что у вас получилось? ( ключ) - Молодцы! Это тот самый ключ. Сейчас я попробую открыть замок. Выходит Иванушка. Машенька обнимает братца, благодарят детей. Машенька вручает детям подарок. Прощаются с детьми и уходят. Анализ занятия: _ Ребята, а что мы хотели с вами сделать, когда отправлялись в путешествие по сказке? ( Помочь Маше спасти братца.) - А мы справились со всеми заданиями, которые были у нас на пути? - Молодцы, вы справились со всеми заданиями, потому что вы очень дружные, умеете считать, решать задачки, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за участие в таком замечательном путешествии. - Ну, а теперь пришло время возвращаться в детский сад: « Будем глазки закрывать, 1, 2, 3, 4, 5- надо в садик нам попасть.» Дети открывают глаза и вместе с воспитателем читают: « Вот мы и в детском саду. Мы в сказке побывали, Очень многое узнали, Возвратились мы назад. Детский сад нам очень рад» Итог занятия - Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Кому помогли? Что вам понравилось в путешествии? - Какие задания выполняли? - Посмотрите, у вас на столах лежат яблоки- красные и зеленые. Кому понравилось наше путешествие И принесло пользу, что вы узнали что-то новое- приклейте к нашему «дереву желаний» красное яблоко, А кто затруднялся -зеленое яблоко. Что бы вы хотели пожелать нашим гостям? (Дети по очереди высказывают свои пожелания гостям) -А вам, дети, я хочу пожелать: « За руки умелые, за ум и смекалку, Сказать спасибо я хочу! Тем, кто трудился, Тем, кто старался. Во что играли мы сегодня, чаще вспоминайте! Что узнали- запоминайте! Дома маме расскажите, ничего не утаите! Любите и уважайте точную науку- математику! ( дети прощаются с гостями и уходят из зала под музыку.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в средней группе по мотивам сказки "Гуси-лебеди"

Цель занятия:Правильно отвечать на вопросы сколько?Совершенствовать навыки счёта в пределах 5.Упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.Зак...

конспект занятия по математике на тему: "Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди" в средней группе

Способствовать формированию навыка порядкого и обратного счёта до 10.Учить соотносить цифры с количеством предметов.Учить детей ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в с...

Призентация и занятие по математике "По следам гусей-лебедей"

Закрепляем знание счета в приедлах 5, пытаемся ориентироваться в пространтсве, развиваем речь и эмоциональное состояние детей. Так же прилагается призентация на эту тему. Занятие проводится во второй ...

Нетрадиционное занятие по математике для обобщения знаний детей в пределах пройденного материала.

Конспект  и презентация для обобщающего занятия по ФЭМП. Обобщение и закрепление нескольки тем: счет в пределах 10 и обратно, уменьшение и увеличение числа на 1 и 2, знание геометрических фигур....

Конспект нетрадиционного занятия по математике

Конспект нетрадиционного занятия по математике в группе среднего возраста...

Нетрадиционное занятие по математике для детей с ЗПР 6-7 лет "Математический чай"

Нетрадициооное занятие по математике для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста позволяет в доступной, игровой форме систематизировать и закрепить знания детей о геометрических фигурах, порядковом ...

Конспект нетрадиционного занятия по математике в средней группе. Тема "Путешествие на кораблике"

Конспект готового занятия Материал позволяет: закрепить знания цифр от 1 до 5,умение соотносить цифру с количеством предметов,умение различать и называть геометрические фигуры,умение различать и ...