Использование палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для ознакомления детей с понятием время, ориентировка во времени.
консультация по математике (старшая группа)

Скворцова Анна Вячеславовна

Содержит консультации ипсользования палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_konspekt.docx150.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для ознакомления детей с понятием время, ориентировка во времени.

«Цветные палочки» Кюизенера, дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения детей.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Ориентировка во времени необходима ребенку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и таким образом готовит к школьному обучению. Уровень развития временных представлений – один из показателей интеллектуальной готовности к школе.

Для ознакомления детей с временем необходимо использовать в работе различные способы и средства их материализации: картины, модели, символы-знаки. Характер наглядных средств меняется с развитием мышления ребенка.

Модели времени могут быть линейные, круговые, спираль.

При знакомств детей с основными признаками времени года основной источник – наблюдения, окружающая жизнь. При этом могут использоваться начальные символы частей суток: солнце, темный фон ночного неба. Обыгрывание характерных признаков той или иной части суток, характерные действия человека.

На следующем этапе дети изучают не только названия и характерные признаки частей суток, но и последовательность.

При ознакомлении с днями недели можно использовать как линейное, так и круговое моделирование, с цветовым изображением всех дней недели, числовой отметкой и движущейся стрелкой.

Интересно использование счетных палочек Кюизенера для составления круговой модели «Неделька». Данная модель даёт целостное представление о недели, как о временном отрезке, позволяет закрепить последовательность и названия дней недели.

Круговая модель «Неделька» с использованием палочек Кюизенера:

В данной круговой модели вместо числовой отметки (точкования) используются палочки Кюизенера. Исходя из того, что каждая палочка своим цветом и длиной обозначает число, то можно нарисовать плоскостные палочки от белой до черной, и определить, почему каждая палочка обозначает тот или иной день недели.

  • Белая палочка – это число 1, а понедельник – это первый день недели, поэтому белая палочка обозначает понедельник.
  • Розовая палочка – это число 2, а вторник – это второй день недели, поэтому розовая палочка обозначает вторник.
  • Голубая палочка – это число 3, а среда – это третий день недели, поэтому голубая палочка обозначает среду.
  • Красная палочка – это число 4, а четверг – это четвертый день недели, поэтому красная палочка обозначает четверг.
  • Желтая палочка – это число 5, а пятница – это пятый день недели, поэтому желтая палочка обозначает пятницу.
  • Фиолетовая палочка – это число 6, а суббота – это шестой день недели, поэтому фиолетовая палочка обозначает суббота.
  • Черная палочка – это число 7, а воскресенье – это седьмой день недели, поэтому черная палочка обозначает воскресенье.

                                                

Что касается линейной модели «Неделька», то здесь возможно использование логических блоков Дьенеша.

Линейная модель «Неделька» с использованием логических блоков Дьенеша:

Каждый день недели шифруется определенным блоком:

  • Синий квадрат – понедельник;
  • Желтый круг - вторник;
  • Красный треугольник – среда;
  • Желтый квадрат – четверг;
  • Желтый треугольник – пятница;
  • Красный квадрат – суббота;
  • Красный круг – воскресенье.

С данной линейной моделью можно предложить следующие варианты игр:

1 вариант игры.

Жила – была неделька, и хорошо ей было, все у нее было правильно. За понедельником шел вторник, за вторником - среда, за средой – четверг, и все остальные шли по порядку. Но вот однажды захотелось им поиграть. Поиграли они, расшалились, разбежались в разные стороны, а когда захотели собраться, то получилось что-то странное: за средой стоял вторник, за вторником – воскресенье. Все дни перепутались. Нужно помочь недельке и собрать правильную последовательность дней недели. Дети вспоминают, какой блок обозначает тот или иной день недели, и затем выкладывают их в правильном порядке.

2 вариант игры.

Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующий блок. Дети играют, разбегаются, затем собираются и выстраиваются в недельку, вспоминая обозначение каждого блока и их правильную последовательность. Детей также необходимо знакомить с непрерывностью и текучестью времени. Для этого можно использовать объемные модели «Многослойной поверхности: «Сутки», «Неделя», «Год» (Н. Локоть). Передвигая движущуюся муфту, иллюстрируем текучесть и непрерывность времени. Таким образом, дети ежедневно практическим способом осваивают сложнейшие временные категории: отмечают, как, минуя «неделю» - привычную плоскостную модель, наступивший день – подвижная муфта, ежедневно продвигается вперед и совершает новый виток во времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша во второй младшей группе"

Занимательные игры с палочками Кюизенера: "Чудесный мешочек", дидактическая игра "Найди мне", " К нам гости пришли", "Кто быстрее", игра "Отгадай загадку, выбери отгатку"....

Конспект занятия "На поиски пяти ключей"(с использованием" палочек Кюизенера" и "блоков Дьенеша")

Не мыслям надобно учить, а мыслить. И. Кант.Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьен...

Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП с элементами ТРИЗ, использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с  использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по математике с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша для детей старшего дошкольного возрастаЦели:Закреплять представления о свойствах геометрических фигур: цвет, форма,...

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое....