ПРОЕКТ детей старшего дошкольного возраста «Математика в профессиях наших родителей»
проект по математике (старшая группа)

Крупчан Марина Алексеевна

Дать детям представление о важности и значении математики в жизни человека, о её связи с разными профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematika_v_professiyah_nashih_roditeley.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

детей старшего дошкольного возраста

«Математика в профессиях наших родителей»

 

Выполнила:

Крупчан Марина Алексеевна,

  воспитатель

2021

Паспорт проекта

№ п/п

Содержание

1.

Тема

«Математика в профессиях наших родителей»

2.

Возраст детей

старшая группа, 5-6 лет.

3.

Сроки реализации проекта

 01 февраля–12 февраля 2021г.

4.

   

Итоговое мероприятие, дата проведения

Итоговое занятие «На острове ошибок» - 12.02.2021г.

6.

Тип проекта

Групповой.

Практико-ориентированный

7.

Вид проекта

Краткосрочный

8.

Цель проекта

Выяснить в каких случаях и как часто родители сталкиваются с решением математических задач в своей профессиональной деятельности

9.

Задачи  проекта

1. Дать детям представление о важности и значении математики в жизни человека, о её связи с разными профессиями.

2. Развивать интерес детей к миру взрослых, к труду.

3. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях, изодеятельности и других видах деятельности

10.

Участники

Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители  

Содержание проекта

Математика сложна, а нужна ли нам она?

Рассчитаться за покупку, инженеру строить дом,

Музыканту, машинисту - нужна в поезде большом.

В любом деле и в науке, без неё никак нельзя –

Все примеры и задачи вы решайте для себя.

Математика сложна, но она, ох, как важна!

Актуальность

      Математика встречается и используется в повседневной жизни, следовательно, определённые математические навыки нужны каждому человеку.

      Нам приходится в жизни считать (например, деньги), мы постоянно используем (часто, не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённость, площадь, объём, промежуток времени, скорость и многое другое. Иногда можно услышать высказывания типа: вот мой папа работает шофёром - он что, там задачи решает? Поэтому необходимо рассказать дошкольникам, где мы можем в жизни встретиться с той или иной задачей, что математика нужна людям всех профессий - это и стало темой данного проекта. 

    Научившись правильно считать, выполнять различные математические операции, дети смогут использовать эти умения в быту, в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, конструировании, на физкультуре. Целенаправленное формирование начальных математических представлений у детей дошкольного возраста даст не только непосредственно практический результат, но и широкий развивающий аспект.

Выявление проблемы

– Ребята, вспомните, пожалуйста, чем мы занимаемся на математике? (учим цифры, геометрические фигуры, считаем, измеряем условными мерками, учим дни недели, правую и левую руки…)

– Как вы думаете, когда вы станете взрослыми, вам пригодятся эти знания?

А ваши мамы и папы уже взрослые и имеют разные профессии.

- А вы хотите узнать, нужна ли им математика?

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта у детей с помощью игр и игровых упражнений, сформируется понимание того, что математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.

Продукты проектной деятельности: 

- фотоколлаж «Математика сложна, но она, ох, как важна!».

- мультимедийная презентация проекта  «Математика в профессиях наших родителей».

- выставка печенья из солёного теста «Чудесные фигурки».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Организационный (подготовительный) этап

Содержание

Сроки исполнения

Результат

1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект.

2. Подбор и изучение литературы и интернет-источников;

3. Анкетирование (опрос) родителей

4. Подбор художественных произведений, дидактических и  развивающих игр, иллюстраций по теме проекта.

5. Создание условий для активной, самостоятельной и совместной с воспитателем, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

01.02- 04.02

1. Модель трёх вопросов:

- «что мы знаем о?»,

- «что мы хотим узнать?»,

-«что нужно сделать, чтобы узнать?».

2. Проведён опрос о профессиях родителей, зачем нужна математика в выбранных ими профессиях.

3. Дополнен дидактический и наглядный материал, дидактические игры, иллюстрации, картины по данной теме, изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Магазин»,

«Семья», «Аптека», «Автомастерскя», «Строители»

4. Подготовлена презентация о разнообразных профессиях.

II. Основной (деятельностный) этап

Содержание

Сроки исполнения

Результат

Работа с детьми

Познавательное развитие

1. Беседы, рассматривание фотографии, иллюстраций

2. Экскурсии

3. Практические исследования

4. Развивающие игры, проблемные ситуации

5. Просмотр мультфильмов

01.02 – 08.02

02.02, 05.02, 10.02

05.02-10.02

05.02-10.02

04.02 – 05.02

Беседы «Профессии. Какие они?» с демонстрацией мультимедийной презентации.

Экскурсии по детскому саду:

- пищеблок;

- кастелянша;

- прачка

Игровые  упражнения:

-  «Расставь посуду»

- «Купим овощи для салата»

- «Измерь крупу условной меркой»

- «Учимся измерять»

- «Подели конфеты поровну»

- «Ателье» - задание «Создайте модель из геометрических фигур»

- «Водители» - задание «Лабиринт», «Воссоздай фигуру»

Развивающие игры:

-«Кому без них не обойтись»

- «Какой посуды не стало?»

- «Магазин игрушек»

- «Логический поезд»

- «Теремок  для  зверушек»

Задачи на развитие логического мышления (приложение 1)

Просмотрены мультфильмы:

- «Остров ошибок»;

- Зайка  - Знайка»

Социально – коммуникативное  развитие

Игровая деятельность

03.02 – 12.02

Сюжетно-ролевые игры:

- магазин

- больница

- семья

- строители

- столовая

- парикмахерская

Коммуникативная деятельность

02.02 – 12.02

Цикл бесед по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью

представителей социальных сфер близлежащего окружения: швея; продавец;

строитель; врач; водитель;

повар; нефтяник; учитель

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

01.02 – 11.02

С. Маршак «Почта»,

Д.Родари «Чем пахнут ремесла»

С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер»,

К. И. Чуковский «Айболит»,  В. Маяковский «Кем быть? », Б. Заходер «Строители»

Художественно - эстетическое развитие

Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности, аппликация, лепка

Выставки продуктов детского творчества

04.02

09.02

11.02

Коллективная аппликация «Мы построим новый дом»

Рисование «Мама на работе», «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Выпечка печенья «Чудесные фигурки»

Взаимодействие с родителями

1. Опрос родителей о профессиях, зачем нужна математика в выбранных ими профессиях.

01.02

Проведён опрос о профессиях родителей, зачем нужна математика в выбранных ими профессиях.

2. Подбор фотографий с места работы родителей для фотоколлажа

01.02 – 05.02

Оформлен фотокаллаж

«Математика сложна, но она, ох, как важна!»

3. Участие в беседах по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью родителей

02.02 – 12.02

Рассказ родителей  об использовании математических знаний в своей профессии:

- в профессии стоматолога (Данылюк Л.Ю);

 в профессии воспитателя (Чурина А.М.);

- в профессии водителя (Козлов А.А.)

4. Подготовка продуктов для совместной творческой деятельности  

11.02

Выпечка печенья «Чудесные фигурки»

III Итоговый этап - подведение итогов реализации проекта

Итоговое занятие  «На острове ошибок» - 12.02.2016г.

Результат проекта:

- Дошкольники расширили свой кругозор, знакомясь с профессиями родителей, и убедились, что математика нужна почти в каждой профессии.

- Узнали, что труд взрослого очень важен,  результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

- Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.

- У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат  профессию такую же, как у одного из родителей.

 

Список использованной литературы:

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
  2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
  3. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
  5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
  6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
  7.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
  8. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.
  9. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  10. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.
  11. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
  12. Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
  13. Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985.
  14. Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989.

приложение  к проекту

Задачи на развитие логического мышления

1. Наши повара сварили компот из разных ягод: клубники, малины, смородины. Угадайте, в какой банке, какой компот.

http://festival.1september.ru/articles/588074/img1.gif

2. В корзине было 6 яблок и 6 груш. Повар нарезал 7 фруктов и положил в компот. Есть ли в компоте груша? Сколько их там?

Выполнение задания: дети получают корзинки с фруктами (плоскостные изображения) и силуэты банок с прорезями, составляют число 7 из разных фруктов.

Проверка выполнения: задания.

Воспитатель: Сколько груш и сколько яблок положили в компот?
Ребенок: 1 грушу и 6 яблок. (Воспитатель выставляет названные цифры на наборном полотне)
Воспитатель: Кто сварил компот из 1 груши и 6 яблок, те можете поставить свои банки с компотом рядом с цифрами 1 и 6. А кто сварил компот по-другому?

(Аналогично рассматриваются и остальные способы образования числа 7: 2 и 5; 3 и 4; 4 и 3; 5 и 2; 6 и 1).

3. Повара испекли булочки на двух противнях (выставляю 2 листа: с кружками, расположенными в 2 ряда по 9 шт., и овалами – в 3 ряда по 6 шт.). На каком противне поместилось больше булочек? (Ответ: одинаково, поровну, по 18) Докажите, что булочек на противнях поровну. (Дети считают). А как по-другому можно сосчитать, быстрее? (Счет двойками: 2-4-6-8 и т.д.; тройками: 3-6-9-12 и т.д.).

4. В детском саду готовятся к празднику. Елена Викторовна (повар) приготовила яблоки, груши, сахарный песок. (Выставляет мешочки с надписями: яблоки – 1 кг, груши – 1 кг, сахар – 1 кг). Какой из мешочков с продуктами самый тяжелый? А какой самый легкий?
А Алёна Александровна (повар) поставила на стол еще 1 мешочек с продуктами – это была мука (2 кг) 
– Сколько всего мешочков с продуктами приготовили повара? 
– Все ли они одинаковы по весу? 
– Мешочек с каким продуктом тяжелее? 
– Кто думает по-другому? 
– Докажите, что мешочек с мукой тяжелее?
– Что больше, 2 кг или 1 кг? А что меньше?
– А теперь сделайте вывод. 
(Самый тяжелый мешочек с мукой, потому что он весит 2 кг. Остальные мешки весят по 1 кг. 2 кг тяжелее, чем 1 кг).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы справились с заданиями. Как теперь считаете, какими математическими умениями должен владеть повар?
Дети: Повара должны уметь хорошо считать, сравнивать, взвешивать, уравнивать.

Работа по модели часов

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и занять места.

– У вас на столах находятся модели часов. Они показывают разное время. Выслушайте задачу и покажите модель с правильным ответом.

Задача: к празднику поварам нужно приготовить пироги со сладкой начинкой. Для выпечки пирога требуется 30 мин. Пирог поставили в печь в 10 ч 30 мин. Когда пирог будет готов? (Дети показывают модель часов с правильным ответом).

– Что же нужно уметь повару, чтобы пирог не подгорел или не остался недопеченным? (Правильно определять время по часам)

Деление на равные части

Воспитатель: «Все что в печи – на стол мечи!». Наши пироги на столе. У каждого повара по 2 одинаковых по величине пирога: 1-й пирог с клубничной начинкой и украшен ягодами клубники; 2-й пирог – с черничной начинкой и украшен ягодами черники. (Вывешивает схематическое изображения пирогов квадратной формы на доске). Каждый из детей хочет получить кусок пирога с ягодкой. На сколько частей можно разделить каждый пирог так, чтобы на каждом куске была ягода и все куски были равными?

http://festival.1september.ru/articles/588074/img2.gif

Дети: На 8 частей, потому что на каждом пироге по 8 ягод.

– Поделите «пироги» на 8 равных частей разными способами. (У каждого ребенка на столе по 2 одинаковых по размеру квадрата, дети путем перегибания делят квадраты на 8 равных частей). И отрежьте по 1 кусочку от каждого пирога. (Вырезают ножницами). Какой формы получились куски? Какой формы кусок с клубникой? (Прямоугольной формы). Какой формы кусок с черникой? (Треугольной). Сравним кусочки пирогов. Как вы думаете, равные они или нет? (Ответы). Пусть каждый докажет правильность своего ответа. (Оба пирога были равны по величине. Поделили их на одинаковое число частей, значит, куски равны).

Сравнение площадей треугольника и прямоугольника с помощью преобразования геометрических фигур (видоизменения треугольника).

Воспитатель: Я вам покажу, равны ли эти куски между собой. Для этого разделим треугольный кусок пирога на 4 равные части. Сколько и каких фигур у вас получилось? (4 треугольника) Сейчас из этих 4 треугольников составьте прямоугольник. (Дети выполняют) Проверьте выполнение задания по этой карточке (Показывает схему составления прямоугольника из 4 равных треугольников). Подумайте, как мы можем сравнить кусочки пирогов? 
Дети: Наложить 1 прямоугольник на другой, составленный из треугольников.
Воспитатель: Кто сможет сделать вывод по сравнению кусочков? (Ответ).
– Какие ещё математические умения нужны повару?
Дети: Умение делить на равные части, знание геометрических фигур, умение сравнивать по величине.

Воспитатель:

Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд!
Спасибо скажем им за это – 
Быть поваром нелёгкий труд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди огненной профессии»

Любой человек мечтает приобрести в жизни любимое дело, приносящее радость ему самому и доставляющее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь доставляла удовлетворение? Профессия челов...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Птицы - наши пернатые друзья»

Цель.  Расширять знания детей о птицах, об их характерных особенностях, о взаимодействии с человеком и окружающей средой.                     ...

Проект по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Математика с нами всегда и везде»

Проектпо формированию элементарных математических представленийдля детей старшего дошкольного возраста «Математика с нами всегда и везде»...

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста " В мире профессий"

Введение.Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. ...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и кажд...

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях иположительного отношения к труду и профессиональному миру в процессе совместной исамостоятельной деятельности детей через «погруже...

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий"

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий"...