«Формирование элементарных математических представлений» с использованием элементов технологии М. Монтессори
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Насырова Эльвира Ахнафовна

по теме «Помощники»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_2_1.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

раздел «Формирование элементарных математических представлений»

с использованием элементов технологии М. Монтессори

во второй младшей группе

по теме «Помощники»

Составитель:

Насырова Э.А.,  воспитатель

Когалым, 2022г.

Цель: 

Формирование у детей умения сравнивать два предмета по ширине путем наложения и сенсорных способностей с использованием элементов методики М.Монтессори.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить навыки сравнения двух предметов по ширине способом наложения; побуждать правильно обозначать результат сравнения словами «широкий-узкий», «шире- уже»; закреплять понятия «большой - маленький».
  • Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник;
  • Умение различать и называть знакомые цвета: красный, синий, желтый, зеленый и оттенки: розовый;
  • Упражнять в овладении навыками практической повседневной деятельности (с помощью игр-упражнений М. Монтессори);
  • Продолжать учить слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него без помощи воспитателя, понятно отвечать на него.

Развивающие:

  • Развивать детскую инициативу, познавательный интерес у детей, внимание, усидчивость, мышление.
  • Развивать, мускулатуру рук и мелкую моторику;
  • Развивать сенсорные представления;

Воспитательные:

  • Способствовать проявлению самостоятельности
  • Воспитывать чувство отзывчивости, желание помогать другим;
  • Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда и других;

Словарная работа:

1. Обогащение словаря: заплатка;

2. Активизация словаря:  широкий-узкий, шире-уже, большой-маленький, розовый, синий-желтый цвет, треугольник, квадрат, круг, варенье, компот, угощение.

Методы и приёмы:

Наглядные:

  • Демонстрация заплаток детям.
  • Показ приема «наложение».
  • Показ игровых действий воспитателем.

Словесные:

  • Беседа «Как навести порядок?».
  • Объяснение действий, вопросы детям.

Игровые:

  • Дидактическая игра «Подбери заплатку для покрывала»;
  • Музыкальная игра-разминка «Постираем шарфики»;
  • Игра - упражнение «Варим компот и варенье»;
  • Игра - упражнение «Подбери крышку по цвету»;
  • Игра - упражнение «Подбери прищепку по цвету»;
  • Игровое задание «Сравни шарфики по величине».

Методы повышения эмоциональной активности:

  • Сюрпризный момент «Голосовое обращение от Маши»;
  • Проблемная ситуация «Наведем порядок в группе»;

Предварительная работа: игры с пособиями М.Монтессори: «Геометрический комод», «Рамки с застежками», «Перебери крупу», «Сортировка», «Развесь белье»; разучивание песни «Мы шарфики постираем», беседа о труде близкого окружения9мамы, папы, помощника воспитателя, о помощи; чтение литературы о дружбе и взаимопомощи рассматривание иллюстраций «Добрые дела», реализация проекта «Мамины помощники», сюжетно- ролевая игра «Как я помогаю маме».

Материалы и оборудование:

  • магнитофон, аудиозапись, музыкальное сопровождение «Вкусное варенье», «Постираем шарфики»;
  •  кукла Маша;
  • покрывало с пуговицами, шнурками, застежками, липучками;
  • заплатки геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) по количеству детей;
  • шарфики, прищепки: синие и желтые по количеству детей;
  • две сушилки для белья;
  •  баночки с крышками, пластмассовые ягоды и яблоки, пинцеты, ложки по количеству детей.

Ход НОД.

Вводная часть.

Дети  вместе с воспитателем заходят в группу из раздевальной комнаты. В группе беспорядок разбросаны предметы.

Педагог: Ребята, что случилось? У нас же в группе было чисто! Кто устроил этот беспорядок?

Звучит аудиозапись – фоновая музыка из мультсериала «Маша и Медведь» с сопровождением смеха и слов Маши.

Маша: Ребята! У вас так здорово в группе, столько много игрушек! Я поиграла у вас немного! Но меня Мишка позвал, потерял меня! Я к вам еще придуу-у-уу!

Педагог: Ребята, вы узнали, кто это был?

Предварительный ответ детей: Маша!

Педагог: Верно, это же Маша! Вот озорная девчонка! Она-то и навела беспорядок в группе.

Педагог: Что же нам теперь делать? 

Предварительный ответ детей: Убраться, навести порядок.

Педагог: Посмотрите, что с нашим покрывалом? Что же нам делать? 

Педагог обращает внимание детей на покрывало, и на его разбросанные части.

Предварительные ответы: Маша испортила, порвала! Надо его зашить, починить коврик.

Основная часть.

Педагог: Какая прекрасная идея! Молодцы! И как я сама до этого не додумалась! Мы возьмем заплатки и починим ковер.

Д\и «Подбери заплатку для покрывала».

Педагог подходит к ковру, демонстрирует заплатку.

Педагог: Это заплатки, которыми мы починим покрывало. Давайте вместе скажем «заплатки», Ваня повтори «заплатка», Никита повтори «заплатка».

 Дети вместе проговаривают слово «заплатки», потом индивидуально.

Педагог: Возьмите в руки заплатки, посмотрите, какие они?

Дети берут по заплатке, разглядывают.

Педагог:  Ярослав, а какая у тебя заплатка, какой формы и цвета?

Ребенок: У меня желтый круг!

Педагог: Ваня, а у тебя какая заплатка, какой формы и цвета?

Ребенок: У меня заплатка квадратная, синего цвета.

По аналогии отвечают 4-5 детей.

Педагог: Давайте с помощью этих заплаток починим наше покрывало!

Дети чинят покрывало, прикрепляют заплатки  с помощью шнурков, пуговиц, замков, липучек, застежек и т.д.

Педагог: Илья, а чем отличается твоя заплатка от заплатки Лены?

Ребенок: У Лены зеленый треугольник, а у меня желтый круг. Отличается формой и цветом.

Педагог: Молодцы! Вот и починили мы покрывало! Как новенькое стало! Давайте застелем его на место!

Педагог вместе с детьми застилает покрывало на его прежнее место, на диван.

Педагог:  Посмотрим, что же Маша нам еще устроила?

Педагог,  вместе с детьми,  проходит к игровой зоне, обращает внимание на кукол в зимней одежде.

Педагог: Кукол мы одели, к прогулке приготовили, куда же их шарфики подевались?

Предварительный ответ детей: Вот шарфики!

Дети показывают на разбросанные рядом шарфики.

Педагог: Ребята, а  какие шарфики?

Педагог берет 2 шарфа в руки, демонстрирует детям.

Дети: Желтые и синие. Большие и маленькие.

Педагог: Ох, Маша, перепутала все, смешались шарфы маленьких и больших кукол. А некоторые из них запачкать успела!

Педагог: Что же нам теперь делать?

Предварительные ответы детей: Разобрать на большие и маленькие, постирать и т.д.

Педагог: Отлично, ребята! Для начала мы их разберем по величине, возьмите шарфики, проходите к столам.

Дети берут шарфики в руки, подходят к столу.

Педагог: Ребята, у вас есть два шарфика. Положите их рядом, вот так.

Педагог показывает детям, что шарфики нужно положить перед собой на столы.

Педагог: Ребята, скажите, какие шарфики, одинаковые?

Ответ детей: Нет, шарфики разные.

Педагог: А чем они отличаются?

Предварительные ответы детей: Один меньше, другой больше, один желтого цвета, другой синего цвета.

Педагог: Правильно, ребята, шарфики разные по величине и цвету.

Какой синий шарфик по величине? (широкий), какой желтый шарфик по величине? (узкий).

Педагог показывает руками условную ширину.

Педагог: А теперь сравним, так ли это? Наложите один шарф на другой. Уголочек к уголочку. Вот так.

Педагог демонстрирует, с помощью приема «наложение» накладывает один шарф на другой.

Педагог: Скажите, пожалуйста, какой из шарфиков шире? А какой из шарфиков уже?

Предварительные ответы детей: Синий шарфик шире. Желтый шарф уже.

Педагог: Ваня скажи, синий шарф шире или уже желтого?

Ребенок: Синий шарф шире, чем желтый.

Педагог: Таня, а тебя как? Какой шарф шире?

Ребенок: Синий шарф шире, чем желтый.

Педагог: Ребята, а  какой шарф уже?

Ребенок: Желтый шарф уже чем синий.

Педагог: Маша, а кому из кукол какой шарф завяжем?

Ребенок: Синий  шарф большим куклам, а желтый шарф маленьким куклам.

Педагог: Вот мы и разобрались! Желтые шарфики больших кукол, а синие маленьких, но шарфики запачкались, что же с ними делать?

Дети:  Мы их постираем! Их надо постирать!

Педагог: Отличное предложение, выходите на ковер!

Музыкальная игра-разминка

«Постираем шарфики»

Мы шарфики постираем. - (Пальцы сжаты в кулачки)

Крепко, крепко их потрем, - (Тереть кулачком по кулачку )

Вот так, вот так, крепко, крепко, их потрем.

А потом, а потом,

Мы шарфики отожмем. - (Скручиваем платочки в кулачках)

Вот так, вот так, мы шарфики отожмем.

А потом, а потом,

На веревку отнесем.

Вот так, вот так, на веревку отнесем.

Педагог: Шарфики мы постирали, теперь их нужно развесить, чтобы они высохли! В корзинке лежат прищепки, возьмите для синих шарфиков синие прищепки, а для желтых - желтые.

Игра - упражнение

«Подбери прищепку по цвету»

Педагог показывает на примере одной вещи, как нужно развесить одежду на сушилку.

Педагог: Молодцы, у вас отлично получается!

Педагог помогает ребёнку, если он затрудняется повесить одежду на веревку и закрепить ее прищепкой.

Педагог: Вот и потрудились мы на славу! Какая чистота и порядок! Маша обещала к нам в гости прийти! Может, простим ее шалости, и угостим ее?

Педагог достает корзину с яблоками и ягодами.

Педагог: У меня есть яблоки и ягоды! Я предлагаю из этих вкусных ягод приготовить варенье к чаю, а из яблок сварить компот!

Игра - упражнение

«Варим компот и варенье».

Педагог: Выбирайте, что хотите приготовить для Маши. Для компота возьмите большие банки, а маленькие для варенья.

Дети берут по желанию маленькую/ большую банку с разносов и садятся со столы.

Педагог: А чтоб вам было удобно, возьмите приборы, для приготовления варенья вам помогут щипцы, а для компота - ложки.

Дети в  большую банку складывают яблоки с помощью ложек, а в маленькую ягоды с помощью щипцов.

Педагог: Света, какое ты угощенье готовишь для Маши?

Ребенок: Компот из яблок.

Педагог: В какую банку собираешь?

Ребенок: Я собираю яблоки в большую банку

Педагог: Амина, какого цвета у тебя ягодки?

Ребенок: У меня ягодки красного цвета

Педагог: А в какую банку собираешь ягодки?

Ребенок: в маленькую банку.

Педагог: Какого цвета яблочки Степа?

Ребенок: Яблочки зелёного цвета.

Игра - упражнение

«Подбери крышку по цвету»

Педагог: Такое вкусное варенье у вас получилось! Давайте подберем крышки к банкам по размеру, и закрутим их. Какие возьмете для компота, а какие для варенья? И почему?

Предварительные ответы детей: Для компота большие крышки, для варенья маленькие, потому что банка с компотом большая, для нее нужна большая крышка. А банка с вареньем маленькая, для нее нужна маленькая крышка.

Дети подбирают крышки к банкам и закручивают их.

Педагог: Молодцы! Поставьте банки с угощеньем на разносы!

Дети выкладывают банки на разнос. Стук в дверь.

Педагог открывает дверь, достает куклу Маша.

Педагог: А вот и Маша пришла! Заходи Маша.

Дети с педагогом садятся на коврик, Машу сажают на стульчик.

Педагог: Ребята, давайте расскажем Маше, как мы навели порядок?

Предварительные ответы детей: Мы починили коврик, прикрепили заплатки, разные по форме и цвету.

Педагог: А еще что сделали?

Предварительные ответы детей: Мы разделили шарфики- на широкие и узкие, для больших и маленьких кукол. Постирали шарфики.

Педагог: Верно. А что еще делали?

Предварительные ответы детей: Приготовили угощение для Маши. Варили варенье из ягод, и складывали в маленькие банки, а компот из яблок складывали в большие банки.

Педагог: Маша заулыбалась, как про варенье услышала! Вы большие молодцы. Маша говорит вам спасибо! И извиняется за беспорядок! Больше она так делать не будет. А теперь пойдемте Машу угощать, берите чашки, ложки, накрывайте на стол!

Педагог вместе с детьми сервирует стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"

Данная презентация несет дополнительную информацию по проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"...

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)Опубликовано 11.08.2014 - 2...

Занятие в средней группе "Капельки" (Формирование элементарных математических представлений) с использованием элементов системного оператора.

В этом занятии вводится вариант дидактической игры " Волшебный лифт" на основе системного оператора( девятиэкранки)С средней группе проблематично введение девятиэкранки полностью из-за несформированно...

Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.

21 веке мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество и...

ООД "Конспект педагогического мероприятия по формированию элементарных математических навыков с использованием элементов технологии М. Монтессори"

Закрепить знание о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, квадрат, круг), напомнить понятия «узкий», «широкий»....