мастер-класс для педагогов "Формирование элементарных математических представлений с помощью блоков Дьенеша"
занимательные факты по математике

Митрошина Ольга Викторовна

блоки Дьенеша

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Починка

МАСТЕР – КЛАСС

для педагогов

«Формирование элементарных математических представлений с помощью блоков Дьенеша»

Подготовила воспитатель

МБДОУ д/с №1 г. Починка

Митрошина Ольга Викторовна

     

  Цель: Продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша по математическому развитию дошкольников.

Задачи:

1. Донести до осознания педагогов необходимости работать с блоками Дьенеша.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Формирование элементарных математических представлений с помощью блоков Дьенеша».

   Мы сегодня будем говорить о логических блоках, которые разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном. Я вас познакомлю с тем, что из себя представляет пособие. Одновременно с излагаемой информацией мы с вами будем играть с ними. Итак, что из себя представляют блоки Дьенеша.

    Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие).

   В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.

                          Как знакомить детей с блоками:

    Для начала познакомьте вашего воспитанника с блоками. Выложите перед ним набор и дайте вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать их.  Чуть позже  предложите следующие задания:

- Найди все фигуры такого же цвета, все фигуры треугольной формы, все большие фигуры и т.д.

- Дай белочке все синие фигуры, котику – желтые, а лисичке – красные; или тем же зверушкам  все круги, все большие фигуры и т.д.

- Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

    Откройте коробки и рассмотрите блоки. Убедитесь, что каждая фигура обладает набором определённых признаков. Предлагаю сразу включиться в игру. Дети очень любят выкладывать из фигур разные постройки, рисунки как по заданию, так и по замыслу. Поэтому вам предлагаю построить из фигур данного набора машину, но с соблюдением одного условия: все колёса машины должны быть абсолютно одинаковыми.

     В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, толщину, что с ними можно играть: выстраивать дорожки (например, синие, или дорожку из квадратных брусков, башенки и т.д.) Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, они помогают в запоминании программного материала, в установлении сходства и различия между предметами.

    Поиграем в игру «Построй дорожку». Можно играть в парах. Можно выкладывать дорожку на полу, на столе. Располагайтесь так, как вам удобно. Чтобы усилить мотивацию, можно провести игру в соревновательном плане. «Кто быстрее построит дорожку?» Будьте внимательны. Надо построить дорожку так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по форме фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

2-й, более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме и цвету фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

3-й ещё более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме, цвету и величине фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

    Кроме логических блоков для работы необходимы карточки  на которых условно обозначены признаки блоков: цвет обозначается бесформенным пятном, форма – контуром фигуры, величина – силуэтом большого и маленького домика, толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстого и тонкого). Существуют и карточки с отрицанием. Это те же самые изображения, но перечёркнутые крест- накрест. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры.

     Давайте попробуем поиграть с этими карточками. Первая игра называется «Фигурки играют в прятки». Я выложу с помощью карточек признаки той фигуры, которую вы должны найти у себя в коробке. (Проводится игра «Фигурки играют в прятки», предлагаю обосновать свой выбор. Далее предлагаю «спрятать» (закодировать) фигуру одному из педагогов, используя коды отрицания).

     Существует множество интересных игр, предложенных в разных пособиях и специальных альбомах для детей разного возраста.

    Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша.

Занятие 1.Программное содержание.- Формирование умения различать предметы по форме и называть их: круг, квадрат, кирпичик.- Совершенствование предметных действий.Дидактический наглядный материал.Чудес...

НОД по развитию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера на тему "Путешествие в Африку".

Конспект НОД с подгруппой детей 6-7 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера ....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера)

Развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников в работе по фомированию логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логических блоков Дь...