Конспект НОД по рассказыванию сказки «Заюшкина избушка» с помощью моделей в средней группе «Путешествие в сказку»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лазарева Олеся Леонидовна

Тема«Путешествие в сказку»

Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью моделей.

Задачи:

Образовательные: обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели.

Развивающие: развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету)

Воспитательные: воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказок.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»«художественно-эстетическое развитие»«социально – нравственное развитие»«физическое развитие».

Формы деятельности – совместная деятельность взрослого и детей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, физическая.

Форма проведения: ситуация – игра

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой; организационный момент; воображаемая ситуация; проблемные ситуации; сюрпризный момент.

Словарная работа: обучать детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (заяц – зайка, зайчишка).

Оборудование и материалы:

Конверты с моделями на каждого ребенка, мышки, собаки, лисы, медведя-маски, волшебный рюкзачок, дорожки здоровья.

Ход НОД:

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже их люблю.

Воспитатель:

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Воспитатель: Вы хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят волшебные слова)

Пальчиковая игра «Замок”

Дети: Начинаем колдовать, двери в сказку открывать(С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Воспитатель: Двери открываются, сказка начинается.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней.

Достает рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Рюкзак.

Правильно, кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.

Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

Воспитатель: Кто там?

Дети: Заяц.

Воспитатель: А как вы догадалась, что в мешочке спрятался заяц?

Дети: У него короткий хвост, длинные ушки.

Воспитатель: Правильно, ребята! Это заяц, он прибежал к нам из сказки.

Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках?

Дети: трусишка, боязливый.

Воспитатель: А как в сказках называют зайца?

Дети: зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка-трусишка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречаем зайца?

Дети«Заяц хваста»«Колобок»«Теремок»«Рукавичка» .

Воспитатель: Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика.

ДетиЗаюшкина избушка.

Игра с загадками.

Воспитатель: Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и потом говорим отгадку.

Воспитатель: Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка?

Дети: лиса

Ребята, как можно назвать лису ласково?

Дети: лисонька, лисичка.

Воспитатель: Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его?

Дети: Медведь.

Назовите медведя ласково

Дети: мишка, мишенька, медвежонок

Воспитатель«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его?

Дети: Петух.

Воспитатель: Настя, назови петуха ласково

Ребенок: петушок, Петенька.

Воспитатель: У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я…

Дети: Собака.

Воспитатель: Назовем собаку ласково

Дети: собачка, собачонка.

Воспитатель: Живет в норке

Грызет корки.

Короткие ножки,

Боится кошки.

Дети: мышка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки «Заюшкина избушка»?

Дети: Нет, мышка из другой сказки.

Физкультминутка«Ребята – зверята»

Эй, ребята, что вы спите

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает,

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся,

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел,

И на пяточках потом.

Моделирование сказки.

Воспитатель: Вот мы немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.

У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами?

Дети: круги.

Воспитатель: Чем они отличаются?

Дети: цветом, размером.

Воспитатель: Назовите цвета.

Дети: белый, серый, оранжевый, красный, коричневый.

ВоспитательСказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Для зайчика, как вы думаете - какой?

Дети: белый.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что зимой, шуба у зайчика белого цвета.

Воспитатель: Оранжевый круг для…

Дети: лисы.

Воспитатель: Почему?

Дети: лиса рыжая.

Воспитатель: Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка» - собаке?

Дети: серый.

Воспитатель: Медведю, какого цвета кружок, почему?

(дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки).

Воспитатель: А еще у вас на столах - избушки. Они разного цвета, почему?

Дети: лубяная – коричневого, а ледяная – синего

Воспитатель: Правильно ребята.

А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки. Я рассказываю сказку, а вы выкладываете кружочки друг за другом. Будьте внимательны.

Воспитатель рассказывает сказку, дети раскладывают кружочки.

Воспитатель: Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. (дети ставят модели избушек) Пришла весна, и у лисы избушка растаяла. А лиса попросилась к зайчику в избушку погреться, да и выгнала зайчика. Идет зайчик по дорожке и плачет, а навстречу ему собака:

– Гав, гав! Что, зайчик, плачешь?

– Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, попросилась она ко мне, да меня самого и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я ее выгоню!

Пошла собака к избушкеи говорит:

Гав-гав уходи лиса вон!

-А лиса с печки отвечает:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идет и плачет. Ребята, покажите как зайка плачет (дети показывают как плачет заяц)Навстречу ему медведь:

– О чём, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка, какая ребята? - лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу, мы ее из избушки прогоним!

– Нет, не поможешь! Собака гнала, не выгнала. И ты, косолапый, не выгонишь.

Подошли они к избёнке, Медведь как зарычит:

– Уходи, Лиса, вон из избушки!

А Лиса с печи как закричит:

– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал. А как испугался медведь? (дети показывают)

– Кукареку! O чем, зайчик, плачешь?

– Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы - ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Так она меня из моей же избушки и выгнала.

– Пойдем, зайчик, я тебе помогу, лису выгоню!

– Нет, петух, не поможешь!

Кто ребята помогал зайке выгонять лису(собака, медведь) Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не прогнал.

Подошли они к избушке,

– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Пойди, лиса вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

– Одеваюсь.

Петух громче закричал.

А лиса:

Шубу одеваю.

Петушок еще громче закричал, ребята помогаем петушку :

Дети: – Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечь! Пойди, лиса, вон!

Испугалась лиса и убежала, а петух с зайчиком стали жить поживать и добра наживать.

Во время рассказывания дети изображают : как плачет зайка, как собака испугалась лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

Воспитатель: Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?

Дети: Лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунью, плутовка

Воспитатель: - А какой зайчик?

Дети: Зайчик – добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка.

Воспитатель: Почему не помогли зайцу волк и медведь?

Дети: Волк и медведь струсили и убежали.

Воспитатель: Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису? Кто он?

Дети: Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый.

Воспитатель: Что же победило в сказке, добро или зло?

Дети: Добро.

Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Воспитатель: Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку. Как она называется?

Дети«Заюшкина избушка» .

Воспитатель: Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дети: Да!

Дети выходят из-за столов и встают на коврик.

ВоспитательНужно выполнить еще одно задание«Выбери дорогу»

Впереди нас ждут три дороги.

По первой пойдем - к лягушкам в болото попадем.

По второй пойдем - к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем – сундучок сказочный найдем.

Какую дорогу выбираем?

Дети: третью.

Воспитатель: Тогда вперед!

Дыхательное упражнение«Мы шагаем друг за другом»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом. (ходьба друг за другом)

Носом глубоко дышите,

Спинки ровненько держите! (Вдох - выдох)

Воспитатель: А вот и волшебный сундучок!

А что же внутри? (угощение для детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Мы сказку увидели, в сказку играли,

Ну и конечно немного устали.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

Воспитатель: Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

Начинаем колдовать, двери в сказку закрывать(С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, ты запри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Воспитатель: Вот ребята мы и вернулись в детский сад. Если вам понравилось наше путешествие в сказку, выберите веселого зайчика, а если у вас возникли трудности, то грустного зайчика.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentacija-vospitatelja-lazareva-o-l_dfu7t.pdf1.14 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

Развернутый конспект игры, на развитие эмоций через сказку...

Конспект итоговой НОД в средней группе Путешествие по сказке «Заюшкина избушка»

Конспект итоговой НОД в средней группе "Путешествие по сказке Заюшкина избушка"...

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе "Путешествие в сказку Заюшкина избушка"

Интегрированное занятие по театрализованной деятельности, во второй младшей группе, занятие проходит в игровой форме. Интегрированная деятельность (ОБЖ, музыкальная, физкультурная, ИЗО деятельность)....

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку Заюшкина избушка»

Способствовать эмоциональному раскрепощению детей и побуждать интерес к фольклору.  Воспитывать любовь к сказкам; воспитывать доброжелательное отношение, желание помогать попавшим в беду....