Технология: «Развитие математических способностей через сказку»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Познавательное развитие – одна из образовательных областей, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда речь идет о формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, то имеется в виду, что эту область нужно связать с окружающей жизнью, чтобы детям было понятно. А для ребенка сказки - это его жизнь.
Ключевые слова: математические представления, математические способности, математические сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_sovremennoe_vremya.docx | 183.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология: «Развитие математических способностей через сказку»
Баранова И. А.
МДОУ детский сад «Сказка»
Познавательное развитие – одна из образовательных областей, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда речь идет о формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, то имеется в виду, что эту область нужно связать с окружающей жизнью, чтобы детям было понятно. А для ребенка сказки - это его жизнь.
Ключевые слова: математические представления, математические способности, математические сказки.
В современное время, в век «компьютеров» математика нужна огромному числу людей различных профессий. Так же, современная начальная школа требует от выпускников детского сада целостной комплексной подготовки их к обучению. Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика - это глубоко логическая наука. Она по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т. И. Ерофеевой, Н. Я. Большуновой). Они говорили, что математическое развитие должно быть связано со всеми деятельностями детей и обучение должно осуществляться без принуждения и давления.
Педагоги - исследователи (Большунова Н. Я., Шорыгина Т. А., Ерофеева Т. И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Они отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей.
Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.
Свою работу мы начали с организации уголка занимательной математики. Это развивающие игры с героями сказок, игры для развития логического мышления, логические задачи, игры-шнуровки, лабиринты, игры на составление целого из частей, игровой материал с пробками (развитие мелкой моторики). Все они интересны и занимательны. Играя в эти игры, дети помогают сказочным героям выполнить задания. Например: помогают Буратино подобрать ключ для замка, Гномам заселить «Паровозик», Золушке собрать бусы по образцу, собрать из частей золотое яйцо для курочки Рябы, играя с лабиринтами найти сокровище и т.д.
К каждой сказке мы оформляем познавательный материал, который содержит задания по темам (например, «Количество и счет», «Состав числа из двух меньших чисел», «Сложение и вычитание», «Деление целого на равные части», «Величина», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве»).
На закрепление знаний геометрических фигур, например сказка «Гуси - лебеди»:
Матушка - большой красный треугольник
Батюшка - большой синий прямоугольник
Баба – Яга – большой черный прямоугольник
Машенька - жёлтый маленький круг
Иванушка - голубой маленький овал
Гуси - лебеди - фиолетовый средний прямоугольник
Печка - коричневый большой квадрат
Яблонька - жёлтый средний овал
Речка – большой синий прямоугольник
Дети выбирают своих героев (на геометрических фигурах рисуют лица, мордочки, каждый ребёнок включает своё воображение, мы помогаем детям, которые затрудняются выполнить задание). После того как все герои из геометрических фигур готовы, показываем сказу «Гуси - лебеди». В конце закрепляем счёт, знания о форме, цвете, величине.
Задания, предложенные в контексте сказки, могут быть изменены в зависимости от уровня развития ребенка и поставленных задач.
Например: Маша и гуси-лебеди
Жила-была девочка Машенька. И был у нее братец Иванушка. Вот раз родители уехали, а Машенька пошла во двор. Заигралась она и не заметила, что Иванушку украли гуси-лебеди и унесли Бабе-Яге на съедение.
Побежала Машенька братца выручать. Идет она лесом, и через 2 км повстречала печку. Печка ей говорит: «Машенька, пожалей меня, достань пирожки, а то сгорят!». Девочка выполнила просьбу печки, а та ей и говорит: «Сосчитай, сколько у меня круглых пирожков, а сколько овальных?»
Машенька сосчитала, а печка спрашивает: «А каких больше из них: круглых или овальных, на сколько больше?». Ответила девочка печке, а та ей дорогу указала. Побежала Машенька дальше. Пробежала она 3 км и повстречала яблоньку.
Просит яблонька девочку: «Сними мои яблочки, тяжело мне их держать». Машенька сняла 10 яблок, 8 из них оказались зелеными, а остальные красные. Яблонька спрашивает девочку: «Сколько из них красных?». Ответила Машенька яблоньке и побежала дальше.
Пройдя еще 1 км, Машенька повстречала ежика и попросила его проводить до избушки Бабы-Яги. А ежик ей и говорит: «Отгадаешь мою загадку, провожу!». Машенька согласилась. А ежик спрашивает: «Сколько на березе яблок растет, если на ней 5 веток и на каждой ветке по 3 яблока?».
Отгадала Машенька загадку, и ежик привел ее к опушке, где стояла избушка на курьих ножках.
Сколько квадратов и треугольников в избушке?
Заходит Машенька в избушку, а там Баба-Яга ее братца зажарить хочет. Девочка стала просить отпустить Иванушку домой. А Баба-Яга и говорит: «Хорошо, только ответь на вопрос: сколько км ты прошла от дома до моей избушки?». Ответила Машенька и на этот вопрос.
Отпустила Баба-Яга Иванушку, и они с Машенькой возвратились домой.
Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, — это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Например: сказка «Теремок» — поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» — это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.
В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.
В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» — дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д.
Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. При знакомстве с цифрами, вместе с детьми вспоминаем название сказок, в которых есть цифры: «»Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и т. д. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое. В этом им помогает «Паровозик из Ромашкова». Он сделан по подобию математического планшета «Геоконт».
В своей работе по математическому развитию мы включаем разнообразные математические сказки, таких авторов как Шорыгина Е.А., Ерофеева Т.И., Большунова Н.Я и многих других авторов. В них обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве , а также числа и др.
Лесные музыканты
Купил медведь на базаре барабан. Сел на поляну в лесочке и начал стучать: бум-бум! Услышал заяц его музыку и прибежал с балалайкой:
- Можно с тобой поиграть?
- Конечно, можно! – ответил медведь.
Затем лиса с бубном прибежала. М стали они все вместе играть. И все у них складно получалось.
Дети, скажите, а сколько всего зверей-музыкантов стало? Каким по счету пришел заяц, а лиса?
И решили музыканты ходить по лесу, играть и лесных жителей развлекать, да на жизнь зарабатывать. А лесные звери им орешками да ягодами платили. Вот встретили они белочку, она каждому зверю по 2 яблочка дала.
Скажите, дети, сколько яблок дала белочка?
Но вдруг налетел сильный ветер и забрал у зверей инструменты: бубен, барабан, балалайку. Пригорюнились звери, и в лесу стало скучно. Но ничего не поделаешь, решили они найти свои инструменты. Пошли они в ту сторону, откуда ветер дул. Долго шли: 3 дня и 3 ночи.
Дети, сколько всего суток они прошли?
И пришли музыканты к большому старому дубу. Подошли и спрашивают:
- Не видел ли, дуб, куда наши музыкальные инструменты пропали?
А дуб отвечает:
- Я здесь постоянно стою и все вижу. Ну, как же, видел и ваши инструменты. Злой ветер унес их в свой дом. Но я вам покажу дорогу. Вы сейчас идите по самой широкой дороге, идите прямо, никуда не сворачивайте.
Ребята, давайте поможем нашим героям правильно выбрать дорогу.
Звери так и поступили. Идут они, и вдруг прилетел ветер и говорит:
- Я вам отдам инструменты, если вы отгадаете мои загадки.
Сколько всего грибов изображено на картинке? Сколько из них мухоморов?
И еще одна загадка. Посмотрите, здесь на картинке нарисованы домики. Два домика одинаковые, а остальные разные. Найдите одинаковые домики.
- Вижу я, что вы умные. Все мои загадки отгадали. Ну, я, как и обещал, отдам вам ваши инструменты, - сказал ветер. Обрадовались звери и пошли домой. По дороге они пели и плясали.
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.
Вживаясь в события сказки, ребенок сам становиться ее действующим лицом. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
Читая сказку, мы не торопим события и не даем готовый ответ. Там, где ребенку предлагается помочь героям выполнить то или иное задание, делаем паузу в чтении. По ходу чтения сказки ребенок выполняет практические действия с наглядным материалом, опытным путем находит решения, анализирует все высказанные варианты ответа, с тем чтобы он сам видел возможность отвергнуть неверный способ решения.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей через занимательные иры
Развитие математических способностей через занимательные иры...
план по самообразованию "Развитие математических способностей через игровую деятельность"
"Развитие математических способностей через игровую деятельность"план работы по самообразованию на 2012 - 2013г.г....
Перспективный план "Развитие математических способностей через конструирование у детей подготовительной к школе группе"
развитие математических способностей через конструирование на занятиях, в самостоятельной деятельности, индивидуальной работе и работе с родителями...
Консультация. Развитие математических способностей через дидактические игры.
Развитие математических способностей через дидактические игры....
Развитие математических способностей через игру
Огромную роль в развитии математических способностей играют развивающие игры. Методики Дьенеша и Кюизенера - отличные помощники в этом деле!...
план по теме самообразования «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г.
план по теме самообразования «Развитие математических способностей через игровую деятельность» на 2013-2014 г.г....
ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Тема:"Развитие математических способностей через современные технологии"
Развитие математических способностей через современные технологии...