Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Тюшина Светлана Васильевна

Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, работающим с детьми  6 -7 лет в подготовительной к школе группе, в рамках изучения темы по составлению числа из двух меньших чисел и раскладывании его на два числа (состав чисел в пределах 10), как на этапе непосредственного изучения  темы (ноябрь-декабрь по программе "От рождения до школы " под редакцией Н.Е.Вераксы), так и на этапе закрепления и отработки навыка (апрель-май).   

Занятие построено с учётом ФГОС ДО: на основе интеграции образовательных областей - познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.

При построении занятия использованы элементы социоигровой технологии Шулешко Е.Е., Ершовой А.П., Букатова В.М.

 Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, работающим с детьми  6 -7 лет в подготовительной к школе группе, в рамках изучения темы по составлению числа из двух меньших чисел и раскладывании его на два числа (состав чисел в пределах 10), как на этапе непосредственного изучения  темы (ноябрь-декабрь по программе "От рождения до школы " под редакцией Н.Е.Вераксы), так и на этапе закрепления и отработки навыка (апрель-май).   

Занятие построено с учётом ФГОС ДО: на основе интеграции образовательных областей - познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.

При построении занятия использованы элементы социоигровой технологии Шулешко Е.Е., Ершовой А.П., Букатова В.М.

 Данный материал может быть полезен воспитателям ДОУ, работающим с детьми  6 -7 лет в подготовительной к школе группе, в рамках изучения темы по составлению числа из двух меньших чисел и раскладывании его на два числа (состав чисел в пределах 10), как на этапе непосредственного изучения  темы (ноябрь-декабрь по программе "От рождения до школы " под редакцией Н.Е.Вераксы), так и на этапе закрепления и отработки навыка (апрель-май).   

Занятие построено с учётом ФГОС ДО: на основе интеграции образовательных областей - познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.

При построении занятия использованы элементы социоигровой технологии Шулешко Е.Е., Ершовой А.П., Букатова В.М.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nnod_po_femp.docx779.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений  в подготовительной  к школе группе.

Образовательная область  - Познавательное развитие.

Тема: Повелители чисел.

Программа "От рождения до школы " под редакцией Н.Е.Вераксы.

  Материал подготовила: Тюшина Светлана Васильевна воспитатель МБОУ "Сийская СШ" №116 СП "Детский сад" п.Сия

Цель: совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.

Задачи:

Образовательные:  упражнять в определении места числа в натуральном ряду чисел; упражнять в раскладывании чисел 3,4,5,6,7,8  на два меньших и составлении из двух меньших большего числа; обобщать  и расширять представления о геометрических фигурах.

Развивающие: развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа и синтеза, обобщения; способствовать развитию воображения; активизировать и обогащать словарный запас.

Воспитательные: учить детей договариваться в игре, уступать друг другу; способствовать проявлению лидерских качеств и инициативности в игровых ситуациях, способствовать формированию адекватной самооценки.

Оборудование и наглядные пособия: магнитофон; музыка из кинофильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»; магнитная доска; мел; 3 стола с сигнальными  трапециями   - "крыши числовых домов" (синий, зелёный, красный); «ворота дворца» из мягких модулей, с закреплёнными на них числами; геометрические фигуры трёх цветов (синего, зелёного и красного): прямоугольники, квадраты,  четырёхугольники, 1 треугольник синего цвета, 1 пятиугольник красного цвета (с обратной стороны фигуры изображено число); песочные часы; «математический кубик» и «математический куб»; числовые домики (состав числа); листы бумаги А5 с изображёнными на них числовыми домиками; наглядное пособие «Состав числа» (числовые домики) на магнитах; простые карандаши по количеству детей.

Предварительная работа.

Предварительно проводится работа по организации деятельности детей в малых группах (в микрогруппах). Совместно вырабатываются и принимаются правила работы в малой группе и девиз.

Ожидаемые результаты.

Дети будут совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10; смогут вспомнить и уточнить названия геометрических фигур, их отличительные признаки. Применение элементов социоигровой технологии даст возможность детям проявлять в игровых ситуациях инициативность и самостоятельность, позволит неуверенным и робким детям преодолевать нерешительность и застенчивость;  Организация работы в микрогруппах создаст условия для  развития речевое взаимодействия детей: умения слушать других и высказывать своё мнение.

Структура занятия

Этап

Цель этапа

Формы организации, методы и приёмы работы

Время,

мин.

1. Введение в игровую ситуацию.

Переход в игровую зону "Дворец чисел".

Мотивировать к коллективной деятельности.

Беседа.

2

2. Игра - знакомство.

Способствовать развитию умения представлять себя, называя свою фамилию, имя и отчество; активизировать речь.

Самопрезентация.

2

3. Игровое упражнение "Повелители чисел"

Упражнять в определении места числа в натуральном ряду чисел; упражнять в раскладывании чисел на два меньших и составлении из двух меньших большего числа.

Беседа.

3  

4. Деление на микрогруппы с  переходом в игровую зону "Числовые дома".

Учить находить своё место в малой группе по определённому основанию (по цвету геометрической фигуры).

Самоорганизация в микрогруппы.

1

5 .  Создание проблемной ситуации: игровое задание "Почини крышу дома".

Способствовать развитию умения договариваться; способствовать проявлению инициативности и лидерских качеств. Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Работа в микрогруппах.

Решение конструктивной задачи.

 

5

6. Переход в игровую зону  "Дворцовая площадь".

Сюрпризный момент.

Поднять эмоциональный настрой; способствовать активизации внимания.

Приём волшебства (превращение кубика в большой куб).

2

7. Дидактическая игра "Математический куб"

Упражнять в раскладывании чисел 3,4,5,6,7,8 на два меньших и составлении из двух меньших большего числа.

Способствовать проявлению лидерских качеств.

Дидактическая игра

5 - 6

8. Переход в игровую зону "Числовые дома".

Пальчиковая гимнастика.

Способствовать активизации внимания; развивать мелкую моторику; активизировать и обогащать речь.

Беседа. Пальчиковая гимнастика.

2

9. Игровое задание "Засели домики".

Упражнять в раскладывании чисел 5,6,7 на два меньших.

Объяснение. Выполнение задания с комментированием.

Самостоятельная работа.

5 - 6

10. Рефлексия.

Игровое задание "Нарисуй солнышко".

Способствовать формированию адекватной самооценки.

Самооценка.

1-2

Содержание.

  1.  Введение в игровую ситуацию. Переход в игровую зону "Дворец чисел".

Воспитатель.  Дети, время 9 часов. Как всегда, у нас в детском саду по утрам начинаются занятия. Но, может быть, что-то сегодня для вас стало необычным, не таким, как всегда?

Дети. В группе появились мягкие модули из спортивного зала, на ковре лежат геометрические фигуры и др.

Воспитатель. Мягкие модули сегодня превратились в ворота дворца. Посмотрите, справа и слева на воротах располагаются числа - это дворец чисел. Когда зазвучит музыка, все желающие смогут посетить этот дворец и стать повелителями чисел. Хотите ли вы побывать во дворце и научиться повелевать числами?

Дети. Да, хотим.

Воспитатель. Как вы думаете, можем ли мы все одновременно пройти в ворота дворца? Почему?

Дети. Нет. Ворота очень узкие.

Воспитатель. А парами сможем пройти?

Дети. Не сможем.

Воспитатель. Значит, как нам придётся проходить?

Дети. По одному, друг за другом, уступая друг другу.

Воспитатель. Когда вы окажетесь во дворце, то получите билет гостя – геометрическую фигуру, на обратной стороне которой написано число, повелителем этого числа вы и станете. Ворота дворца будут открыты, когда зазвучит музыка.

Звучит музыка, дети проходят в ворота дворца чисел, выбирают одну из геометрических фигур, рассаживаются на ковре по кругу.

2. Игра "Знакомство" (воспитатель присаживается в круг к детям, показывает свой билет - геометрическую фигуру).

Воспитатель. Уважаемые повелители чисел, представьтесь, пожалуйста, начиная свою речь словами: «Я – своё имя, фамилию и отчество - повелитель числа …». Итак, начинаем знакомство. Я - Тюшина Светлана Васильевна  - повелитель числа 19.

(Воспитатель поворачивается к ребёнку, сидящему рядом, справа или слева, и предлагает ему продолжить знакомство).

3. Игровое упражнение "Повелители чисел"

Воспитатель. Итак, уважаемые повелители чисел, начнём повелевать! (обращается к детям):

- Повелитель числа 9, назовите, пожалуйста, соседей числа 9.

- Повелитель числа 8, посчитайте, пожалуйста, от 8 до 5.

- Повелитель числа 5, будьте добры, скажите 5(конфет) - это 3 и сколько ещё?

- Повелитель числа 3, назовите, пожалуйста, число, следующее за числом 3.

- Повелитель числа 4, скажите, пожалуйста, 4 - это 3 и сколько ещё?

- Повелитель числа 7, назовите, пожалуйста,  число, предыдущее числу 7.

- Повелитель числа 6, будьте добры, скажите, 6  - это 3 и сколько ещё?

 - Повелитель числа 12, скажите, пожалуйста 2 и 2- это сколько всего?

 - Повелитель числа 15, скажите, пожалуйста, 3 и 1  - это сколько всего?

(При затруднениях оказывается помощь).

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы настоящие повелители чисел. Я знала, что у вас всё получится.

4. Переход в игровую зону "Числовые дома". Деление на микрогруппы.

Воспитатель. Уважаемые повелители чисел, посмотрите, недалеко от дворца чисел находятся числовые дома, их всего три (три стола). В этих домах живут повелители чисел, то есть вы. Вам остаётся только найти свой дом и поселиться в нём. Обратите внимание на цвет, выбранной вами геометрической фигуры. В каждом доме есть сигнальная геометрическая фигура, она "подскажет", какой дом будет ваш. Дворец можно будет покинуть только, пройдя, через ворота, когда вновь зазвучит музыка. В домах нет стульев, поэтому, выйдя из дворца, возьмите стульчик и займите место в своём доме.

(С началом музыки дети покидают "Дворец чисел", берут стульчики и садятся за столы, ориентируясь на цвет своей геометрической фигуры).

5.  Игровое задание  "Почини крышу дома". (Приложение 2).

Воспитатель. Сейчас, уважаемые повелители чисел, вам предстоит работа в малой группе, в микрогруппе. Давайте вспомним девиз и правила работы в микрогруппе.  На каждом столе есть памятка -  подсказка. (Приложение 1.) Итак, наш девиз!

Дети (хором).

Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко и всегда интересно!

Воспитатель. При обсуждении...

Дети (хором).

Говорим по очереди.

Не перебиваем друг друга,

Слушаем внимательно.

Чётко высказываем своё мнение.

Воспитатель. Ребята, сигнальные четырёхугольники на ваших столах - это крыши ваших домов, переверните, пожалуйста, их цветной стороной вниз. Посмотрите в домах, которые вы заселили, прохудились крыши с одной из сторон. Их нужно починить, отремонтировать. С помощью геометрических фигур, сообща, вам необходимо залатать крыши.  В процессе ремонта распознайте и вспомните названия геометрических фигур и ответьте на вопрос: "Можно ли объединить все представленные геометрические фигуры в одну группу? Почему?" Если во время работы, возникнут трудности, можно воспользоваться схемой ремонта. Карточки-схемы находятся на моём столе.

Время обсуждения - 1 минута. Следить за временем нам помогут песочные часы: переворачиваем часы - время пошло...

(Обсуждение в микрогруппах).

Воспитатель. Время вышло. Определите сообща, кто будет представителем от вашей команды и расскажет всем о результатах ремонта крыши.

Воспитатель. Кто желает отвечать первым? (Один из представителей команд встаёт). Удалось ли вашей команде, команде "зелёных" починить крышу? Понадобилась ли вам схема ремонта? Все ли фигуры вы распознали?

Ребёнок 1. Крышу (не) отремонтировали. Схема ремонта нам (не) понадобилась. (Не) все фигуры распознали (назвали).

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, фигуры, которые вы распознали, показывая их.

Ребёнок 1. (Показывает и называет фигуры: прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, параллелограмм, четырёхугольник.  При затруднениях оказывается помощь).

Воспитатель. Можно ли объединить все эти геометрические фигуры в одну группу? Почему?

Ребёнок 1. Да - это четырёхугольники, у всех фигур четыре угла и четыре стороны.

Воспитатель. Спасибо группе за работу. Переходим к следующей группе. Удалось ли  команде "красных" починить крышу? Понадобилась ли вам схема ремонта?  Все ли фигуры вы распознали?

Ребёнок 2. Крышу (не) отремонтировали. Схема ремонта нам (не) понадобилась. (Не) все фигуры распознали (назвали). (Показывает и называет фигуры: прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, параллелограмм, пятиугольник. При затруднениях оказывается помощь).

Воспитатель. Можно ли объединить все эти геометрические фигуры в одну группу? Почему?

Ребёнок 2. Нельзя объединить все фигуры в одну группу, одна фигура лишняя - это пятиугольник. При ремонте крыши она не понадобилась.

Воспитатель. Спасибо группе за работу. Право ответа переходит к представителю следующей группы. Удалось ли  команде "синих" починить крышу? Понадобилась ли вам схема ремонта? Все ли фигуры вы распознали?

Ребёнок 3. Крышу (не) отремонтировали. Схема ремонта нам (не) понадобилась. (Не) все фигуры распознали (назвали). (Показывает и называет фигуры: прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, параллелограмм, треугольник. При затруднениях оказывается помощь).

Воспитатель. Можно ли объединить все эти геометрические фигуры в одну группу? Почему?

Ребёнок 3. Нельзя объединить все фигуры в одну группу, одна фигура лишняя - это треугольник. При ремонте крыши он не понадобился.

Воспитатель. Спасибо группе за работу.

Воспитатель. Ребята, недалеко от наших  числовых домов, построены числовые домики. Посмотрите, вот они (показывает на доску, на которой закреплены числовые домики). Домики пока пусты, все жители ушли играть, и вас я тоже приглашаю на игру на "Дворцовую площадь". Проходите к воротам дворца и вставайте в круг.

6. Переход в игровую зону "Дворцовая площадь". Сюрпризный момент.

 (Дети становятся в круг).

Воспитатель. Любимая игра маленьких жителей - это "математический кубик". Посмотрите  - вот он. (Воспитатель показывает кубик). Это не обычный кубик, а волшебный. Нужно только запомнить волшебное заклинание и повторить его два раза закрытыми глазами. Запоминайте, заклинание такое: "Эники, беники ели вареники, крибле - крабле -  крубс!». А теперь повторим все вместе хором.

Дети (с закрытыми глазами). Эники, беники ели вареники, крибле - крабле -  крубс!(два раза).

Воспитатель в это время заменяет маленький кубик на большой куб. (Приложение 3).

7. Игра "Математический куб".

Воспитатель. Откройте глаза, начинаем игру "Математический куб". Правила игры следующие:

  • один из игроков выбрасывает куб;
  • смотрит на количество выпавших на стороне куба точек;
  • выстраивает в центре круга свою команду так, чтобы в команде было столько человек, сколько точек на стороне куба  (включая командира);
  • в команде обязательно должны быть и девочки, и мальчики;
  • после построения командир представляет свою команду: "Построена команда из (5) человек: (3) девочки и (два) мальчика. Значит, 5 - это 3 и 2 (или 2 и 3).
  • после чего командир передаёт "математический куб" любому игроку из его команды
  • игра продолжается

  Воспитатель. Итак, игру начинает игрок, стоящий первым слева от меня. (Можно выбрать по считалочке).

Воспитатель. Нам пора возвращаться в свои числовые дома.

7. Переход в игровую зону "Числовые дома". Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель. Ребята, вы знаете, что у жильцов числовых домиков есть любимые домашние питомцы. Кого мы называем домашними питомцами?

Ребёнок. Домашние питомцы  - это животные, которые живут дома, в квартире.

Воспитатель. Как вы думаете, какие домашние питомцы могут быть у жильцов?

Ребёнок 1. Хомячки. У меня дома живут хомячки.

Ребёнок 2. Питомцем может быть кролик.

Воспитатель. Оказывается, любимыми домашними питомцами жителей числовых домиков являются кошки. Давайте посчитаем котят.

Пальчиковая гимнастика:

У кошечки нашей (облизываемся)

Есть 10 котят, (показываем ладони)

Сейчас все котята по парам стоят: (соединяем попарно пальцы)

Два толстых, два ловких, два длинных,

Два хитрых, два маленьких самых и самых красивых.

8. Упражнение «Засели домики». (Приложение 4).

Воспитатель. Уважаемые повелители чисел, жильцы числовых домиков торопятся в свои квартиры. Вместе мы поможем им вернуться домой. Часть работы будем выполнять самостоятельно. Будьте внимательны. У вас на столах находятся карточки с изображением числовых домиков. Возьмите одну карточку и простой карандаш.

В домике под номером 5 на каждом этаже живёт по 5 жильцов. Если в квартире слева на первом этаже проживает 1. Запишем 1. Тогда, сколько жильцов живёт в соседней квартире? (Дети отвечают). Запишем 4. Поднимемся на этаж выше и поселим в квартиру справа 2 жильца, запишем. Тогда,  сколько жильцов окажется в соседней квартире? (Дети отвечают). Запишем 3. На следующем этаже в квартире слева проживает 3 жильца, запишем. Тогда в квартире справа окажется сколько? (Дети отвечают). Запишем 2. И, наконец, последний этаж и в квартире слева  - 4 жильца, запишем. Тогда в квартире справа запишем сколько? (Дети отвечают). Запишем 1.

Переходим в домик под номером 6, на каждом этаже этого домика живёт по 6 жильцов. Посмотрите, на доске, в домике под номером 6, заселены все квартиры слева, закончите, пожалуйста, расселение жильцов в квартиры справа.

А домик под номером 7 попробуем самостоятельно заселить.

(Дети пробуют выполнить задание самостоятельно, при необходимости воспитатель оказывает помощь).

9. Самооценка. Рефлексия.

Воспитатель.  Домики заселены, нам осталось только нарисовать над домиками солнышко. Если вы считаете, что хорошо сегодня поработали, и вам было интересно и весело, нарисуйте, пожалуйста, весёлое солнышко, с улыбкой, и облака.

Может быть, вам было сегодня скучно, тогда нарисуйте, пожалуйста, грустное солнышко и хмурые тучи.

Что для вас сегодня было самым интересным? Что нового вы узнали? Чему научились?

Приложение 1

ПАМЯТКА

"Правила работы в малой группе"

C:\Users\1\Desktop\дло.jpg

Вместе не трудно, вместе не тесно,

вместе легко и                всегда интересно!

      При обсуждении:

  • говорим по очереди
  • не перебиваем друг друга
  • слушаем внимательно
  • чётко высказываем своё мнение

http://static.canalblog.com/storagev1/olivierjav.canalblog.com/images/silence.jpg

Приложение 2

К игровому заданию  "Почини крышу дома".

C:\Users\1\Desktop\0не.jpg                       C:\Users\1\Desktop\00оо2.jpg

   

C:\Users\1\Desktop\002.jpgC:\Users\1\Desktop\шнгп.jpg

Приложение 3

Дидактическая игра "Математический куб"

 (или "математический кубик")

C:\Users\1\Desktop\белочка 15-16\DSCN1033.JPG

Приложение 4

К  упражнению «Засели домики».

Приложение 5  

Фотографии, сделанные в ходе проведения занятия "Повелители чисел".

F:\DCIM\103NIKON\DSCN0951.JPG

Введение в игровую ситуацию

F:\DCIM\103NIKON\DSCN0952.JPG

Переход в игровую зону

"Дворец чисел"

C:\Users\1\Desktop\белочка 15-16\DSCN0959.JPG

Дидактическая игра

 "Математический куб"

C:\Users\1\Desktop\белочка 15-16\DSCN0961.JPG

В игровой зоне "Числовые дома"

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений детей подготовительной к школе группе «Измеряем воду».

Задачи:Обучающая: учить детей измерять воду условной меркой для определения ее количества.Развивающая: развивать способность экспериментирования, решения логических и математических задач; упражнять д...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: «Поможем Буратино»

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по изученным темам. Учит детей практически применять полученные знания в  изменившейся ситуации.Занятие носит комплексный интегрированный харак...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ " БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

На этом занятии дети закрепляют  умение считать в пределах 10 (прямой и обратный счет); навыки ориентирования  на листе бумаги; знания детей о геометрических фигурах;  учатся  восп...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «В магазин игрушек вместе с Буратино».

Конспект к занятию №1 - декабрь по Помораевой и Позиной, переработанный  к теме недели  "Игрушка. Народная культура и традиции".Цель: формирование элементарных математических предс...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.«В гости к бабушке Лукерье»...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Составляем календарь»

Знакомство дошкольника с календарем, является важным моментом для формирования представлений об окружаещем мире.Познакомившись с календарем, ребенок узнает, что такое время года, месяц, день недели. С...