Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с использованием блоков Дьенеша и палочки Кюизенера в старшей группе
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект НОД с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера в старшей группе
Тип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).
Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Солнышко» Цивильского района
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с использованием блоков Дьенеша и палочки Кюизенера в старшей группе
Выполнила:
Скуратова Ирина Александровна,
воспитатель старшей разновозрастной группы «Радуга»
Цивильск 2020 г.
Конспект НОД с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера в старшей группе
Тип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).
Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.
Программные задачи:
Образовательные:
• Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений посредством дидактических игр и игровых заданий.
• Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции.
Развивать умения выкладывать из цветных счетных палочек схемы чувашских узоров.
• Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь на чувашском языке и на русском языке, навыков свободного общения со взрослым.
• Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.
Воспитательные:
• Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности и художественно - эстетическому труду.
• Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.
• Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
- Воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край
Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, изготовить схемы; подбор оборудования.
Предварительная работа с детьми: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»; индивидуальные занятия, аппликация из геометрических фигур; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».
Формы организации ООД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Используемые методы, приемы и технологии:, дидактическая игра и упражнение; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические): конструирование; физ. минутка; поощрение; анализ НОД.
Словарная работа (закрепление терминов): одинаковые, разные, а так же названия форм, размера, цвета, толщины.
Материал и оборудование:
Раздаточный материал: печатные карточки-задания с заданием.
Дидактические средства (демонстрационный материал): чувашский костюм; учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера», мольберт, изображение чувашской вышивки, печатные карточки со схемами, мешок,
Оборудование: аудиозапись отрывка «Илемле», мобильный телефон, фотоаппарат.
Ожидаемый результат:
• Развитие элементарных математических способностей, представлений о параметрах «большой - маленький», «толстый - тонкий»
• Знания о форме, размере, цвете, толщине геометрических фигурах; умение изображать и выкладывать рисунок из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств.
• Навыки культуры речевого общения, совершенствования нравственного отношения к окружающему, умение работать коллективно.
Ход занятия:
Звучит аудио запись из чувашской песни («Илемле)
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся с нашими гостями. А теперь на чувашском «Ырё кун!»
Скажите пожалуйста что эта за песня звучал?
Ребята: Чувашская.
Воспитатель: Значит в какой мы республике живем?
Ребята: Чувашской.
Воспитатель: Молодцы! «У чувашского народа сто тысяч песен, сто тысяч слов, сто тысяч вышивок», - говорил чувашский просветитель И.Я.Яковлев. Что же такое чувашская вышивка ребята?
Ребята: это чувашский традиционный узор.
Воспитатель: Молодцы! (Маттур!) Чувашская вышивка (чăваш тĕрри) – это чувашский традиционный узор. Рассмотрев любую вышивку можно заметить, что в её основе лежит геометрия: отрезки, ломаные, квадраты, ромбы и треугольники, окружности, круг и его сегменты, овалы, разные углы и стрельчатые обрамления. Вот сегодня мы с вами отправимся в мир чувашской вышивки. Нас встречает моя подруга Нарспи (Ырё кун пултёр Нарспи).
Поиграем в игру которая нам приготовила Нарспи.
Дидактическая игра «Чувашский узор» ( «Чаваш узоре»)
Цель: Развивать умения выкладывать из цветных счетных палочек схемы чувашских узоров.
Материал: набор палочки Кюизенера, карточки с изображением чувашских узоров.
Ход игры: Дети берут любой узор, какой им нравиться. И начинают делать данный узор. Воспитатель уточняет, чем им понравился узор.
Воспитатель: Молодцы справились заданием! Ребята вы знаете что Чувашии как и в Турции ткали ( т.ртне) ковры. Эти ковры ткали наши пробабушки. Они днями и ночами делали различные узоры на них. Давайте мы с вами попробуем сделать ковёр.
Дидактическая игра «Сделай ковер» («Ковир»)
Цель:
Материал: палочки Кюизенера, карточки.
Ход игры: Детям раздаются карточки с изображением ковра. Они должны собрать этот ковер. Воспитатель подходит, к каждому ребенку и проверяет, получается ли у него данный ковер.
Пальчиковая игра:
Утром пальчики проснулись (разжимают кулачки),
Потянулись (напрягают, разводят пальцы)
И встряхнулись (встряхивают кисти),
Крепко-крепко обнялись (имитация рукопожатия),
За работу принялись («закатывают рукава»),
Налепили куличей (ладошки «лепят» пирожки),
Стали звать к себе гостей (приглашающие движения кистями рук),
Заиграли на рояле (имитируют игру на клавишах)
И весь день протанцевали (ручки «танцуют»).
Воспитатель: А теперь мы с вами посмотрим с вами рисунки «Масмак». Масмак– часть женского головного убора в виде ленты с вышитым узором. Скажите, пожалуйста, в каком цвете украшена «Масмак». (Дети). Молодцы! Мы с вами будем делать головной узор «Масмак». У вас на столе лежат схемы. С этими схемами вы должны сделать свой головной узор. Уточняем цвета которые используются в Чувашском узоре.
Воспитатель: Наши предки традиционной пище использовали растительные продукты. Овощи у чувашей в большом почете, практически из каждого доступного вида готовится пюре, выпекаются блины и оладья, и конечно же они их запивали с простоквашей, молоко, чай. Сейчас я вам загадаю загадку а вы должны угадать ее.
Дидактическая игра «Чайник на столе начальник» («Чейник»)
Цель: Конструирование предметов с использованием приема «наложение».
Материал: палочки Кюизенера
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель читает загадки , если дети отгадали, то переворачивается картинка и начинают делать такую же картину вместе.
Заключительная часть
Воспитатель: молодцы ребята сегодня вы все старались. И конечно же хочу узнать ваше настроение (берут смайлики). Ребята а вот скажите что было интересного и трудного на этом занятии? А что нового открыли на этом занятии? Что же вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений» на тему «Путешествие по сказке » в старшей группе
Формирование логического мышления и математических способностей...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»
Цель:закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.Задачи:Образовательные:· Продолжать формирование мы...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»
Цель:закрепления математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия. Задачи:Образовательные:· Продолжать формирова...
Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы
Тема: Сравнение предметов по двум признакам величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...
Конспект занятия по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений На тему: «Письмо от Буратино» в средней группе
Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные: повышать уровень развития ребенка; закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах; разнообразии цветово...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Составление узора из геометрических фигур» в старшей группе
Цель: Учить составлять узор из геометрических фигур.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о геометрических фигурах: треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, круг, овал, многогранник; учить ...