Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе « Лучше всех!»
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Джапарова Гульназ Ачкельдиновна
Ведущая образовательная деятельность: познавательная. 
Интеграция с другими образовательными областям: коммуникация, социализация, развитие речи.
Цель: развитие познавательных и эмоциональных сфер, формирование логико-математического мышления.
Задачи:
Стимулировать развитие мыслительных способностей детей.
Развивать познавательный интерес.
Развивать диалектическое мышление.
Развивать речевую активность детей, активно отвечать на вопросы.
Образовательные
Упражнять в счёте и отсчитывании  предметов в пределах  5 с помощью различных анализаторов ( на ощупь, на слух ).
Совершенствовать  умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).  
Закреплять  умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины ( длина, ширина), результат сравнение обозначать соответствующими выражениями.
Уточнить представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами : вперёд,  назад,  направо, налево.
Развивающие
Развитие логического мышления, сообразительности, внимания.
Формировать мыслительные операции, развивать речь.
Воспитательные
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, уметь оказать помощь.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный  материал. Барабан, колокольчик, ксилофон, « Чудесный мешочек», муляжи фруктов и овощей, набор объёмных и плоских геометрических фигур, 4 картинки с изображением частей суток, большая и маленькая куклы, 2 ленты ( красная – длинная и широкая, зелёная – короткая и узкая), аудиозапись, коробочка с сюрпризом для детей
Раздаточный  материал. Математические наборы, карточки с изображением геометрических фигур, рабочие тетради, простые и цветные карандаши, 2 полоски разной длины и ширины.
Ход  занятия
Организационный момент.
Мы построим ровный круг, 
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
У вас хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать:
Хотите « Лучше всех!» вы стать.
Стук в дверь, появляется  кукла  Умняшка  с медалью «Лучше всех!».  Предлагает детям продемонстрировать свои умения и навыки, чтобы получить такую же медаль.
Воспитатель: « Давайте, ребята, покажем наши знания, умения и навыки!»
Задание № 1
Дидактическое упражнение « Отсчитай столько же».
Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
«Сколько игрушек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько игрушек? – спрашивает воспитатель.
Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.
Затем воспитатель предлагает посчитать фрукты и овощи на ощупь. Но прежде их нужно достать из чудесного мешочка, правильно  определяя название на ощупь. На первый поднос выкладываются только овощи , на второй – только фрукты. Двое детей поочерёдно с закрытыми глазами определяют  количество овощей и количество фруктов. 
Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Задание №2
Дидактическое упражнение « Назови правильно геометрическую фигуру».
На столе разложены геометрические фигуры. Воспитатель даёт задание: « Покажи и назови знакомые геометрически фигуры». Дети поочерёдно называют  фигуру и перечисляют его особенности: цвет, количество углов ( если они есть), количество сторон.
Сначала  исследуют плоские геометрические фигуры, затем – объёмные. Сравнивают их между собой, делая соответствующие выводы.
Работа с карточками: « Дорисуй недостающую  фигуру»
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Потянулись на носочках
Столько раз, 
Ровно столько, сколько пальцев 
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Задание №3
Дидактическое упражнение « Завяжем куклам бантики».
Воспитатель обращает внимание детей на ленты: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент ( Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв  их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с  зелёной?  Какая  по длине зелёная лента по сравнению с красной?»
 «Что  можно сказать о ширине лент? (  Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так , чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии. )  Какая по ширине зелёная лента по сравнению с красной? Покажите широкую ( узкую) ленту. Какая лента подойдёт для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдёт для бантика большой кукле?»
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: « Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая». Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зелёного бантика.
Дети сравниваю свои  полосочки  по длине и ширине методом прикладывания друг под другом. Делаю соответствующие выводы и умозаключения.
Гимнастика для глаз
Лучик, лучик озорной, поиграйка ты со мной ( моргают глазами)
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза  мне покажись (круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду ( смотрят влево)
Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду ( смотрят вправо)
Задание №4
Дидактическое упражнение « Когда это бывает?» - закрепить знания детей о частях суток.
Завтракаем мы утром, а ужинаем…( вечером )
Спим мы ночью, а делаем зарядку … ( утром)
Днём мы обедаем, а завтракаем …( утром)
Солнце светит днём, а луна… ( ночью)
Ужинаем мы вечером , а обедаем…( днём)
В садик мы идем утром, а из садика… ( вечером) 
Практическое задание в рабочей тетради.
Воспитатель: « Вы ребята молодцы! Отлично справились со всеми заданиями. Умняшка слышала о ваших достижениях и приготовила для вас сюрприз. Но чтобы получить его, нужно выполнить ещё одно задание.
Задание №5
Игровое упражнение « Правильно пойдешь – сюрприз найдёшь»
 Умняшка  спрятала коробочку с сюрпризом и предлагает вам её найти.
Для этого нам нужно сделать пять шагов прямо, повернуть направо, сделать  три шага и влево -  пять шагов. 
Выполнив задание, дети находят коробочку с медальками « Лучше всех!»
Рефлексия
Ребята, вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было сложным?
А мне понравилось, что вы старались и были очень активны! Молодцы!!!
 
Использованная литература
   Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа ( 5-6 лет).
  Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс,2007. 
  Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.- 2-е изд.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2006.
  Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду -М.: Просвещение, 1985.
  Основная образовательная программа дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2016. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_issedovatelskaya_deyat-t.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

« Вода – бесценный дар природы»

Цель занятия.

Закрепить знания детей о свойстве воды ( жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течёт, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются , вода не имеет формы). Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление,  любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Познакомить детей с ещё одним свойством воды  (« Пар – тоже вода»). Закреплять в речи детей слова: фильтр , воронка, пар. Воспитывать аккуратность при работе.

Материал.

Прозрачные пластиковые стаканчики, грязная и чистая вода, чайные ложечки, сахар, подносы, воронки, марля, вата, тряпочки, термос с горячей водой, зеркальце, салфетка, алгоритмы, аудиозапись « Вода», мультфильм « Капитошка».

Ход  занятия.

Организационный момент. Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника кипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Основная часть. Воспитатель. Сегодня речь пойдёт о воде. Кому  же нужна вода? А может ли человек  прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же , вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды всё живое на земле погибнет, засохнет. Вода -  это жизнь и воду надо беречь. А как же мы должны беречь воду?

Проводится игра на внимание « Вода, воздух, огонь, земля».

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в  лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? ( Это место , где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы , они полностью подготовлены к работе. Занимайте свои рабочие места.

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1    Какого цвета вода?

Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть её. Спросить, видны ли пальчики через воду ( ответы детей).

Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета.

Опыт №2 Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить , есть ли у воды запах. ( Ответы детей)

Затем предложить детям размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт №3  Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение . Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которое мы положили в воду? ( Ответы детей).

Опыт№4  Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А какую форму имеет вода? Для этого возьмём широкий стаканчик с водой и перельём в узкий стаканчик. Форма, которую принимает вода, изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните  лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так – вода не имеет формы.

  Слышится плач . воспитатель на обратной стороне доски находит « Капельку» - она грустная и грязная.

Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно и скажите, кто это? А откуда появилась « Капелька»? Как вы думаете, почему она грустная? А грязная почему? Дети, а зовут нашу капельку, « Капитошка». Как мы можем ей помочь? Почистить.

Воспитатель предлагает детям очистить воду.

Дети берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.

Воспитатель меняет грустную капельку  на весёлую. Обратить внимание детей, что

Капелька стала весёлой. По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала весёлой и чистой.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись. ( одна рука вверх, другая вниз)

Нам размяться захотелось. ( рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот.( повороты корпусом)

А потом наоборот.

Приседанья начинаем, ( приседания)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.( дети садятся на места)

Опыт№5  пар – это тоже вода.

Воспитатель. Ребята, вы, знаете, что вода бывает холодной, тёплой, а ещё вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей – кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос.

Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.

Воспитатель. Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда , давайте, аккуратно его поймаем на это зеркальце. Посмотрите, что стало с зеркальцем  ( оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

Воспитатель предлагает салфетку ( она сухая). Необходимо промокнуть зеркальце об салфетку. Она стала мокрой. Значит пар – это тоже вода.

Вывод:  пар – это вода. Отмечаем ещё одно свойство воды.

Воспитатель вывешивает на доске плакат – алгоритмы свойств воды.

Подвести итог занятия. Спросить, что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось. Отметить каждого ребёнка, в чём он проявил на занятии.

В конце занятия дети поют песню для капельки « Капитошки».

После дети предлагают  Капитошке  погостить у них природном уголке. Капитошка дарит ребятам угощение.

Использованная литература.

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников ( 4-7 лет).

Крашенников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников ( 5-7 лет).

Аверина И. Е.Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

Основная общеобразовательная программа  дошкольного  образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ

Этот конспект я использовала при показе открытого занятия по ФЭМП для родителей и педагогов группы. Сделала очень красивый большой цветик-семицветик, на обратной стороне которого напечатала задания дл...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Конспект открытого занятия по ФЕМП в старшей группе "Приключение колобка зимой"...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спасение Василисы Премудрой»

laquo;Вхождение»  ребенка в мир  математики будет наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания,...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в королевство математики»

Развивающая задача:Развивитие внимание, любознательность, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память. Обучающие задачи:1. Учить составлять множество из разных элементов,...

Конспект открытого занятия по формирование элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Пять золотых ключей»

Формирование знаний о цифрах от 1 до 5, ведения счета до 10. Формирование знаний о геометрических фигурах ( круг, квадрат. треугольник. прямоугольник, многоугольник).Умение ориентироваться на листе бу...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Математическое приключение Форт Боярд»

Данный конспект поможет провести воспитателям интересное итоговое или открытое занятие с детьми старшей группы в конце учебного года в детском саду...