Отчет по теме самообразования за 2019/2020 учебный год воспитателя Кочетовой Любови Петровны
материал (старшая группа)

Кочетова Любовь Петровна

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности в условиях ФГОС   посредством дидактических игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме

самообразования

за 2019/2020 учебный год

воспитателя

Кочетовой Любови Петровны

НРМ ДОБУ «Д/С «Лесовичок»

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности в условиях ФГОС                                                        посредством дидактических игр»

Актуальность

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение, позволяет повысить восприимчивость детей, вносит занимательность. Знание элементарных математических представлений, полученное благодаря непосредственному и содержательному опыту в условиях игровой деятельности, помогает развить интерес дошкольников к изучению математики. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Используя   разнообразные   дидактические игры, благодаря обучающей задаче, ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.

Особое значение имеют дидактические игры при формировании представлений о пространственных отношениях, форме, величине. Большая часть программных задач из этих разделов решается с помощью дидактических игр.

 Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника.

Цель:

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей;
  • обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
  • активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Мною был составлен перспективный план работы по самообразованию, включающий в себя:

1. Изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников. Подобрать и создать картотеку дидактических игр для ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.

2. С детьми провести первичную диагностику, проанализировать и оформить полученные результаты. Анализ и оформление результатов диагностики. Разучить с детьми дидактические игры и применять их в ООД и режимных моментах. В конце года провести диагностику, подвести итог. Сделать отчет по самообразованию.

3. Для родителей подготовить консультации, оформить папку передвижку по данной теме.

4. Консультации для педагогов


          Изучены нормативные документы:
          1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

3. Сан  Пин. 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

4. Устав НРМ ДОБУ «Детский сад «Лесовичок»

5. Основная общеобразовательная  программа НРМ ДОБУ «Детский сад «Лесовичок»


         Изучена методическая литература по данной теме. 

1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

4. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

5. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая; под редакцией А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.

6. Рихтер, Т.В. Игровая деятельность как средство формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста / Т.В. Рихтер, Е.В. Антипина // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 2 (18). – С. 733-736.

7. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

8. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2015. – 392 с.

9. Щеглова, А.А. Игра как средство освоения порядкового счета детьми старшего дошкольного возраста // А.А. Щеглова, Л.И. Павлова // Наука и общество в современных условиях. – 2016. – № 1 (4). – С. 36-40.

10. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми / М. Н. Перова. – М. : Просвещение, 1996. –143 с.

11. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учеб. пособие / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.

12. Корнеева, Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусейибова. – М.: Просвещение, 2017. – 236 с.

13. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Старший дошкольный возраст / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 35 с.

В работе использовался обмен опытом по данной теме с другими педагогами
Для этого просматривалась и использовалась информация на  сайтах:
       -  nsportal.ru

        -  maam.ru

        -  infourok.ru

В течении учебного года согласно составленному плану, были реализовано следующие: 

Изучив необходимую литературу, я узнала о своеобразии дидактических игр, их структуре, классификации.

На протяжении 2019-2020 учебного года я подобрала и использовала картотеку дидактических игр, способствующих формированию у дошкольников способности понимать и прослеживать причинно-следственные связи, развивать умения рассуждать и выстраивать простейшие умозаключения. Дидактические игры я разделила на несколько групп:

1. Первая группа игр для обучения детей счету до 10 в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и количество предметов: 

  • «Наклей цифры»
  • «Что изменилось»
  • «Подбери игрушку»
  • «Не зевай!»
  • «Живые цифры»

2. «Игры – путешествия во времени» - это группа математических игр, которые я использовала для знакомства и закрепления детьми дней недели, частей суток, названия месяцев и их последовательностью.

  • «Дни недели»  
  • «Назови сутки»
  • «Разложи по порядку»
  • «Живая неделя»
  • «Какое слово подходит?»
  • «Круглый год»

3. Игры третьей группы мною были направлены на расширение и закрепление в процессе всех видов деятельности пространственных представлений.

  • «Линии и точки»
  • «Путешествие»
  • «Расскажи про свой узор»
  • «Сделай так, как я скажу»

4. Дидактические игры четвертой группы использовала для закреплений знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения детей:

 

  • «Заполни пустые клетки»
  • «Подбери фигуру»
  • «Кто больше увидит»
  • «Подбери предмет к геометрической фигуре»

Создана картотека дидактических игр для ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение)


        Для накопления опыта созданы методические папки:

  1. Консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», «Математика вокруг нас».
  2. Оформление папки – передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
  3. Консультации для педагогов на тему: «Дидактические игры для обучения математике дошкольников», «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы».

         

Выводы:  Изучение выбранной темы помогло мне в организации по ФЭМП. Я старалась внести новшества в данные занятия, они отличались разнообразием, предоставляли возможность производить количественный и порядковый счет, оперировать цифрами, величиной, формой, выстраивать пространственные и временные отношения. С помощью дидактических игр я смогла заинтересовать детей и сформировать достаточно устойчивый интерес  к математике.

На 2020-2021 учебный год планирую:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений через игру (дидактическую, логическую, подвижную и т.д.)  у детей старшего дошкольного возраста»;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации.

Цель: Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Задачи:

1. Формировать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Рекомендации для других педагогов:

Использовать дидактические игры в ООД и режимных моментах.

Приложение

Картотека дидактических игр

«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

«Путешествие»

Дидактические задачи: учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: стрелки разного цвета

Ход игры: Воспитатель обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три шага и там ищи». Задания могут быть любые как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Расскажи про свой узор»

Дидактические задачи: учить овладевать пространственными представлениями.   Оборудование: картинка (коврик) с узором                         Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине — треугольник.

«Сделай так, как я скажу»

Дидактические задачи:  развивать ориентировку на листе бумаги.

Оборудование: у детей конверты с набором геометрических фигур лист

бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего

размера.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (воспитатель его показывает) надо

положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

«Дни недели»

Дидактические задачи: закрепить знание последовательности дней недели; формировать умение перечислять их в определённом порядке.

Оборудование: цветные карточки (7 одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек).

Ход игры: Детям предлагается выполнить следующие игровые действия:

Расставить карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели;

Расставить карточки в обратном порядке от воскресенья до понедельника, перечисляя дни недели;

Назвать и показать рабочие и выходные дни.

«Назови сутки»

Дидактические задачи:  Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Оборудование: карточки, с изображением частей суток.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

«Разложи по порядку»

Дидактические задачи:   Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Оборудование: картинки с временными отрезками

Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.

«Живая неделя»

Дидактические задачи:    закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.                                   Оборудование: карточки с кругами от 1 до 7, музыка.                      Ход игры:  У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

«Какое слово подходит?»

Дидактические задачи: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Ход игры: Педагог задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы»

(перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц). И так все времена года.

«Круглый год»

Дидактические задачи:  развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.

Оборудование: мяч

Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает мяч игроку и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?

- Какой месяц идёт после октября?

- В каком месяце день твоего рождения?

«Повтори, не ошибись»

Дидактические задачи:   закреплять названия месяцев (по временам года).

Оборудование: картины с изображением времени года

Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних, летних) месяцев по порядку по картинкам или без них.

«Наклей цифры»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

Оборудование: изображения многоэтажных домов, стулья

Ход игры:

Предлагается  наклеить  цифры  по  порядку,  пронумеровав  

этажи  в многоэтажном доме, стулья в ряду и т.д.

«Что изменилось»

Дидактические задачи: Упражнять детей в порядковом счёте.

Оборудование: различные предметы

Ход игры: Предложите детям запомнить предметы. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет предметы местами. Открыв глаза, ребёнок должен рассказать что изменилось. Впоследствии игру можно усложнить: менять местами не 1, а 2 или 4 предмета, менять местами все предметы.

«Не зевай!»

Дидактические задачи:  Закреплять в игре счет от 1 до 10. Чтение и запись чисел.

Оборудование: Числовые карточки, фанты.

Ход игры: Детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Ведущий (воспитатель, ребенок) рассказывает сказку (читает стихотворение), в тексте которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен быстро ее поднять.

«Подбери игрушку»

Дидактические задачи:  упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Оборудование: различные игрушки

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

 «Заполни пустые клетки»

Дидактические задачи: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Оборудование: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Ход игры: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

«Живые цифры»

Дидактические задачи: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Оборудование: Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»  - они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игр: «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Линии и точки»

Дидактические задачи: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.                                                     Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.                                                                                            Ход игры: Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

«Подбери предмет к геометрической фигуре»

Дидактические задачи:  формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета.

Оборудование: геометрические фигуры, подборка предметов разной формы.

Ход игры: дети стоят полукругом. В центре расположены два столика:

на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель катит мяч по кругу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок находит её и предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается: если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

«Подбери фигуру»

Дидактические задачи:  закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Оборудование:  у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

Ход игры:  Сначала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

«Кто больше увидит»

Дидактические задачи:  закрепление знаний о геометрических фигурах.

Оборудование: Фланелеграф, геометрические фигуры.

Ход игры: На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

отчет по теме самообразования за 2018-2019 учебный год

Тема самообразования: Использование метода интеллект-карт в развитии связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)....

Отчет по самообразованию за 2019 - 2020 учебный год. Тема: «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благополучной ситуации, в которой даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и ра...

Отчет о работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности"

В 2019-2020 учебном году я работаю над темой «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности», которая продолжает быть актуальна в наш...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...