Цель: Научить составлять календарь, вспомнить с детьми разные виды календаря. Задачи: Упражнять в счете в пределах 20; учить отвечать детей полным предложением; развивать логическое мышление и наглядно-образное, сообразительность, умение действовать по инструкции; закрепить знания детей о днях недели, месяцах; воспитывать интерес к учебной деятельности, усидчивость; воспитывать гуманные чувства, желание помогать сказочным героям. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Оборудование: демонстрационный: разные виды календарей, 3 комплекта цифр от 1 до 7, «волшебная палочка», набор «дни недели», таблица-календарь, буквы «А, П, Р, Е, Л, Ь»; магнитофон. Раздаточный: набор цифр от 1 до 20; таблица - календарь, 7 прямоугольников разных цветов, с написанными на них днями недели; Ход занятия: Ребята, я сегодня получила письмо от Фиксиков, они просят Вас о помощи. Письмо: «Ребята, Дим Димыч пригласил нас на день рождения, которое состоится 10 апреля, а в какой день недели будет, мы не знаем. Помогите нам пожалуйста! Подскажите, когда нам идти к нему на день рождения?» Воспитатель: Ребята, поможем Фиксикам? Дети: Да! Воспитатель: сначала отгадайте загадку. Под новый год пришел он в дом Таким румяным, толстым. Но каждый день терял он вес И, наконец, совсем исчез. Дети: Календарь. Воспитатель: А кто мне подскажет, что можно узнать с помощью календаря? Дети: Какой сегодня день, месяц, число. Воспитатель: Как называется календарь, который висит на стене? (настенный, настенный отрывной) Воспитатель: Как называется календарь, который лежит на столе? (настольный перекидной – ежедневник) Воспитатель: Как называется календарь, который носят в кармане? (карманный) Воспитатель: Кто может назвать свой день рождения? А кто может показать день рождения на календаре? Воспитатель: Чем похожи все календари? Дети: Каждый календарь показывает: число, месяц, год, день недели. В календаре отмечены праздничные, рабочие и выходные дни. Воспитатель: Сколько дней в неделе? Каким цветом отмечены рабочие дни? А каким цветом отмечены выходные и праздничные дни? Воспитатель: Чем отличаются календари? Дети: Размером, цветом, формой. Воспитатель: По размеру, какие они бывают? Дети: Большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, широкие и узкие. Воспитатель: А по форме? Дети: Квадратные, прямоугольные, круглые Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам игру «По порядку стройся» Выходите и стройтесь в одну шеренгу. У меня на столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с написанными днями недели для каждой команды. Сначала мы разделимся на 3 команды, для этого надо рассчитаться на 1-й,2-й,3-й. Пока звучит музыка, вы выбираете себе любую карточку, по команде «Становись», вы должны построиться по порядку. Первая команда становится возле квадрата, вторая команда строится возле круга, а третья возле треугольника, по порядку дней недели, указанной на карточке. Молодцы, с заданием все справились. Проходите на свои места. Воспитатель: Дни недели мы вспомнили. Но ведь в календаре есть еще и числа, давайте с вами вспомним числовой ряд, для того чтобы верно расставить числа в календаре. Дети повторяют счет от 1 до 20. Воспитатель: Ребята, а еще для составления календаря, что нам нужно? Дети: Название месяцев. Воспитатель: Молодцы. Давайте поиграем в игру «Назови скорей» Я буду задавать вам вопросы, а вы, до кого дотронусь волшебной палочкой, будете отвечать. Будьте внимательны. -какой сегодня месяц; -какой месяц был предыдущий; -сколько месяцев в году; -как называется первый месяц года; -назовите зимние месяцы; -назовите летние месяцы; -какой месяц идет за мартом; -каким месяцем заканчивается год. Воспитатель: Молодцы. А сейчас мы будем учиться составлять календарь. Воспитатель: Ребята, так с чего мы начнем составлять наш календарь? Дети: Поставим дни недели Воспитатель: Составление календаря: У вас на столах лежат карточки, это наша таблица – календарь, и посчитайте, сколько в ней колонок? Дети: 7 Воспитатель: Как вы думаете, почему их 7? Дети: потому что у нас семь дней в неделе. Воспитатель: Что мы будем выкладывать на верхнюю полоску? Дети: Дни недели. Воспитатель: Правильно, на верхнюю полоску мы выкладываем дни недели. Сейчас мне будет помогать Максим, на доске он будет выкладывать дни недели по порядку, а вы постарайтесь на своих местах поставить их в правильной последовательности, с понедельника по воскресенье.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспитатель: Ребята, дни недели мы выложили, внимательно проверьте свою таблицу. Что будем делать дальше? Дети: Выложим цифры, чтобы узнать, какого числа День рождения. Воспитатель: Теперь мы возьмем цифры и выложим их под каждым днем по порядку. А поможет мне составлять на доске Даша. Какую цифру мы поставим под понедельником, вторником, средой? И т.д. Дети: под понедельником поставим цифру 1, под вторником 2.. Воспитатель: Сколько цифр поселили в первый ряд? Дети: 7. Воспитатель: Продолжаем расставлять второй, третий ряд. С какой цифры у нас начинается второй ряд? Дети: с цифры 8 Воспитатель: Хорошо, продолжаем выкладывать цифры по порядку. Все справились с заданием? Дети: Да! Воспитатель: Тогда давайте немножко отдохнём. Физминутка: (дети выполняют движения по тексту) В понедельник я купался, (разводим руки в стороны) А во вторник рисовал. (рисуем «карандашом» в воздухе) В среду долго умывался, (показываем, как умываемся) А в четверг в футбол играл. (пинаем «мяч») В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем и бежим на месте) Очень долго танцевал, (показываем любые танцевальные движения) А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. (показываем, что спим) Воспитатель: Отдохнули ребята, а теперь за дело. Воспитатель: Для того чтобы узнать, когда у Дим Димыча день рождения мы выкладывали цифры от 1 до 20 (соответствующие дням недели). Сейчас Соня расскажет нам, какие цифры выложила на первой неделе, Вика расскажет про вторую неделю, Артем про третью неделю.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|
Соня: На первой неделе я выложила цифры 1,2,3,4,5,6,7. Вика: На второй неделе я выложила цифры 8,9,10,11,12,13,14. Артем: На третьей неделе я выложил цифры 15,16,17,18,19,20. Воспитатель: С этим заданием вы тоже справились, молодцы. Теперь мы сможем узнать, когда Фиксикам нужно идти на день рождения? Дети: Нет, мы не знаем какой месяц. Воспитатель: А для этого нужно из букв, которые рассыпались на доске, составить слово. Подумайте, какой это может быть месяц? Игорь составь слово на доске. Воспитатель: Какое слово получилось? Дети: Апрель. Воспитатель: Значит, когда Фиксики пойдут на день рождения? Дети: 10 апреля в среду. |