Конспект открытого занятия по формирование элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Пять золотых ключей»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Юлия Николаевна Куманяева
Формирование знаний о цифрах от 1 до 5, ведения счета до 10. Формирование знаний о геометрических фигурах ( круг, квадрат. треугольник. прямоугольник, многоугольник).Умение ориентироваться на листе бугами ,развитие конструктивных навыков ( собирание пазлов с героями мультфильма).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_femp.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формирование элементарных математических представлений в старшей группе

Тема: «Пять золотых ключей»

Цель: Развитие интересов детей, любознательности, познавательной активности.

Задачи:

Образовательная: формировать знания о цифрах от 1 до 5, вести счет до десяти. Формировать знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Умение ориентироваться на листе бумаги, развивать конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфильмов).

Развивающая: развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность. Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться во времени, познавательный интерес;

развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

Воспитательная: воспитывать интерес к математическим занятиям;

развивать самостоятельность;

воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, парами.

Образовательные области:

Познавательное развитие (ФЭМП)

Социально – коммуникативное развитие (игровая деятельность)

Речевое развитие (речевая деятельность)

Демонстрационный материал: Сундучок, пять ключей золотого окраса, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (это будет озеро), пять рыбок цифрами от 1 до 5,телефон, мяч, микрофон.

Раздаточный материал: Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), пазлы с героями мультфильмов.

Методические приемы: Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, показ картинок к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов. Структура занятия:

1. Вводная часть (1 минута).

2. Основная часть (23 минут).    Цель: реализация поставленных задач.    3.Анализ занятия (1 минута).

Секретный эксперимент с водой: чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку от банки, густую гуашь. После того как закрыть крышку и встряхнуть с закрытой крышкой банку, вода окрасится в нужный цвет.

                                           

                                            ХОД НООД

Организационный момент:

Дети становятся в группе на палас полукругом.

Воспитатель: Ребята на мой адрес электронной почты пришло письмо, там было написано «Ребятам в детский сад . Группа «Солнечные зайчики». Ребята, скажите, а где это такой сад и такая группа?

Дети: (это наш детский сад и наша группа)

Воспитатель: правильно ребята, так значит оно адресовано вам.

Дети: Да.

Воспитатель: прежде чем начать читать письмо, давайте вспомним правила нашей группы (дети вспоминают и называют: отвечает тот, кто поднимает руку, не выкрикивать, если занимаемся в кругу, то отвечает тот, у кого мяч)

Молодцы, начинаем? (ответ детей) Я распечатала его и хочу вам его зачитать (читает письмо, на обратной стороне нарисован Айболит).

Здравствуйте, ребята! Это вам пишет доктор Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал в Африку, там заболели все зверята. Я взял свой чемоданчик с медицинскими

инструментами и, уже было, собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня инструменты и выбросили в синее море, где обитает много-много рыб. И одна из этих рыб проглотила мой чемоданчик. Прошу вас ребята мне помочь, нужно найти ту рыбу, которая забрала мой чемоданчик, и передать мне инструменты, чтобы я вылечил зверят в Африке. Я один не справлюсь, мне нужна ваша помощь. Пираты мне дали задание, которое нужно выполнить ,чтобы добраться до этого синего моря. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Подпись: Доктор Айболит!

Воспитатель: Ребята, поможем доктору Айболиту?

Дети: Да

Основная часть:

Воспитатель: тогда прежде, чем приступить к заданию пиратов, нам с вами нужно потренироваться, давайте поиграем в игру «части суток» - закончи предложение.

Дети: Давайте.

Воспитатель:

- Спим мы ночью, а делаем зарядку …(утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем…(днем)

- Обедаем мы днем, а ужинаем…(вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

Итак, ребята, сколько частей в сутках?

Дети: 4

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети : (утро, день, вечер, ночь).

Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время суток?

Дети: (утро или день) в зависимости от проведения занятий.

Воспитатель: Молодцы, итак, мы с вами сделали разминку для своего ума, посмотрим, что дальше пишут пираты в своем письме .Прежде чем его зачитать, давайте присядем на ковер с вами и сделаем круг (дети садятся султанчиком на ковер или палас кругом). Зачитываю: мы высылаем вам вместе с письмом посылку, озеро, где плавают те самые рыбки, которые и взяли медицинские инструменты и сундук. Попробуйте догадаться, глядя на них какое задание мы зашифровали.

(воспитатель достает обруч, кладет его на середину, в круг), в нем видите, плавают рыбки, на каждой рыбке есть цифра, и золотой ключик, чтобы это могло означать?

Воспитатель: ребята вы помните, что нужно не перебивать друг друга, а поднимать руку, а когда в кругу то …. (дети вспоминают правила в группе, отвечает тот, у кого мяч)

Дети (начинают высказывать каждый свое мнение, приходят к выводу, что нужно расположить рыбок по числовому порядку, а ключик это за выполненное задание отдается). Дети начинают раскладывать в обруче рыбок по числовому порядку от 1 до 5.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на рыбку под номером №1. (Переворачиваю рыбку, там задание)

Задание 1: Это волшебные часы: по ним определяем не время, а день недели. Давайте ответим на вопросы:

Первый день недели называется? –понедельник….

Сколько всего дней недели?

Сколько рабочих?

Сколько выходных?

Какой сегодня день недели?

Молодцы!

И с этим заданием вы справились! 

Держите первый золотой ключ.

Воспитатель: Перед нами дорога. Дорога, какая у нас?

Дети: широкая

Дети идут по дороге.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какое задание у второй рыбки.

Задание 2.   На столе лежит фиолетовый конверт. В нем лежит квадрат с грустным лицом. Что случилось? Почему такой грустный? «Мои домики в моем городке распались. А какие были дома, какой формы? Ребята, а вы догадались?  Дети: Квадратной.  Помогите мне, пожалуйста, их снова построить!»

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Квадрату и соберем  дом! Какой геометрической формы он будет?

Дети отвечают, что квадратной формы.

Работа в группах: 1 группа собирает квадрат из 4 квадратов, 2 группа – из четырех треугольников.

- Молодцы! Держите второй золотой ключ.

Отправляемся дальше. Перед нами извилистая тропа надо по ней пройти аккуратно.

Дети идут по веревке.

А теперь я предлагаю вам отдохнуть. Дети выстраиваются на ковер, педагог включает музыку и проводит физкультминутку «Айболит», дети повторяют

Физкультминутка:

 -Айболит наш потянулся (встать на носочки и руками потянутся вверх)
-Раз нагнулся, два нагнулся (ноги на ширине плеч, руки на пояс и нагнутся влево, вправо)
-Руки в стороны развел, руки с пояса убрать и развести по сторонам)
-Халат беленький надел (погладить себя спереди)
-Взял микстуру, ложку взял, (рукой то левой, то правой по губам)
-И зверятам в ротик влил
-Вот какой он молодец! (показать класс большим пальцем руки)
-Физкультминутке тут конец!

Воспитатель: А теперь давайте сядем за наши столы и продолжим выполнять задания наших рыбок. Берет рыбку под № 3. Читает задание:

Игра «Что, где находится?»

Это задание на развитие памяти, детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать, где расположены геометрические фигуры. Затем расположить их у себя на альбомном листе в правильном порядке, как было показано на экране либо на доске. На столе у ребят у каждого есть соответствующие геометрические фигуры и альбомный лист.

Середина - круг, в правом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу-треугольник, в правом нижнем углу -прямоугольник, в левом верхнем углу-овал) Воспитатель ждет несколько секунд и убирает картинку, ребята по памяти выкладывают у себя. Можно чередовать геометрические фигуры и разные углы расположения их.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием рыбки под № 3,держите золотой ключ.

Воспитатель: Ребята, посмотрите , перед нами болото. Виднеются только маленькие островки. Нужно по ним пройти , не упасть в болото, а то утонете. Берет следующую рыбку под № 4.Читает следующее задание. 

«Пираты заколдовали все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему». Мы будем выполнять это задание ребята с вами сидя на нашем ковре (то есть задания чередуются столы- коврик, столы- коврик).

Дети садятся султанчиком на ковре, и педагог зачитывает задание. Игра называется «Кто где живет?»

Ребята составляют числовой ряд от 1 до 10.

Артем, посчитай числа по порядку, как ты их расставил;

- Дима, какое число ты поставил после числа 4?

- Сабина, какое число у тебя число стоит перед числом 10?

- Варя, назови число, которое больше 5 на 1.

- Диана, назови соседей числа 8.

-Кира цифра 3 между какими цифрами стоит?

Педагог: Молодцы! Все справились с заданием и мы с вами получили еще один ключ. Ребята, сколько ключей мы с вами собрали?

Дети: 4.

Воспитатель: Ну, вот и последняя рыбка у нас с вами, под номером 5. Прежде чем его выполнить нужно пройти за свои столы, (на столах лежат пазлы)

Воспитатель: Ребята, задание такое: нужно собрать пазлы, но так как у нас пазлы только на двух столах значит нужно разделиться на две команды, и каждая команда будет собирать свои пазлы. Дети разделились на команды и начинают собирать пазлы с изображением мультфильмов (животные Африки).

- Ну вот вы и с этим заданием справились ,получите ключ.

Воспитатель: Ребята, задания все выполнили, но мы не нашли инструменты доктора, давайте ему позвоним. (Берет педагог телефон и звонит Айболиту, можно договориться заранее с кем-либо, чтобы он был Айболитом, включить громкую связь, чтобы дети поверили в это)

Разговор с Айболитом:

Воспитатель: Айболит, мы выполнили пять заданий от пиратов, и получили за это пять ключей.

Айболит: Какие вы молодцы, сейчас эти ключи нужно подобрать к сундуку,который я вам прислал, я нашел его на берегу моря, видимо волна его выбросила, но открыть его я не могу, к сожалению, потому что все ключи у вас.

Ребята и воспитатель подбирают ключи к сундуку, открывают его, а там инструменты медицинские и банка с водой.

Воспитатель: Ребята, давайте звонить снова Айболиту, мы нашли инструменты и какую-то воду, что дальше то нам с этим делать?

Звонит Айболиту, рассказывает про воду и инструменты

Айболит: это ни просто вода, это волшебная вода, я ей лечу зверей. Закройте крышку и взболтайте (дети закрывают и болтают, вода окрашивается в цвет). Скорее мне отправляйте по почте эту воду и инструменты, я буду лечить

зверей. А вам там, в сундучке витаминки, (это могут быть витаминки или конфеты) возьмите и не болейте. Спасибо вам огромное, ребята, что помогли мне. (дети с воспитателем запаковывают все в коробку и с воспитателем

обещает сходить на почту и отправить Айболиту)

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята становитесь в круг (можно взять игрушечный микрофон подносить к каждому ребенку для ответа, как интервью) давайте мы с вами вспомним, что сегодня мы делали на нашем занятии, какие задания выполняли? Какое задание для вас показалось самым сложным? А какое, самым легким для выполнения? Вам понравилось помогать Айболиту? Что вы при этом чувствовали? Спасибо, ребята, вам, вы такие добрые и отзывчивые, я знаю теперь, что вы в беде не оставите никого и всегда поспешите на помощь.

А сколько всего было заданий? Замечательно

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ

Этот конспект я использовала при показе открытого занятия по ФЭМП для родителей и педагогов группы. Сделала очень красивый большой цветик-семицветик, на обратной стороне которого напечатала задания дл...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Конспект открытого занятия по ФЕМП в старшей группе "Приключение колобка зимой"...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спасение Василисы Премудрой»

laquo;Вхождение»  ребенка в мир  математики будет наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания,...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Путешествие в королевство математики»

Развивающая задача:Развивитие внимание, любознательность, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память. Обучающие задачи:1. Учить составлять множество из разных элементов,...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе « Лучше всех!»

Ведущая образовательная деятельность: познавательная. Интеграция с другими образовательными областям: коммуникация, социализация, развитие речи.Цель: развитие познавательных и эмоциональных сфер,...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Математическое приключение Форт Боярд»

Данный конспект поможет провести воспитателям интересное итоговое или открытое занятие с детьми старшей группы в конце учебного года в детском саду...