Проект. Развитие детского математического творчества при помощи блоков Дьенеша и палочек Кюизинера
методическая разработка по математике
Педагогический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskogo_matematicheskogo_tvorchestva_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 53.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША
И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА
Актуальность проекта.
Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Играть любят не только дети, но и взрослые. Игра объединяет. Там, где родители и дети дружат, вместе трудятся и отдыхают – ссор, непонимания, обид не бывает, и все вопросы решаются легко.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.
В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.
Участники проекта: дети, родители, педагоги. Игры можно начинать проводить с детьми с 3-х лет. Количество детей зависит от поставленной цели, возраста и подготовленности детей.
Цели:
- развитие познавательных интересов и способов умственной деятельности;
- развитие способности самостоятельно и творчески мыслить; видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости;
-расширение кругозора.
Задачи.
Развивать:
- умение творчески мыслить;
- умение конструировать и моделировать;
- умение оперировать предметами, знаками, символами;
- нестандартное мышление;
- воображение, оригинальность, сообразительность, любознательность, память, внимание, логическое мышление;
- психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Формы организации образовательного процесса, виды деятельности.
1. Дидактические игры
2. Подвижные игры (ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
3. Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Автобус», «Почта», «Стройка»);
4. Творческие задания (индивидуальные и коллективные);
5. Конструирование и моделирование (с последующей зарисовкой).
6. Организация выставок, конкурсов.
Ожидаемый результат.
Развитие:
- способности самостоятельно и творчески мыслить;
- способности конструировать по собственному замыслу;
- способности использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи;
- воображения;
- нестандартного мышления;
- оригинальности;
- сообразительности;
- любознательности.
Проявление:
- устойчивого интереса к различным видам детской деятельности;
- интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- инициативы и самостоятельности в организации знакомых игр с небольшой группой детей.
Дидактический материал и техническое оснащение
1. Логические блоки Дьенеша
- Цветные счётные палочки Кюизенера
3.Дидактические игры и пособия:
- «Давайте поиграем»
- «Лепим нелепицы»
- «Дом с колокольчиком»
- « На золотом крыльце»
- «Праздник в стране Блоков»
- «Слуховой диктант»
- «Загадки – обманки»
I этап – подготовительный.
Задачи.
Выявление уровня общих знаний и представлений:
- о геометрических фигурах, их свойствах и признаках;
- знание счёта;
- умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
Формировать умения:
выделять свойства и признаки предметов, группировать предметы в соответствии с их
свойствами и признаками; работать со схемой;
различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета;
использовать заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположение заместителей;
представлять себе предметы по их схематическим изображениям.
Дидактические игры и упражнения: «Посади огород» (8 с. 14), «Сложи картинку» (8 с.19),
«Нарисуй картинку палочками» ( 8 с.52), «Что это такое?» (8 с.72), «На что это похоже?»,
«Поможем художнику», «Волшебные картинки» ( 8 с.73), «Разные дома» ( 8 с.59).
Игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Выкладывание предметов (5.с.1-2, 4-5, 10-12)
-наложением
-по схеме
Игровые упражнения с палочками Кюизенера(1.с.65-66)
«Строим дорожки» (2.с.8), (4.с.2-14)
«Ленточки в подарок» (2.с.9)
«Подбираем ленточки к фартукам» (2.с.10)
На этом этапе проводится мониторинг воображения «Дорисовывание фигур».
Инструкция ребёнку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и нарисовать как можно больше различных предметов. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали».
Сводная таблица диагностики воображения (О. М. Дьяченко) «Дорисовывание фигур»
Ф.И. ребенка | Кол-во образов | Уровень | |||||||||||
1 |
Критерии оценки.
Средний коэффициент оригинальности (Кор ) – количество незачеркнутых ответов разделить на количество детей;
Высокий уровень: Кор ребёнка больше, чем средний Кор на 2;
Средний уровень: Кор ребёнка = ср. Кор (-,+1);
Низкий уровень: Кор ребёнка меньше, чем ср. Кор на 2.
II этап проекта содержит два блока:
1 блок – игры и упражнения с блоками Дьенеша;
2 блок – игры и упражнения с палочками Кюизенера.
1 блок - игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Тема, основные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй | |
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | |||
Какие бывают символы Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину; сравнивать предметы по одному, двум и трем заданным свойствам. Учить понимать символику, соотносить предмет с определенным значком, выделять признаки с опорой на символ. | Д.и. Найди клад» (1.с.14) Д.и. «Домино» (1.с.29) Д.и. «Помоги Чебурашке» (6.с.8) | П.и. «Дорожки» (1.с.27) С - р.и. «Магазин» | «Играем с цветом» (7.с.9), «Запомни» (7.с.11) | Изготовление карточек символов родителями и детьми. |
От символов к кодовому обозначению Развивать представление о символическом изображении предметов. Учить читать кодовое изображение фигур и находить соответствующий блок. | Д.и. «Лабиринт» (6.с.9) Д.и. «Ступени успеха» (3.с.1) Д.и. «Угадай-ка» (1.с.16) Д.и. «Помоги муравьишкам» (1.с.18) | П.и. «Где чей гараж?» (1.с.23) П.и. «Автотрасса» (1.с.19) | С - р.и. «Магазин», «Автобус». | Подготовка и проведение совместного занятия «Путешествие на Поезде» |
Свойства предметов в символическом изображении Закреплять умения выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначать словом или символом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета. | Д.и. «Житейские истории» (3.с.6) Д.и. «Ступени успеха» (3.с.1) Д.и. «Угадай-ка» (1.с.16) Д.и. «Помоги муравьишкам».(1.с.18) | П.и. «Поймай пару» (1.с.21) П.и. «Две дорожки» (1.с.31) П.и. «Поймай тройку» (1.с.32) | С - р.и. «Морские путешествия», «Автобус». | Семинар-практикум «Развитие мыслительных умений с помощью логических блоков Дьенеша» |
Кодирование и декодирование информации Развивать умения кодировать информацию о наличии и отсутствии определенных свойств предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее. | Д.и. «Волшебное дерево» (6.с.13) «Помоги фигурам выбраться из леса» (1.с.37) «Транспорт к выезду готов» (3.с.7) «Восстанавливаем разрушенный город»(3.с.8) | П.и. «Найди меня» (6.с.11) «Хитрые загадки» (авторская) | «Лепим нелепицы» (5.с.6-9) | Круглый стол «Играем вместе». |
Решаем проблемные ситуации Формировать умение детей активно действовать в условиях проблемной ситуации. Закреплять умения работать со схемой, развивать пространственное воображение, графические способности | Д. и. «Помоги фигурам выбраться из леса» (1.с.37), «Транспорт к выезду готов» (3.с.7), «Лабиринты» (3.с.12-14) | С-р. и. «Доставка грузов» (3.с.9), «Восстанавливаем разрушенный город»(3.с.8) | Д. и. «Спеши на помощь» (авторская) С-р. и. «Стройка», «Почта». | Совместное занятие «Домик для друзей» |
Фантазируем и конструируем Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действия, конструктивных способностей, фантазии. Учить испытывать положительные эмоции от правильного решения познавательных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. | Загадки без слов» (1.с.38) «Где спрятался Джерри» (1.с.46) «Угадай, какая фигура?»(1.с.44) «Загадки- обманки» (авторская) | Придумывание загадок; составление схем к загадкам. | «Построй дом» (1.с.45) «Хитрые загадки» (авторская) «Лабиринты» (3.с.12-14) «Доставка грузов» (3.с.9) «Спеши на помощь» (авторская) | Подготовка к выставке фотографий и рисунков по теме «Конструируем из блоков» |
2 блок – игры и упражнения с палочками Кюизенера
Тема, основные задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьёй | |
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | |||
Длина и цвет Формировать представления о том, что одинаковые по цвету палочки равны по длине; Развивать зрительный глазомер, ориентировку в пространстве (понятия «над», «под», «верхняя», «нижняя» ). | «Разноцветные заборы» (2.с.25) «Играем с цветом» (7.с.9), «Запомни» (7.с.11) «Назови число – найди палочку» (1.с.68) «Число и цвет» (2.с.35) | «Путешествие на поезде» (2.с.36) «Дом и мебель для матрешки» (2.с.14) « Цветные числа» | «Разноцветные заборы» (2.с.25) «Назови число – найди палочку» (1.с.68) | Консультация «Как играть с палочками Кюизенера» |
Палочки и число Учить раскладывать палочки в возрастающем и убывающем порядке, сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Учить детей устанавливать соответствие между цветом и числом; выбирать палочки по словесному указанию взрослого. Подвести детей к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число. | «Коврики для кошки и собачки» (2.с.22,24) «Моделируем квадрат» (2.с.11) «Моделируем прямоугольник» (2.с.12) «Подбираем к домику крышу» (2.с.14) «Пирамидка и лесенка» (2.с.19; 4.с.27-28) | «По порядку становись»(2.с.13-14) «Найди пару» (1.с.68-69) | «Найди дом для палочки» (7.с.18) | День открытых дверей «Развитие математических способностей с помощью современных развивающих игр» |
Палочки умеют считать Учить детей определять числовое значение цветных палочек. Формировать умение строить числовой ряд из единиц. Закреплять знания о составе чисел из единиц. Учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу, называть «соседей» данного числа. Закреплять знания о цифрах в пределах 10. Упражнять в умении соотносить количество предметов с цифрой, цветные палочки с числом и цифрой. | «Конструирование плотов на реке» (2.с.34) «О чем говорят числа?» (2.с.38) «Состав числа из единиц» (2.с.42) «Покажи, как растут числа» (2.с.45) «Сломанная лесенка» (2.с.49) «Кто где живет?» (7.с.15) «Какие лесенки умеет строить Незнайка» (2.с.40) «Как Белочка и Еж играли числами» (2.с.48) | «Подбери цифру», « Цветные числа» «Покажи, как растут числа?» (2.с.45) «Как разговаривают числа?» (2.с.50) | «По порядку становись» (2.с.13-14) «Больше – меньше» (7.с.18) «Найди пару» (1.с.68-69) | Совместно с родителями конструирование и фотографирование «Что можно сконструировать из палочек?» |
Измеряем палочками. Условная мерка. Закреплять представление о длине, ширине, высоте предметов, умение сравнивать предметы по этим параметрам, измерять предметы с помощью условной мерки. | «Составление ковриков» (1.с.69), «Составь поезд» (1.с.70 №36-41, 46-48) «Измерение с помощью палочки- марки» (7.с.10) «Узнай длину ленты» (2.с.53) «Измеряем разными мерками» (2.с.54) | «Измерение дорожки шагами» (2.с.52) «Составь поезд» (1.с.70 №36-41, 46-48) | «Поезд», «Заборы высокие и низкие», «Лесенка широкая и узкая», «Мосты через реку» (2.с.25-32) | «Конструируем и рисуем разные предметы » совместно с родителями |
Состав числа из двух меньших . «Цветные семейки».Формировать представление о составе числа из двух меньших в переделах 10. Развивать представление о числе на основе счета и измерения. Познакомить с принципом окраски палочек – «цветные семейки». | «Как еще растут дома из чисел?» (2.с.43) «Кто в домике живет?» (2.с.44) «Палочки можно складывать» (2.с.56) «Палочки можно вычитать» (2.с.57) | «Как узнать номера домов на новой улице?» (2.с.45) «Построй многоэтажный дом» (авторская) | «Такие разные дома» (авторская) | Открытое занятие «Домик для друзей» Круглый стол «Поиграем в кростики» |
Складываем и вычитаем «Кростики» Учить находить палочки, по сумме равные двум данным, находить разность чисел. Развивать способность действовать в уме. Закреплять навыки работы с палочками Кюизенера, моделировать с помощью палочек. Развивать комбинаторные, конструктивные способности. | Игра-конструирование «Собачка» (2.с.16), «Кошечка» (2.с17) «Слуховой диктант» (авторская) «Детская железная дорога» (2.с.61) «Конструирование цифр» (7.с.20) | «Кростики», « Слуховой диктант» (авторская); «Посудная лавка» | Конструирование на свободную тему; «Кростики»; «Посудная лавка» | Конструирова- ние с последующей зарисовкой по темам: - транспорт - здания - животные и птицы - посуда - человек-робот |
III этап – заключительный.
Выставка фотографий и рисунков по теме «Конструируем из блоков».
Организация выставки детского творчества по темам:
- «Загадочные животные»;
- «Такие разные дома»;
- «Транспорт вчера, сегодня, завтра».
Проведение итогового мониторинга воображения «Дорисовывание фигур»
Сводная таблица диагностики воображения (О. М. Дьяченко) «Дорисовывание фигур»
Ф.И. ребенка | Кол-во образов | Уровень | |||||||||||
1 |
Критерии оценки.
Средний коэффициент оригинальности (Кор ) – количество незачеркнутых ответов разделить на количество детей;
Высокий уровень: Кор ребёнка больше, чем средний Кор на 2;
Средний уровень: Кор ребёнка = ср. Кор (-,+1);
Низкий уровень: Кор ребёнка меньше, чем ср. Кор на 2.
Выводы.
В результате реализации проекта у детей появляется интерес к учению, развивается творческое начало, инициатива, настойчивость, самоконтроль, которые в дополнении к интеллекту и приобретённым умениям и навыкам составляют творческую направленность личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по развитию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на тему "Путешествие в Африку".
Конспект НОД с подгруппой детей 6-7 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера ....
мастер-класс для педагогов "Формирование элементарных математических представлений с помощью блоков Дьенеша"
блоки Дьенеша...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с использованием блоков Дьенеша и палочки Кюизенера в старшей группе
Конспект НОД с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера в старшей группеТип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).Цель: формирование элементарных математических представлений и ин...
Проект "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛОКОВ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА ".
Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
Проект «Занимательный мир игры» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера средняя группа
Содержание дошкольного образования постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых методов обучения. Внедрение новых технологий позволяет разнообразить совместную деятельность с дет...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера для детей с нарушением интелекта
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизинера для детей с нарушением интелекта...
Проект «Занимательный мир игры» с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера средняя группа
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Родители всегда радуются, когда ребенок хорошо соображает.А можно ли добиться, чтобы ребенок стал умнее? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регуляр...