План по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр»
учебно-методический материал

Хаснаева Елена Ивановна

 Работая с детьми второй группы раннего  возраста необходимо уделять большое внимание обогащению и накоплению сенсорного опыта через игры с дидактическим материалом. Дидактическая игра является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 140»

План по самообразованию

 «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр»

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                           

   Разработала воспитатель:

Хаснаева Елена Ивановна

Дзержинск

2024-2025

План самообразования на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Содержание

Цель работы:

  • повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
  • формирование сенсорной культуры у детей второго раннего возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Задачи:

  • развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
  • формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
  • знакомить детей с дидактическими играми;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;
  • активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская игровая и др.;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
  • подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр.

Предполагаемый результат:

1. Воспитательные:

  • воспитать у детей интерес к дидактической игре;
  • воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;

2. Обучающие:

  • научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.

3. Развивающие:

  • развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;
  • развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;
  • развивать внимание, усидчивость детей.

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

Срок работы над темой: сентябрь 2024 – май 2025 года.

Актуальность:

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Действуя с разными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, малыш познает их свойства, качества. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира.

На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания, окружающего", – говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Перспективный план работы по самообразованию с детьми и родителями, самореализация

Этапы работы:

1 – Установочный

  • Выбор темы
  • Постановка целей и задач
  • Подбор литературы
  • Поиск материалов по теме в интернете.

2 – Теоретическое изучение проблемы

Мероприятия в 2020-2021 учебном году

Срок реализации

Форма отче та

1.

– изучение методической литературы;

– подготовка мониторинга для определения уровня сенсорного развития у детей;

– разработка диагностического материала для проведения мониторинга;

– изучение результатов мониторинга;

– разработка анкеты для родителей.

Работа с детьми:

– проведение мониторинга.

Работа с родителями:

– ознакомление с темой углубленной работы на родительском собрании, ознакомление с целями и задачами работы;

– анкетирование родителей по выявлению уровня сенсорного развития у детей.

1-14 сентября

14-30 сентября

  • мониторинг
  • анкета для родителей

– результаты мониторинга

– сообщение для родителей на тему «Сенсорное развитие детей»

– результаты анкетирования

3 – Практическая деятельность

Перспективный план работы с детьми, родителями, самореализация

по теме самообразования

Учебный период

Мероприятия

Самореализация

С детьми

С родителями

Форма отчета

Сентябрь

Подбор литературы по теме

Составление перспективного плана по самообразованию

Разработка мониторинга и заданий к нему

Создание сенсорного уголка

Разработка анкеты для родителей

Проведение мониторинга

Сообщение на родительском собрании по теме углубленной работы

Анкетирование

План само-образования

Мониторинг

Анкета для родителей

Октябрь

Ноябрь

Подведение итога анкетирования родителей

Подбор информации в родительский уголок по данной теме

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей второго раннего возраста через дидактические игры»

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному  признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение ткани)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Привлечь родителей к созданию и оформлению сенсорного уголка в группе

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннеговозраста через дидактические игры»

Сенсорный уголок

Консультация для родителей

Декабрь

Январь

Разработка памятки для родителей «Сенсорное развитие детей 2-3 лет»

Изучение статей по теме в журналах «Дошкольное воспитание»

Дидактические игры на закрепление понятия формы:

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)  

«Из каких фигур состоит…?»  (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?»  (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр

Разместить в родительском уголке памятку «Сенсорное развитие детей 2-3 лет»

Дидактичес-кие игры по теме

Информация в родителький уголок

Февраль

Март

Подготовить консультацию для родителей  «Как развивать представления о величине у детей 2-3 лет»

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

«В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

«Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение предметов: какие нарисо-ваны ближе, а какие дальше)

«Собери матрешку»

«Собери башенку»

Консультация для родителей «Как развивать представления о величине у детей 2-3лет»

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр

Консультация для родителей

Дидактические игры

Апрель

Май

Изготовление картотеки дидактических игр по теме

Подготовка отчета по результатам работы над темой

Проведение мониторинга по итогам работы над темой

Дидактические игры и упражнения на закрепление цветового восприятия:

«Спрячь мышку»

«Полянка» (посадить бабочку нужного цвета на цветок)

«Подбери чашки к блюдцам»

«Бусы» (деревянные, из крышек, из кругов)

«Какого цвета?»

«Воздушные шары»

«Какой цвет?»

Индивидуальные консультации с родителями

Подведение итога работы над темой

Картотека дидактичес-ких игр

Мониторинг

Отчет

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Дорофеева Э. М. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Издание шестое (дополненное).- М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.
  2.  «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Под ред. Л.А. Венгера.
  3.  Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988.
  4. Интернет-ресурс: Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей от 1,5 до 5 лет посредством


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Родительское собрание "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр" (из опыта работы)

Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания...

Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мир...

План по самообразованию:«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...