Картотека игр по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми 3-4 лет средствами развивающих игр В.В.Воскобовича.
картотека по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми 3-4 лет средствами развивающих игр В.В.Воскобовича.
Величина
Название игры | Задачи | Материал | Игровая ситуация | Задание педагога |
«Волшебные матрёшки» | Учить сравнивать предметы по размеру (большая, поменьше, ещё меньше, самая маленькая | Фиолетовый лес, Геотрёшка, Митрёшка, Картрёшка, Дольтрёшка, Юктрёшка | Незримка Всюсь заколдовал жителей фиолетового леса, превратил их в волшебных матрёшек. Чтобы их расколдовать надо выполнить задания Незримки Всюся. Поможем героям фиолетового леса стать прежними? Самая большая Геотрёшка,а в нем Дольтрёшка, а в ней Митрёшка, а в ней Картрёшка и самая маленькая Юктрёшка | Найдите волшебных матрёшек. Возьмите себе по матрешке. Матрёшки гуляют по лесу. А теперь постройте матрёшек друг за другом по очереди, начиная с самой маленькой. Какая матрёшка самая маленькая? Высокая? А теперь, постройте начиная с самой большой! |
«Тарелочки для матрёшек» | Учить сравнивать предметы по размеру (большая, поменьше, ещё меньше, самая маленькая | Фиолетовый лес, Геотрёшка, Митрёшка, Картрёшка, Дольтрёшка, Юктрёшка,круги разного размера | Наши волшебные матрёшки гуляли по лесу и проголодались, а Незримка Всюсь перепутал все тарелки. Давайте поможем матрёшкам, а то они остануться голодными | Подберите тарелки матрёшкам! Большой матрёшке большую тарелку и т.д |
«Как Незримка Всюсь перепутал юбочки матрёшек» | Учить сравнивать предметы по размеру (большая, поменьше, ещё меньше, самая маленькая | Фиолетовый лес, Геотрёшка, Митрёшка, Картрёшка, Дольтрёшка, Юктрёшка | Матрёшки устали и уснули Пока матрёшки спали Незримка Всюсь перепутал им юбочки. Матрёшки проснулись, а юбочки не их. Давайте поможем матрёшкам подобрать свои юбочки | Подберите каждый своей матрёшке юбочку. Большой матрёшке – большую юбочку, маленькой матрешке - маленькую |
«Мишик и Долька наряжаются» | Развивать у детей чёткое дифференцированное восприятие величины (длинное – короткое) | Медвежонок Мишик, девочка Долька | Медвежонок Мишик и девочка Долька собрались на день рождения к мальчику Гео. Они решили нарядиться, а для этого им нужны пояски. Даю детям две ленточки – верёвочки и прошу завязать героям пояски. Мишик и долька обрадовались, но вдруг Мишику показалось что у Дольки поясок красивее. Мишик хочет Долькин поясок | Завяжите короткий поясок Дольке, а длинный Мишику Поменяйте пояски и завяжите! Что случилось, почему на Мишике не сходится поясок? Сравните два пояска, какой пояс длиннее, короче? |
«Долька и три Мишика» | Учить детей соотносить по величине 3 предмета и обозначать их отношения словами: большой, маленький, средний. | Три Мишика большой, средний и маленький; три прямоугольника – кровати; три квадрата – стулья; три круга - тарелки | В фиолетовом лесу, на опушке трое живёт их в избушке В ней три стула, три кровати, Есть три ложки и три чашки Отгадайте без подсказки Кто герои этой сказки? Однажды три Мишика пошли в лес за малиной. В это время к ним в избушку забрела Долька. -Какой беспорядок! – сказала Долька и переставила всю мебель в избушке, и перемыла всю посуду.Когда Мишики вернулись, они очень разозлились, потому что не смогли понять где чей стул, кровать и тарелки. Давайте поможем Мишикам! | Подберите каждому Мишику кровати, стулья и тарелки по размеру |
«Удочки для Мишика и галчонка Карчика» | Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «длинный – короткий» | Фиолетовый лес, галчонок Карчик, медвежонок Мишик, волшебные верёвочки | Однажды галчонок Карчик и Мишик решили пойти на рыбалку. Взяли с собой удочки. Мишик, закидывая удочку постоянно попадал на другой берег, а Карчик спокойно рыбачил возле берега. Мишикк расстроился. Давайте поможем Мишику. | Почему Мишик постоянно цеплялся крючком за другой берег? Как проверить что удочка Мишика длиннее? Как сделать их одинаковыми? |
Форма
Название игры | Задачи | Материал | Игровая ситуация | Задание педагога |
«Двери для домиков гномиков» | Различать геометрические фигуры и соотносить их с образцами | Коврограф Ларчик, гномики, квадраты – домики с вырезанными дверьми разной формы | Однажды гномики Кохле, Желе, Зеле и Селе решили поменять двери в своих домах. Но при доставке все двери перепутали. Поможем гномикам найти свои двери. | Подберите двери к домикам гномиков. Какой формы дверь у Кохле? Какая дверь ему нужна? И т.д. |
«Крыши к домам гномиков» | Учить детей по словесной инструкции выбирать фигуры | Фиолетовый лес, гномики основных цветов (Кохле, Желе, Зеле, Селе), домики – квадраты, геометрические фигуры – крыши. | Однажды в Фиолетовом лесу прошёл ураган и снес все крыши с домов гномиков. Гномики сначала не очень расстроились, но вдруг пошёл дождь, гномики забежали в свои домики, но крыш – то, не было и, дождик капал прямо в дома. Давайте подберем крыши к домам и спасём гномов от дождя. | У Кохле была прямоугольная красная крыша, найдите и поставьте крышу на место, у Желе – жёлтая треугольная, у Зеле – зелёная квадратная, у Селе – синяя треугольная |
«Почини коврик» | Различать геометрические фигуры и соотносить их с образцами | Долька, коврики – квадраты с прорезанными геометрическими фигурами, геометрические фигуры - вкладыши | Долька выткала коврики в подарок Гео, но Незримка Всюсь испортил коврики. Ковриков много и Долька не успевает их починить. Давайте поможем Дольке починить коврики. | Внимательно посмотрите на коврики и подберите им заплатки |
«Домики Лип – Липа и Ляп – Ляпа» | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам | Геометрические фигуры, красный квадрат, синий квадрат (домики), Слоники Лип – Лип, Ляп - Ляп | Гномики Лип – Лип и Ляп – Ляп играли в конструктор. Лип – Лип построил домик красного цвета, а Ляп – Ляп синего. Потом они развесились и весь конструктор смешали | Помогите разложить конструктор в домики. В домике Лип – Липа живут фигуры без углов, а в домике Ляп – Ляпа фигуры у которых есть углы |
Количество, счёт
Название игры | Задачи | Материал | Игровая ситуация | Задание педагога |
«Цветочки в вазочках» | Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «поровну», «одинаково», «больше», «меньше» | Фиолетовый лес, цветы, вазы | Посмотрите сколько красивых цветов на полянке в Фиолетовом лесу. Давайте цветочки поставим в вазочки | Поставьте в каждую вазочку по цветочку! Всем цветочкам хватило ваз? Во всех вазах стоят цветы? Сколько цветочков? Сколько вазочек? Как сделать, чтобы цветов было меньше, чем ваз? И т.д. |
«Кисточки для гномиков» | Формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «поровну», «одинаково», «больше», «меньше» | Фиолетовый лес, гномики, кисточки | Посмотрите, сегодня гномики пришли на полянку. Один гномик, ещё один, ещё один. Сколько всего гномиков? Гномики захотели порисовать, но перепутали все кисточки | Подарите гномикам кисточки, каждому свою по цвету. Сколько кисточек? Их больше или меньше чем гномиков? Поровну ли гномиков и кисточек? |
« Спасаём кораблик от рифов» | Развивать умение группировать предметы по цвету; Закреплять понятия «много», «один», «поровну», «ни одного» | Кораблик «Плюх – Плюх», лягушонок Морейкин | Плывёт кораблик «По морям, по волнам нынче здесь, завтра там». Наступила ночь, луна спряталась за тучи, начался шторм. Что же делать? Как указать путь нашему кораблику? | Давайте поможем Морейкину спасти кораблик! Мы зажжём маяки! На высоком маяке зажжём много синих огоньков (дети выкладывают), на низком маяке зажжем красный огонёк, Сколько красных огоньков мы зажгли на высоком маяке? И т.д. |
Ориентировка в пространстве
Название игры | Задачи | Материал | Игровая ситуация | Задание педагога |
«Лопушок играет в прятки» | Развивать зрительное внимание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определённые предметы | Фиолетоовый лес, Лопушок | У Лопушка сегодня хорошее настроение и он хочет поиграть с нами в прятки. Он будет прятаться в фиолетовом лесу. | Скажите, где спрятался Лопушок? А сейчас? |
«Спрячем и найдём» | Учить детей ориентироваться в пространстве фиолетового леса, последовательно осматривать его, развивать внимание и запоминание. | Фиолетовый лес, галчонок Карчик | Сегодня галчонок Карчик хочет с нами поиграть в прятки, но сам он не знает куда спрятаться. Поможем галчонку Карчику спрятаться , а потом найдем его | Дети, у которых на столах синий квадрат – прячут галчонка, а дети, у кого красный квадрат – ищут его |
«Кто где спрятался в Фиолетовом лесу» | Учить находить в Фиолетовом лесу предметы разной формы; развивать внимание и запоминание. | Фиолетовый лес, герои , разные предметы | Ворон Метр рассердился на жителей фиолетового леса за то, что они сильно громко веселились и мешали ему думать и сказал, чтобы они не попадались ему на глаза. Все жители спрятались и ждали, когда у Метра появится хорошее настроение. Но ворону Метру была неприятна такая тишина, и он пошёл искать жителей, но не смог. Давайте поможем ворону найти жителей леса | Найдите Лопушка и все предметы круглой формы! А сейчас найдите Мишика! Где прятался Мишик? А сейчас найдите предметы квадратной формы? Каких героев, вы, ещё нашли? Где? |
«Кто спрятался за мачтой» | Активизировать речь детей посредством игры; Побуждать отвечать на вопросы воспитателя. Учить детей ориентироваться на плоскости | Кораблик «Буль - Буль» , картинка жирафа по высоте высокой мачты, мышка по высоте низкой мачты | Однажды капитан Гусь и матросы – лягушата отправились в плавание, но вдруг они услышали странные голоса, которые раздавались за флажками. Кто же спрятался за мачтой? Давайте поможем лягушатам узнать кто прячется за флажками | Откройте нижний флажок! Что там нарисовано? (лапы), откройте следующий. Что там нарисовано? (лапы) Вы, знаете кто это? (нет). Открывайте следующий, что там спряталось? (туловище) Какой формы туловище? Вы догадались кто это? Тогда открываем ещё один флажок. Что там нарисовано? (шея). Ещё один открываем? (шея) Какая шея? У кого длинная шея? Откройте последний флажок? Что там нарисовано? (голова) Кто спрятался за высокой мачтой? (жираф) и т. д. |
«Озёркин украшает озеро лилиями» | Кораблик «Плюх – Плюх», лягушонок Озёркин | Сегодня прекрасная погода, озеро голубое, спокойное, кораблик покачивается на волнах. Посмотрите , Озёркин грустный.. Что случилось Озёркин? Озёркин говорит, что в озере одни только рыбы и водоросли, а ему хочется цветов, красивых. Дети, а вы знаете, какие цветы могут расти на озере? Давайте поможем Озёркину и сделаем лотосы – это красивые растения, которые растут в озере, нижние листья в воде, а на поверхности листья и цветы. Лотосы бывают разного цвета. | Мы будем делать лотосы из флажков. Выложите нижний слой лепестков из красных флажков, средний слой из жёлтых флажков выложите на красные, не закрывая их, верхний слой выложите из белых флажков | |
«В фиолетовом лесу» | Формировать пространственные представления о положении предметов и объектов в Фиолетовом лесу. Уточнять значение слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу. | Фиолетовый лес, деревья, солнце, облако, ёжики, | Сегодня мы с вами отправимся в фиолетовый лес. Выставляю дерево | Где стоит дерево? Кто ещё находится на полянке? Где находиться большой ёжик? А где маленький? Какой ёжик ближе к дереву? Где находится солнышко? Прикрепите справа от солнышка тучку. Тучка закрыло солнце. Пошёл сильный дождик. Ёжики спрятались под ветки дерева |
Ориентировка по времени
Название игры | Задачи | Материал | Игровая ситуация | Задание педагога |
«Что за чем» | Закрепить представления о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь». | Мини «Коврографы Ларчик», картинки с режимными моментами | Ворон Метр прислал нам с вами очень важную вещь, которая поможет нам соблюдать режим дня. Отгадайте загадку: Знаем все - когда вам спать, И когда пора вставать. Это только к слову-так, Мы спешим тик – так, тик – так. Ходим ночью, ходим днем, Никогда не устаем! -Ребята, как выдумаете, зачем нужны часы? -Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад, знать, когда наступает обед, время прогулки, сна, ведь и сон и прогулка очень важны для растущего детского организма. Часы помогают нам соблюдать режим дня. -Ребята, вы все успеваете делать: и зарядку по утрам, и прогулку перед сном, и играть и отдыхать. -Вы соблюдаете свой режим дня? | Сейчас проверим. Выходите, выбирайте картинки с режимными моментами и распределите на коврографе. Молодцы, справились с заданием. |
«Остров времени» | Знакомить детей с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь); Формировать временные понятия о частях суток в организации жизнедеятельности детей. | Фиолетовый лес, солнышко, картинки с изображением разных действий | Сегодня мы с вами отправимся на остров времени. На этом острове есть разные полянки, где живут части суток. Посмотрите какая полянка? Солнышко встаёт, просыпается Это полянка – утро. Отправляемся на другую полянку. Солнышко высоко в небе. Что мы делаем днём?. Дети выбирают картинки и прикрепляют на полянку – день. И.т.д. | Покажите, что мы делаем утром? Один ребёнок выкладывает картинки с действиями утром на полянке |
«Времена года» | Повторить признаки времён года; совершенствовать умения находить фигуру по двум признакам (цвет и форма, определять количество предметов | Коврограф Ларчик и мини ларчики на каждого ребёнка. Осень ( корзинки для овощей и фруктов; птички, листья желтые, красные). Зима (снеговик, снежинки). Весна (птички, цветы). Лето (зелёные листочки, цветы) | Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по временам года и начнём мы с осени. Что осенью происходит в природе? (листопад, люди собирают урожай, птицы улетают в теплые края). После осени наступает? Зима | Внизу в левом поле давайте выложите признаки осени. Сверху в левом поле выберите и выложите признаки зимы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы...
Технологическая карта организации ООД по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми 4-5 лет
Технологическая карта ООД по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми 4-5 лет. Тема "На лесной полянке"....
Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми раннего возраста.
Непосредственно образовательная область для формированияу детей представлений о геометрических фигурах и форме предмета....
Совместная образовательная деятельность в области познавательное развитие (фэмп) с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: владение элементарными представлениями о геометрических фигурах и порядковом счёте до 5 «На лесной полянке».
Аудиозапись из мультфильма "Паровоз из Ромашкого" и "пение птиц". Дидактическая игра "Собери картинку", подвижная игра "День и ночь", дидактическая игра "Какой фигуры не хватает?"...
Конспект открытого просмотра НОД по Познавательному развитию(ФЭМП) с детьми подготовительной группы. Тема: «Волшебные часы».
Занятие по обучению детей ФЭМП на примере работы часов....
Конспект НОД по познавательному развитию: ФЭМП с детьми 5-6 лет на тему: «Состав цифры 2».
Цель: Познакомить детей с составом числа 2Задачи: Учить составлять число два из двух меньших чисел. Развивать мыслительные операции: внимание, память, логическое мышление...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми средней группы «Поможем Красной Шапочке» с использованием развивающих, игровых, здоровьесберегающих технологий
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект непосредственной образовательной деятел...