«Формирование элементарных математических представлений» с использованием элементов технологии М. Монтессори
план-конспект занятия по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Березка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
раздел «Формирование элементарных математических представлений»
с использованием элементов технологии М. Монтессори
во второй младшей группе
по теме «Помощники»
Составитель:
Насырова Э.А., воспитатель
Когалым, 2022г.
Цель:
Формирование у детей умения сравнивать два предмета по ширине путем наложения и сенсорных способностей с использованием элементов методики М.Монтессори.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить навыки сравнения двух предметов по ширине способом наложения; побуждать правильно обозначать результат сравнения словами «широкий-узкий», «шире- уже»; закреплять понятия «большой - маленький».
- Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник;
- Умение различать и называть знакомые цвета: красный, синий, желтый, зеленый и оттенки: розовый;
- Упражнять в овладении навыками практической повседневной деятельности (с помощью игр-упражнений М. Монтессори);
- Продолжать учить слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него без помощи воспитателя, понятно отвечать на него.
Развивающие:
- Развивать детскую инициативу, познавательный интерес у детей, внимание, усидчивость, мышление.
- Развивать, мускулатуру рук и мелкую моторику;
- Развивать сенсорные представления;
Воспитательные:
- Способствовать проявлению самостоятельности
- Воспитывать чувство отзывчивости, желание помогать другим;
- Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручений, понимать значение результатов своего труда и других;
Словарная работа:
1. Обогащение словаря: заплатка;
2. Активизация словаря: широкий-узкий, шире-уже, большой-маленький, розовый, синий-желтый цвет, треугольник, квадрат, круг, варенье, компот, угощение.
Методы и приёмы:
Наглядные:
- Демонстрация заплаток детям.
- Показ приема «наложение».
- Показ игровых действий воспитателем.
Словесные:
- Беседа «Как навести порядок?».
- Объяснение действий, вопросы детям.
Игровые:
- Дидактическая игра «Подбери заплатку для покрывала»;
- Музыкальная игра-разминка «Постираем шарфики»;
- Игра - упражнение «Варим компот и варенье»;
- Игра - упражнение «Подбери крышку по цвету»;
- Игра - упражнение «Подбери прищепку по цвету»;
- Игровое задание «Сравни шарфики по величине».
Методы повышения эмоциональной активности:
- Сюрпризный момент «Голосовое обращение от Маши»;
- Проблемная ситуация «Наведем порядок в группе»;
Предварительная работа: игры с пособиями М.Монтессори: «Геометрический комод», «Рамки с застежками», «Перебери крупу», «Сортировка», «Развесь белье»; разучивание песни «Мы шарфики постираем», беседа о труде близкого окружения9мамы, папы, помощника воспитателя, о помощи; чтение литературы о дружбе и взаимопомощи рассматривание иллюстраций «Добрые дела», реализация проекта «Мамины помощники», сюжетно- ролевая игра «Как я помогаю маме».
Материалы и оборудование:
- магнитофон, аудиозапись, музыкальное сопровождение «Вкусное варенье», «Постираем шарфики»;
- кукла Маша;
- покрывало с пуговицами, шнурками, застежками, липучками;
- заплатки геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) по количеству детей;
- шарфики, прищепки: синие и желтые по количеству детей;
- две сушилки для белья;
- баночки с крышками, пластмассовые ягоды и яблоки, пинцеты, ложки по количеству детей.
Ход НОД.
Вводная часть.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу из раздевальной комнаты. В группе беспорядок разбросаны предметы.
Педагог: Ребята, что случилось? У нас же в группе было чисто! Кто устроил этот беспорядок?
Звучит аудиозапись – фоновая музыка из мультсериала «Маша и Медведь» с сопровождением смеха и слов Маши.
Маша: Ребята! У вас так здорово в группе, столько много игрушек! Я поиграла у вас немного! Но меня Мишка позвал, потерял меня! Я к вам еще придуу-у-уу!
Педагог: Ребята, вы узнали, кто это был?
Предварительный ответ детей: Маша!
Педагог: Верно, это же Маша! Вот озорная девчонка! Она-то и навела беспорядок в группе.
Педагог: Что же нам теперь делать?
Предварительный ответ детей: Убраться, навести порядок.
Педагог: Посмотрите, что с нашим покрывалом? Что же нам делать?
Педагог обращает внимание детей на покрывало, и на его разбросанные части.
Предварительные ответы: Маша испортила, порвала! Надо его зашить, починить коврик.
Основная часть.
Педагог: Какая прекрасная идея! Молодцы! И как я сама до этого не додумалась! Мы возьмем заплатки и починим ковер.
Д\и «Подбери заплатку для покрывала».
Педагог подходит к ковру, демонстрирует заплатку.
Педагог: Это заплатки, которыми мы починим покрывало. Давайте вместе скажем «заплатки», Ваня повтори «заплатка», Никита повтори «заплатка».
Дети вместе проговаривают слово «заплатки», потом индивидуально.
Педагог: Возьмите в руки заплатки, посмотрите, какие они?
Дети берут по заплатке, разглядывают.
Педагог: Ярослав, а какая у тебя заплатка, какой формы и цвета?
Ребенок: У меня желтый круг!
Педагог: Ваня, а у тебя какая заплатка, какой формы и цвета?
Ребенок: У меня заплатка квадратная, синего цвета.
По аналогии отвечают 4-5 детей.
Педагог: Давайте с помощью этих заплаток починим наше покрывало!
Дети чинят покрывало, прикрепляют заплатки с помощью шнурков, пуговиц, замков, липучек, застежек и т.д.
Педагог: Илья, а чем отличается твоя заплатка от заплатки Лены?
Ребенок: У Лены зеленый треугольник, а у меня желтый круг. Отличается формой и цветом.
Педагог: Молодцы! Вот и починили мы покрывало! Как новенькое стало! Давайте застелем его на место!
Педагог вместе с детьми застилает покрывало на его прежнее место, на диван.
Педагог: Посмотрим, что же Маша нам еще устроила?
Педагог, вместе с детьми, проходит к игровой зоне, обращает внимание на кукол в зимней одежде.
Педагог: Кукол мы одели, к прогулке приготовили, куда же их шарфики подевались?
Предварительный ответ детей: Вот шарфики!
Дети показывают на разбросанные рядом шарфики.
Педагог: Ребята, а какие шарфики?
Педагог берет 2 шарфа в руки, демонстрирует детям.
Дети: Желтые и синие. Большие и маленькие.
Педагог: Ох, Маша, перепутала все, смешались шарфы маленьких и больших кукол. А некоторые из них запачкать успела!
Педагог: Что же нам теперь делать?
Предварительные ответы детей: Разобрать на большие и маленькие, постирать и т.д.
Педагог: Отлично, ребята! Для начала мы их разберем по величине, возьмите шарфики, проходите к столам.
Дети берут шарфики в руки, подходят к столу.
Педагог: Ребята, у вас есть два шарфика. Положите их рядом, вот так.
Педагог показывает детям, что шарфики нужно положить перед собой на столы.
Педагог: Ребята, скажите, какие шарфики, одинаковые?
Ответ детей: Нет, шарфики разные.
Педагог: А чем они отличаются?
Предварительные ответы детей: Один меньше, другой больше, один желтого цвета, другой синего цвета.
Педагог: Правильно, ребята, шарфики разные по величине и цвету.
Какой синий шарфик по величине? (широкий), какой желтый шарфик по величине? (узкий).
Педагог показывает руками условную ширину.
Педагог: А теперь сравним, так ли это? Наложите один шарф на другой. Уголочек к уголочку. Вот так.
Педагог демонстрирует, с помощью приема «наложение» накладывает один шарф на другой.
Педагог: Скажите, пожалуйста, какой из шарфиков шире? А какой из шарфиков уже?
Предварительные ответы детей: Синий шарфик шире. Желтый шарф уже.
Педагог: Ваня скажи, синий шарф шире или уже желтого?
Ребенок: Синий шарф шире, чем желтый.
Педагог: Таня, а тебя как? Какой шарф шире?
Ребенок: Синий шарф шире, чем желтый.
Педагог: Ребята, а какой шарф уже?
Ребенок: Желтый шарф уже чем синий.
Педагог: Маша, а кому из кукол какой шарф завяжем?
Ребенок: Синий шарф большим куклам, а желтый шарф маленьким куклам.
Педагог: Вот мы и разобрались! Желтые шарфики больших кукол, а синие маленьких, но шарфики запачкались, что же с ними делать?
Дети: Мы их постираем! Их надо постирать!
Педагог: Отличное предложение, выходите на ковер!
Музыкальная игра-разминка
«Постираем шарфики»
Мы шарфики постираем. - (Пальцы сжаты в кулачки)
Крепко, крепко их потрем, - (Тереть кулачком по кулачку )
Вот так, вот так, крепко, крепко, их потрем.
А потом, а потом,
Мы шарфики отожмем. - (Скручиваем платочки в кулачках)
Вот так, вот так, мы шарфики отожмем.
А потом, а потом,
На веревку отнесем.
Вот так, вот так, на веревку отнесем.
Педагог: Шарфики мы постирали, теперь их нужно развесить, чтобы они высохли! В корзинке лежат прищепки, возьмите для синих шарфиков синие прищепки, а для желтых - желтые.
Игра - упражнение
«Подбери прищепку по цвету»
Педагог показывает на примере одной вещи, как нужно развесить одежду на сушилку.
Педагог: Молодцы, у вас отлично получается!
Педагог помогает ребёнку, если он затрудняется повесить одежду на веревку и закрепить ее прищепкой.
Педагог: Вот и потрудились мы на славу! Какая чистота и порядок! Маша обещала к нам в гости прийти! Может, простим ее шалости, и угостим ее?
Педагог достает корзину с яблоками и ягодами.
Педагог: У меня есть яблоки и ягоды! Я предлагаю из этих вкусных ягод приготовить варенье к чаю, а из яблок сварить компот!
Игра - упражнение
«Варим компот и варенье».
Педагог: Выбирайте, что хотите приготовить для Маши. Для компота возьмите большие банки, а маленькие для варенья.
Дети берут по желанию маленькую/ большую банку с разносов и садятся со столы.
Педагог: А чтоб вам было удобно, возьмите приборы, для приготовления варенья вам помогут щипцы, а для компота - ложки.
Дети в большую банку складывают яблоки с помощью ложек, а в маленькую ягоды с помощью щипцов.
Педагог: Света, какое ты угощенье готовишь для Маши?
Ребенок: Компот из яблок.
Педагог: В какую банку собираешь?
Ребенок: Я собираю яблоки в большую банку
Педагог: Амина, какого цвета у тебя ягодки?
Ребенок: У меня ягодки красного цвета
Педагог: А в какую банку собираешь ягодки?
Ребенок: в маленькую банку.
Педагог: Какого цвета яблочки Степа?
Ребенок: Яблочки зелёного цвета.
Игра - упражнение
«Подбери крышку по цвету»
Педагог: Такое вкусное варенье у вас получилось! Давайте подберем крышки к банкам по размеру, и закрутим их. Какие возьмете для компота, а какие для варенья? И почему?
Предварительные ответы детей: Для компота большие крышки, для варенья маленькие, потому что банка с компотом большая, для нее нужна большая крышка. А банка с вареньем маленькая, для нее нужна маленькая крышка.
Дети подбирают крышки к банкам и закручивают их.
Педагог: Молодцы! Поставьте банки с угощеньем на разносы!
Дети выкладывают банки на разнос. Стук в дверь.
Педагог открывает дверь, достает куклу Маша.
Педагог: А вот и Маша пришла! Заходи Маша.
Дети с педагогом садятся на коврик, Машу сажают на стульчик.
Педагог: Ребята, давайте расскажем Маше, как мы навели порядок?
Предварительные ответы детей: Мы починили коврик, прикрепили заплатки, разные по форме и цвету.
Педагог: А еще что сделали?
Предварительные ответы детей: Мы разделили шарфики- на широкие и узкие, для больших и маленьких кукол. Постирали шарфики.
Педагог: Верно. А что еще делали?
Предварительные ответы детей: Приготовили угощение для Маши. Варили варенье из ягод, и складывали в маленькие банки, а компот из яблок складывали в большие банки.
Педагог: Маша заулыбалась, как про варенье услышала! Вы большие молодцы. Маша говорит вам спасибо! И извиняется за беспорядок! Больше она так делать не будет. А теперь пойдемте Машу угощать, берите чашки, ложки, накрывайте на стол!
Педагог вместе с детьми сервирует стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"
Данная презентация несет дополнительную информацию по проекту "Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори"...
Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)
Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)Опубликовано 11.08.2014 - 2...
Занятие в средней группе "Капельки" (Формирование элементарных математических представлений) с использованием элементов системного оператора.
В этом занятии вводится вариант дидактической игры " Волшебный лифт" на основе системного оператора( девятиэкранки)С средней группе проблематично введение девятиэкранки полностью из-за несформированно...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов мнемотехники.
Цель: обобщение и закрепление элементарных математических представлений у детей старшего возраста....
Развитие познавательной активности детей посредством формирования элементарных математических представлений с использованием элементов ментальной арифметики.
21 веке мы привыкли к скоростному интернету, к современным средствам передвижения, к быстрому получению большого объема информации. Но не всегда ребенок успевает усвоить и запомнить такое количество и...
ООД "Конспект педагогического мероприятия по формированию элементарных математических навыков с использованием элементов технологии М. Монтессори"
Закрепить знание о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, квадрат, круг), напомнить понятия «узкий», «широкий»....