План по самообразованию:«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
методическая разработка (младшая группа)
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 12
Индивидуальный план
самообразования
воспитателя
Ульяновой Татьяны Александровны
на 2021 - 2022 год
Сорочинск – 2021 г.
План самообразования
1.Ф.И.О. педагога – Ульянова Татьяна Александровна
2.Образование – высшее, 1 квалификационная категория.
3.Тема самообразования: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры».
4.Работа начата –01.09.2021 г.
5. Предполагается закончить – 30.05.2022 г.
6. Начиная работу по теме самообразования, я поставила перед собой
цель: определение наиболее эффективных приемов развития сенсорных способностей у детей.
7.Задачи, которые необходимо было выполнить для достижения данной цели:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет - ресурсы.
2. Разработать консультации для организации воспитательно – образовательного процесса.
3. Применить эти разработки на практике.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы.
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования.
- создание консультаций для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
-пополнить ППРС группы дидактическими играми по сенсорному развитию.
Какой предполагается результат:
у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
8.Актуальность темы:
На начальном этапе жизни именно сенсорное развитие отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Сенсорика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Сенсрика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
9.В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007
- ТКАЧЕНКО Т.А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.
- Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008
- Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику
- Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Изучение передового педагогического опыта
- Интернет-ресурсы.
10. Предполагаемый результат:
1. Организация познавательной активности в рамках правильно организованной предметно-пространственной среды будет осуществляется через:
а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;
б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;
2. Благодаря эффективным формам и методам правильно организованная предметно-пространственная среда станет местом познания, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
3. Системная работа по данному направлению позволит:
- развить память, внимание, умение наблюдать, классифицировать, обобщать;
- развить познавательно-исследовательские способности детей;
- развить избирательную направленность детей, их внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;
- развить активное эмоционально-познавательное отношение детей к миру;
- раскрыть интересы и увлечения детей.
11. Форма самообразования: индивидуальная.
12.Перспективы развития самообразования -
Я определила перспективу на будущее:
- продолжать использовать полученные знания для развития сенсорных способностей детей;
- активизировать сенсорную и творческую активность детей, опираясь на их познавательные интересы.
-подготовить консультацию для родителей.
13. Форма отчёта по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Этапы работы по самообразованию
Содержание работы | Форма работы | Сроки |
Информационно – ознакомительный | ||
1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта |
| сентябрь - октябрь 2021 г. |
Практический | ||
1. Определение цели и задач работы над темой. | Анализ уровня профессиональной компетентности Изучение имеющейся литературы. | ноябрь 2021 г. – март 2022 г. |
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. | Определение темы для организации предметно-развивающей среды Составление перспективного планирования работы. Взаимодействие с дошкольниками Чтение художественной литературы: потешки, заклички, пальчиковые игры. Дидактические игры. Самостоятельная деятельность. Взаимодействие с родителями Консультация для родителей Обогащение предметно-развивающей среды. Оформление наглядной информации. | |
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Чтение стихов, загадок, прослушивание песен и стихов. Участие родителей в изготовлении игр и пособий для сенсорного развития детей. | |
2.Распространение опыта среди коллег. | Обмен опытом участников проекта. Консультация для воспитателей Сообщение на педсовете, презентация. | |
3.Проектирование результатов. | Обогащение предметно-развивающей среды Оформление наглядной информации. Сбор, изготовлении игр и пособий для сенсорного развития детей. | |
Обобщающий | ||
Оформление результатов работы по теме, представление материалов | апрель 2022 г. | |
Создание презентации «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-651515-1598770123.jpg)
Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-651515-1598770123.jpg)
Тема по самообразованию: на 2015 -2016 учебный год: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Предлагаю, вашему вниманию план работы по самообразованию для детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-989262-1528041840.jpg)
Семинар "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.Развитие органов чувств у детей 2-3 лет идет очень интенс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-965717-1509290945.png)
Семинар-практикум "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
\\...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/24/picture-992059-1624535050.jpg)
Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»
Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/10/picture-684950-1557488285.jpg)
«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/10/picture-684950-1557488285.jpg)
«Формирование сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорные эталоныСенсорное воспитание предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных этал...