Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)

Арбузова Ольга Николаевна

21 веке мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество информации, поэтому необходимо найти методы, позволяющие ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста. И одним из таких методов является методика Ментальная арифметика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.

Слайд 2:   21 веке мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество информации, поэтому необходимо найти методы, позволяющие ускорить процесс усвоения информации детьми разного возраста. И одним из таких методов является методика Ментальная арифметика.

Слайд 3:   Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан .

Главной целью методики является концентрация внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности.

Слайд 4:   Задачи ментальной арифметики: 

-  Формировать навыки быстрого и правильного счета

-  Способствовать увеличению объема долговременной и визуальной памяти

-  Развивать скорость мышления и обработки информации;

-  Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

- Воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;

- Формировать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, самостоятельность.

Слайд 5:   История ментальной арифметики берёт своё начало в Месопотамии 5 лет. до н.э. появились счеты Абак (разлинованная доска  покрытая песком или пылью со знаками, обозначающими числа). Постепенно счетная доска трансформировалась в китайские счеты суань-пань. А с течением времени попали в Японию, где приобрели современный вид. На сегодняшний день ментальная арифметика, это не только обучение счету, но и система развития интеллекта, широко распространенная по всему миру.

Абакус было заимствовано из латыни и в переводе означает доска (счетная или чертежная). Соробан в переводе с японского- абакус.

Обучение ментальной арифметики включает в себя 2 этапа:        

- Вычисления на счетах.

- Переход к устному счету.

Слайд 6-7: Эта методика развивает сразу оба полушария головного мозга и поэтому задействует все  психические процессы: внимание, слуховую и зрительную память, воображение и т.д. Занятия состоят не только из вычислений на счетах, но и упражнений на развитие логики, мышления, воображения. Если на занятиях дети будут только считать и представлять абакус в уме, то через месяц счеты перестанут их занимать. Поэтому, чтобы усилить эффект, требуется что - то новое и динамичное.

Слайд 8:   Так что же представляет из себя абакус? Он состоит из рамки прямоугольной формы, вертикальных спиц, косточек, точки отсчета и планки, которая разделяет верхние и нижние косточки. Верхние косточки называют – братья или небесные(они обозначают 5), нижние – друзья или земные( обозначают 1-4). Если к центральной планке не придвинуто ни одной  косточки, это обозначает 0. На соробане расположение разряда чисел зависит от выбранной точки отсчета. В большинстве стран Азии, принято точкой отсчета считать центральную точку.

Слайд  9:  Как правильно работать на абакусе? Левой рукой придерживаем абакус. В правую руку берём карандаш и сжимаем его в кулак, выпрямив большой и указательный пальцы. Большой палец — поднимает косточки, указательный опускает. Верхнюю косточку (значение-5) всегда двигаем только указательным пальцем. Нижние косточки – 1,2,3,4 поднимаем вверх большим пальцем, а опускаем указательным. Когда нужно добавить, верхнюю и нижние косточки, использую два пальца (большой и указательный). Убирают косточки тоже двумя пальцами одновременно.

Слайд 10:  Сегодня мы с вами научимся считать простые примеры на абакусе и познакомимся с флеш-картами .

А начнем мы с вам с флеш-кар. Флеш-карты — необходимый инструмент на занятиях ментальной арифметикой. Это небольшие карточки, на которых изображены числа на абакусе. Я вам буду показывать карту, а вы мне называть, какое число изображено (показ нескольких карточек).

Слайд 10:  Перейдем к абакусу. Положите его перед собой, придерживая левой рукой. В правую руку возьмите карандаш и сожмите его3-мя пальчиками. Будем работать только 2-мя пальцами (большим и указательным). Я показываю вам флеш-карту, а вы это число набираете на абакусе.

Слайд 11:Чтобы детям было интересно, флеш-карты преобразовали в корм животным.

Слайд 12: Переходим к простому вычислению. Решим простые примеры на сложение и вычитание 1-9.

Слайд 13: Использование ментальной арифметики уже в дошкольном возрасте, является хорошим средством для проявления интереса к математике.

Плюсы ментальной арифметики для детей:

  • Усиление зрительной и слуховой памяти;
  • Активация смекалки и интуиции;
  • Увеличение концентрации внимания;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование нестандартного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"

Данная презентация несет дополнительную информацию по проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"...

Занятие в средней группе "Капельки" (Формирование элементарных математических представлений) с использованием элементов системного оператора.

В этом занятии вводится вариант дидактической игры " Волшебный лифт" на основе системного оператора( девятиэкранки)С средней группе проблематично введение девятиэкранки полностью из-за несформированно...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с использованием блоков Дьенеша и палочки Кюизенера в старшей группе

Конспект НОД с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера  в старшей группеТип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).Цель: формирование элементарных математических представлений и ин...

Технологическая карта НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием инновационных педагогических технологий для детей 3 – 4 лет ( технология активных методов обучения В.В. Давыдова)

Тема: Геометрические фигуры. ЗакреплениеКультурная практика: познавательная деятельность.Культурно-смысловой контекст: познавательные игры.Образовательная область: познавательное развитие.Цель: соверш...