Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Ковалёва Елена Михайловна

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные знания в  изменившейся ситуации.

Занятие носит комплексный интегрированный характер.

Занятие может быть полезно практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений всех видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_po_mat.odt22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»

I. Программное содержание:

Обучающие задачи:

1.Закреплять умение пользоваться количественным и порядковым счётом.

2.Закреплять знания о составе числа в пределах 10.

3.Закрепить знания о последовательности дней недели , времён года , месяцев года.

4. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел.

5. Закрепить умение сравнивать 2 числа, используя знаки «больше», «меньше», «равно».

6. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине) .

7. Формировать навыки ориентирования на листе бумаги в клетку.

Развивающие задачи:

1. Создать условия для развития логического мышления, внимания, воображения.

2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предшествующая работа:

1. Дидактическая игра «Назови соседей».

2. Игровое упражнение «Составь число».

3. Игровое упражнение «Сколько осталось? ».

4. Беседа «Дни недели».

Оборудование:

Демонстрационный материал: чудо – дерево, карточки с картинками.

Раздаточный материал: круги с цифрами от 1 до 9 на каждого ребенка, простые карандаши, карточки с заданиями, листок бумаги в клетку (по одному на каждого ребёнка) .

Ход занятия

1. Приветствие.

Воспитатель:- Ребята, я очень рада вас видеть. Ребята, к нам на занятия пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и будем хорошо отвечать на вопросы. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: Нам кто-то звонит, давайте ответим на видеозвонок.

Дети: Да!

СЛАЙД 1 БУРАТИНО:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Злой кот Базилио и лиса Алиса забрали мой золотой ключик и спрятали его в «Волшебной стране «Математика» под волшебным чудо-деревом. На этом чудо-дереве растут чудо-фигуры, а на них зашифрованы задания. Я не знаю, как мне вернуть мой золотой ключик, ведь я не дружу с математикой. Я знаю, что вы добрые дети и помогаете тем, кто попал в беду. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Если вы справитесь со всеми заданиями, вы сможете вернуть мой золотой ключик. Я отправляю вам карту этой Волшебной страны, по которой вы сможете найти дорогу к чудо-дереву».

Воспитатель: - Ну, что, ребята? Хотите помочь Буратино?

Дети: Да!

Воспитатель: Замечательно! Перед таким ответственным заданием  нам нужно сделать разминку. Готовы?

«Не зевай , быстро на вопросы отвечай» (бросаю мяч)

Какой сегодня день недели? (среда)                          Назовите число меньшее на 1 …....  

Сколько всего дней в неделе ? (семь)                        Назовите число большее на 1 …....

Какой день идёт после четверга ? (пятница)             Назовите соседей числа …....

Какой день идёт перед вторником ? (понедельник)

Как называется пятый день недели ? (пятница)

Какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Назовите все осенние месяцы?

Сколько месяцев в году?

Если оса летит выше мухи, то муха летит...

Если игла толще нитки, то нитка...

Сколько ушей у 2х мышей?

Сколько хвостов у двух коров?

Молодцы!

А чтобы попасть нам с вами в волшебную страну, возьмитесь за руки, закройте глаза и посчитайте до 10 прямым счетом. А теперь сделайте три шага вперед, два шага вправо, один шаг влево.

Воспитатель: Вот мы и оказались с вами в волшебной  стране «Математика». Ребята, посмотрите какое-то дерево! Это обычное дерево? А что на нем растет?

Дети: На нем растут геометрические фигуры!

Воспитатель: Ребята, а как же нам узнать, какую геометрическую фигуру нам сорвать сначала, а какую потом? Может нам помогут загадки, написанные на карте?

Дети: Да!

Воспитатель: Хотите отгадать первую загадку? Тогда послушайте:

Нет углов у меня   
И похож на блюдце я,   
На тарелку и на крышку,   
На кольцо, на колесо.   
Кто же я такой, друзья?   
Назовите вы меня!

Воспитатель: Что же это такое, ребята?

Дети: Это круг!

Воспитатель: - Правильно! Нам нужно сорвать с дерева круг. А на нем интересное задание! Но чтобы выполнить это задание,нам нужно быть предельно внимательными, поэтому давайте сделаем зарядку для глаз

Гимнастика для глаз «Кукушка»

У леса на опушке                                                 (Моргать глазами в такт)

Высоко на суку                                                     (Поднять глаза вверх)

Сутра поет кукушка:                                               (Зажмурить глаза в такт)

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!                                               (Моргать в такт)

Внизу бежит речонка                                              (Глаза вниз)

По желтому песку.                                                   (Глаза вправо)

Поет кукушка звонко:                                              (Глаза влево)

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!                                                (Моргать в такт)

Воспитатель: Задание 1. Внимание на экран

СЛАЙД 2 Геометрические фигуры

Внимательно посмотрите, что вы видите?  Как сказать одним словом, что изображено на экране? Назовите фигуры? Сколько всего фигур? Каким по счету нарисован круг? Квадрат? Трапеция? Что стоит на 7 месте? На 2? 4? и т.д. Посмотрите внимательно и запомните, как расположены фигуры.

СЛАЙД3 Что изменилось?

Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием. А какая фигура будет второй, мы узнаем, разгадав следующую загадку. Послушайте:

Три стороны и три угла.

Знает каждый дошкольник:

Фигура называется,

Конечно,...

Дети: Треугольник!

Воспитатель: Правильно! Итак, у меня в руках треугольник, а на нем задание №2, оно называется «Сосчитай и сравни».

 Ребята, для этого нам нужно сесть за столы, у вас на столах лежат карточки. Что нарисовано в первом прямоугольнике? (Листики)Запишите это в квадрате под рисунком? (7)Что нарисовано во 2-м прямоугольнике? (жучки)Запишите во 2-м квадрате. (8) Что можно сказать о кол-ве листиков и жучков? С помощью чего это можно записать в математике? Поставьте нужный знак в кружок. Что нужно сделать, чтобы жучков и листиков стало поровну. Дорисуйте листик. Теперь запишите сколько стало листиков и  жучков? Что можно об этом сказать? Как это записать?

Воспитатель: Все выполнили задание? А теперь проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

Воспитатель: Хорошо! Хотите сорвать следующую фигуру? Тогда послушайте следующую загадку:

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня.

(Квадрат)

Дети: Квадрат!

Задание №3. Воспитатель: Вот он квадрат. Какое же задание нас ждет? Хотите узнать?

Воспитатель: Ребята, следующее задание называется задачи и рассказы.  Необходимо определить, что является задачей, чем отличается она от рассказа.

Слайд  Структура задачи

1.На клумбе расцвело 7 роз, за ночь распустились еще две розы. Стало очень красиво. (Не задача, так как нет вопроса)

2.Белочка в дупло принесла сначала 4 гриба, а потом еще 2 гриба. Сколько всего грибов принесла белка? (повторить задачу, определить условие, вопрос, найти  решение, ответ). СЛАЙД

3. На дубу висело 7 желудей. 3 желудя упали. Сколько желудей осталось на дереве?СЛАЙД

Воспитатель: Замечательно! Какая же фигура будет следующей? Хотите узнать?

Дети: Да!

Задание №4. Воспитатель: Попробуйте отгадать следующую загадку:

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник) .

Дети: Прямоугольник!

Воспитатель: Правильно, ребята! А теперь лиса и кот решили проверить умеем ли мы отдыхать? У нас физкультминутка, а называется она «Буратино». Ребятки, хотите превратиться ненадолго в Буратино?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда выходите все на середину. Готовы?

Буратино потянулся,

(встать на носочки, поднять руки вверх-потянуться, вернуться в исходное положение)

Вот нагнулся, разогнулся, (руки на поясе, ноги на ширине ступни, выполнить наклон вперёд, выпрямиться)

Руки в стороны развёл, (развести руки в стороны)

Ключик, видно, не нашёл, (повороты головы: влево, прямо, вправо, прямо)

Чтобы ключик нам достать (опустить руки вниз)

Надо на носочки встать (встать на носочки, поднять руки на уровне груди, вытянуть руки перед собой)

И руками помахать (махи руками)

Задание № 5.

Воспитатель: Здорово! Какая же фигура будет следующей? Хотите узнать?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда послушайте следующую загадку:

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал) .

Дети: Овал!

Воспитатель: Вот и овал.

«Зашифрованное слово» Зашифрованное слово мы сможем расшифровать в том случае, если правильно  решим примеры. Получив ответ,  прочитаем получившееся слово и узнаем, что нам сегодня помогает в пути

5  6  7  8  9  10

Д  Р У Ж Б А

Примеры:      2+3=  10-1=  8-2=    8+2=  5+2=   4+4=

Воспитатель: Замечательно, ребята! Справились с заданием.

Задание №6.

Воспитатель:- Ребята, на дереве не осталось ни одной фигуры! Значит, мы справились со всеми заданиями. А где же золотой ключик? Никто не нашел его?

Дети: Нет!

Воспитатель: Ребята, а я нашла какую-то подсказку. Это план. Хотите нарисуем и посмотрим, что это такое?

Дети: Да!

Воспитатель: Возьмите листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем: 3 клетки – вправо, 1 клетка – вниз, 3 клетки – вправо, 1 клетка – наверх, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вверх, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 1 клетка – вправо, 1 клетка – вниз, 7 клеток – влево, 1 клетка – вниз, 3 клетки – влево, 3 клетки - вверх.

Воспитатель:- Что у вас получилось?

Дети:- Ключик!

Воспитатель: Здорово, ребята! Хотите отправить наши ключики Буратино?

Воспитатель: Тогда сложите ваши ключики в этот конверт, и мы его отправим Буратино по почте.

СЛАЙД 4 Конверт летит

Слайд 5 Буратино

Ребята, я очень рад, что вы помогли мне отыскать золотой ключик. Я обещаю вам, что буду тоже учить математику, чтобы стать такими умными, как вы. И на память я вам передаю подарки.А сейчас мне пора бежать, а то папа Карло будет волноваться. До свидания!

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Но чтобы вернуться домой, нам надо посчитать от 10 до 1. …... Вот мы и дома.

Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?

Воспитатель: Здорово! Молодцы! А теперь получите подарки от Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к конспекту занятия: Познание. Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе по теме «Зоопарк».

Методические рекомендации к конспекту  дают возможность  воспитателю граммотно подойти к проведению занятия во второй младшёй группы....

Методические рекомендации к конспекту занятия: Познание. Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе по теме «Зоопарк».

Методические рекомендации к  конспекту занятия: Познание.Формирование элементарных математических  представленийво второй младшей группе  по теме «Зоопарк". Подготовила  воспи...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе на тему: «Весёлая игра»

Программное содержание:Учить детей видеть и четко воспринимать каждый элемент множества, действовать с левой границы множества правой рукой. Упражнять детей в умении создавать группы из однородны...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе на тему «Сравнение предметов по ширине. В гости к трем медведям»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе на тему «Сравнение предметов по ширине. В гости к трем медведям»Цель: формирование у детей умения сравни...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему: «Шар. Порядковый счет до 3.»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Чтение...

Занятие по формированию элементарных математических представлений (подготовительная к школе группа)

занятие для повторения пройденного материала- Упражнение в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствование умений устанавливать зависимость между множеством и его час...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа

Данный конспект был проведен мной в феврале 2017 г в рамках "Месячника открытых занятий для молодых педагогов"....