Конспект занятия "Спешим на помощь сказкам"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Сараева Елена Сергеевна

    Данный конспект занятия направлен на развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы. В ходе НОД  дети в игровой форме поупражняются в умении выполнять арифметические действия в пределах 6-ти., решении логических задач и задач на смекалку, закрепят знания о геометрических фигурах. Интересный сюжет включает в себя игры на развите мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Область - ФЭМП45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Спешим на помощь сказкам!»

Область-формирование элементарных математических представлений, старшая группа.

Воспитатель: Сараева Елена Сергеевна

  Цель: закрепить счёт в пределах шести; показать образование числа на основе сравнения двух групп предметов; освоение умения решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

  Задачи: тренировать умение считать в пределах 6-ти; закрепить умение составлять числовой ряд в пределах 6-ти; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; упражнять в решении логических задач и задач на смекалку; развивать мелкую моторику; воспитывать желание оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.

  Предварительная работа: чтение детских сказок, рассказов, стихотворений; тематическое оформление групповой комнаты иллюстрациями из сказок.

  Демонстрационный материал:

-ноутбук, электронное  письмо от сказок;

-иллюстрации к сказкам;

-слайды:  злой колдун,  Федора плачет,  Федора довольная, цифра «6», старик из сказки «О рыбаке и рыбке», невод с дырками  (дырки в виде геометрических фигур), репка, герои сказки «Репка» без Мышки; цифры от 1до 6 стоят не на своём месте в числовом ряду; слайд- «До новых встреч!».

-магниты с цифрами от 1 до 6 два набора и мини-доски магнитные  2штуки.

-музыка для физминутки.

  Раздаточный материал:

-картинки, два набора: посуды-6 картинок и мебели 5-6 картинок;

-карточки: цифры от 1 до 5 на каждого ребёнка;

-«Сундучок нужных вещей» (бросовый материал)

-два набора геометрических фигур: круги, овалы, квадраты, прямоугольник, ромб, многоугольник;

-две картинки с «неводом» ( на листе размером А4);

-два набора пластилина;

-два набора «Весёлых шнурочков»;

- «Мышка в лабиринте» - картинка на листе формата А4, на каждого ребёнка. Карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1. Воспитатель:

-Ребята, сегодня утром я получила электронное письмо- пишут нам герои сказок.

ПИСЬМО: «ДОРОГИЕ РЕБЯТА, К НАМ  ПРОБРАЛСЯ ЗЛОЙ КОЛДУН И МЕШАЕТ НАМ ЖИТЬ. И ЧТОБЫ КОЛДУН УШЁЛ, НАДО ОТГАДАТЬ ЕГО ЗАГАДКИ И РЕШИТЬ ЗАДАЧКИ. ВЫ ПОЖЕТЕ НАМ?» ( на экране ноутбука появляется  слайд №1 – злой колдун).

-Ребята, поможем сказкам? (ответы детей)

2.Восп.: -Для начала мы разделимся на две команды и проверим, кто из вас быстрее справится со всеми заданиями. Нам поможет «чудесный мешочек»( или сундучок) с прищепками двух цветов( например: жёлтые и зелёные). (Ребята дают названия своим командам).

-За правильный ответ командам будет вручаться фишка. В конце занятия подведём итоги, узнаем, чья команда быстрее и больше дала правильных ответов.

3. Первое задание:

Загадка №1: Бедная баба одна и плачет и плачет она.

                      Села бы баба за стол, да стол за ворота ушёл.

                      Сварила бы баба щи, да посуду поди поищи.

-Вы узнали эту старушку? (ответы детей)

(Команда, первая ответившая на вопрос, получает фишку)

Появляется  слайд №2: Федора плачет.

-Злой колдун встретил посуду по пути и решил её спрятать  от Федоры среди других вещей.

(На столах у каждой команды раскладываются вперемешку картинки посуды-6 предметов и различной мебели).

-Задание: надо найти посуду и сосчитать её. (дети садятся за столы по командам и выполняют задание).

-Сколько предметов у вас получилось?

-Дети: Шесть!

-Восп.: Молодцы, справились!  (Появляется слайд №3: Федора довольная). Дети получают фишки.

4. Восп.: А теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка: Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.

                        Ну-ка, плечи распрямите , поднимите, опустите.

                        Влево, вправо повернитесь, пола ручками коснитесь.

                        Сели-встали, сели-встали и на месте поскакали.

5. Второе задание:

Восп.: Ребята, а какой цифрой мы можем обозначить количество посуды?

Дети: «6»

-Найдите на своих столах цифру «6». (на столах у команд раскладываются наборы карточек с цифрами от 1 до 5).

(Дети ищут цифру «6» и не находят её)

Дети: Цифры такой нет!?

Восп.: Значит колдун и у нас побывал и спрятал цифру «6»!. А кто помнит, на что похожа цифра «6»?

Худ.слово:  Цифра «шесть»- дверной замочек, сверху крюк,  внизу -кружочек. (Появляется слайд  №4: цифра «6».

Восп.: Ребята, в нашей мастерской «Сундучок нужных вещей» есть предметы и материалы, с помощью которых вы сами можете сделать цифру «6». Договоритесь командой из чего вы будете делать цифру и покажите свой результат на своём столе, возможны несколько вариантов. Время на работу -три минуты. (Дети выкладывают цифру «6» шнурочками, пластилином, мазаикой, проволокой, семенами и пр.)

6.Третье задание:

-Послушайте загадку: Вот под ясным синим небом в море кто закинул невод?

                                       Злату рыбку изловил, пожалел и отпустил.

Дети: Старик! ( первой ответившей команде- фишка).

(Появляется слайд №5: старик).

Восп.: Злой колдун пробрался в сказку и порвал старику невод, нечем ему теперь рыбу ловить.

(Появляется слайд №6: невод с дырками в виде геометрических фигур).

-Посмотрите, какие необычные дырки, на что они похожи? (ответы детей)

-Задание, подобрать заплатки для невода. ( У каждой команды на столе рисунок с неводом и геометрические фигуры)

(Дети подбирают заплатки, не хватает  треугольника).

Восп.: Подумайте, из какой фигуры мы одним движением сможем сделать «треугольник»?

(Ребята рассматривают фигуры. Если дети не догадываются, подсказываем обратить внимание на «ромб». Сгибая «ромб» пополам получаем треугольник).

7. Восп.: Пора отдохнуть! (физминутка).

-Под весёлую музыку гуляем по группе. Остановка музыки- команда: разбиться на «пары», «по трое», «по четыре» и т.д.

8. Четвёртое задание:

-Послушайте загадку: Чтобы вырвать этот овощ не хватило деду сил,

                                       Но пришли ему на помощь все, кого он попросил.

Дети: Сказка «Репка»! (появляется слайд №7: Репка).

(Следом открывается слайд №8: герои сказки «Репка» без Мышки)

Вопросы к командам поочерёдно:

    1.- Кто пришёл вторым?                           2.- Каким по счёту пришёл дед?

    3.- Какой по счёту пришла Жучка?         4.- Кто пришёл третьим?

    5.- Сколько фруктов собрали герои?      6.- Сколько героев в сказке?

 (Дети обращают внимание, что Мышки не хватает).

Восп.: Колдун спрятал Мышку в лабиринте. Надо Мышке помочь, показать выход..

(У каждого на столе лабиринт, ребята карандашом проводят «дорожку», помогаю друг другу).

-Молодцы, справились!

9. Пятое задание:

Открывается слайд №9: цифры в числовом ряду перепутались.

Стих.: Случай странный, случай редкий, цифры в ссоре, вот те на!

            Со своей стоять соседкой не желает ни одна.

            Нужно цифры помирить и их строй восстановить!

Восп.: Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

-Дети: Составить числовой ряд. (Команды выполняют задание на магнитных досках).

10. Осталось шестое задание и колдун уйдёт.

Математические задачки  и задачки на сообразительность

(поочерёдно каждой команде):

1) На крыльце сидит щенок греет свой пушистый бок. Прибежал ещё один и уселся рядом с ним.

2)Ёжик осенью по лесу шёл, на обед грибов нашёл: три по берёзой, два- под осиной. Сколько их будет в плетёной корзине?

3) Пять ребят в футбол играли , одного домой забрали. Он в окно: сидит считает, сколько их теперь играет?

4) Шесть весёлых медвежат за малиной в лес спешат. Но один малыш устал, от товарищей отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди?

5) Сколько хвостов у четырёх котов?

6) Сколько ушей у двух журавлей?

-Вот и справились мы со всеми заданиями. Давайте подсчитаем фишки.

Вопросы: Кто нас просил о помощи? Что случилось? Как мы помогли героям сказок? Что вызвало затруднения? Какое задание понравилось больше всего?

Восп.: Молодцы ребята, со всеми заданиями справились! Колдун исчез. А сказки благодарят вас за помощь и приглашают в гости в сказочную страну «Мульти- пульти»!

Слайд  №10 «До новых встреч в стране сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и воображения при помощи сказки

Представляю вашему вниманию методы для развития творчества...

Развитие воображения дошкольников при помощи сказки.

Как развить в ребенке творческий потенциал, фантазию, воображение? Лучший помощник в этом- сказка....

конспект квеста "Позовем на помощь сказку"

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является создание положительной психологической атмосферы в детском саду, развитие интереса к познавательно-исследовательской д...

Конспект НОД "На помощь героям сказки"

Развитие речи + математика...

Конспект занятия "На помощь сказкам"

Формирование эмоционального отношения к сказкам....

Конспект НОД по рассказыванию сказки «Заюшкина избушка» с помощью моделей в средней группе «Путешествие в сказку»

Тема: «Путешествие в сказку»Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.Задачи:Образовательные: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать ск...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. Тема: «Спешим на помощь сказке «Царевна - Лягушка»»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.Тема: «Спешим на помощь сказке «Царевна - Лягушка»»Для детей 5-6 лет.Образовательная область «Познавательное развитие»...